Перед 1 сентября все педсоветы, совещания, торжественные собрания были посвящены обсуждению президентской инициативы «Наша новая школа». Выглядело это очень по-нашему, поскольку вся инициатива состоит из нескольких достаточно тривиальных абзацев в прошлогоднем президентском послании, и за год не появилось ни одного внятного документа, в котором обозначили бы, что же конкретно собираются делать, бюджеты, сроки. Но нам не привыкать. Велели — обсудили.
Впрочем, одна президентская инициатива все-таки имеет конкретные сроки. Наступающий 2010 год он объявил Годом учителя. Правда, не пояснил, что же последует за этим красивым названием.
Однако что за этим последует, с предельной конкретностью на прошлой неделе сообщил вице-премьер правительства Александр Жуков на совещании в Центральном федеральном округе. «Правительство РФ, — сказал он, — приняло решение не индексировать зарплату работников бюджетной сферы в 2010 году».
То есть весь Год учителя мэры и премьеры, сенаторы и губернаторы будут беспрерывно благодарить учителей за их благородный труд, клясться в любви, кланяться в ноги, а самые сентиментальные будут даже пускать слезу, вспоминая свою первую учительницу с седыми прядками и школьными тетрадками. Но зарплату не повысят.
Москва еще способна повысить учительские зарплаты из собственных средств (и наша фракция «Яблоко» уже подготовила соответствующие поправки в бюджет столицы), еще пара регионов-доноров это может осилить, но остальные восемь десятков регионов на зарплаты бюджетников получают целевые субвенции из центра. А это как раз и значит, что в абсолютном большинстве регионов России зарплаты учителей будут заморожены.
Вообще-то для таких действий властей есть специальная формулировка в УК: «с особым цинизмом». Замораживание и без того нетучных учительских зарплат с учетом инфляции означает сокращение их за Год учителя примерно на треть.
Зато грамот раздадут — море. И благодарностей. Уважухи (как любят выражаться наши ученики) будет выше крыши. Ведь президент прямо сказал в послании: «Мы сделаем всё, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе». А про деньги он ничего не сказал.
Вот банкам и корпорациям никто грамот не раздает. Пальцем грозят. И нынешний год никто Годом, скажем, Дерипаски не объявлял. Его даже по ящику премьер ругал. Зато финансовых вливаний сделали — немерено. Конечно, все — и Обама, и Меркель, и Саркози, и про¬чие — в условиях кризиса санкционировали мощные (контролируемые) вливания в финансовые и бизнес-корпорации. Но если открыть программу выхода из кризиса того же Обамы, там только первые страницы про финансы и банки, а дальше всё только про науку, про новые технологии, про образование — как единственный эффективный путь выхода из кризиса.
...Недавно выступал на очень серьезной международной конференции по школьным проблемам. У нас в России есть своя, особая форма патриотизма. Нам кажется, что все самые большие драмы и кризисы, самые серьезные проблемы могут быть только у нас, в России. В том числе — и проблемы образования. Международные встречи отрезвляют. Кризис школы, кризис образования, он и в Африке кризис. А также в Америке, Европе, Азии. И даже в Австралии. Как сказал, завершая конференцию, ректор Лионского университета Мишель Люссо, «во всем мире школа перестала быть местом, где решаются проблемы. Школа сама стала проблемой». Все ищут пути школьных реформ. Значит — есть возможность сравнить, оценить, увидеть, у кого получается, у кого не очень.
Одним из инструментов реального сравнения успешности образовательных систем разных стран в последние годы стали международные исследования TIMMS, PIZA и т.д., в которых участвуют несколько десятков стран. Общеизвестно, что результаты наших школьников в этих исследованиях весьма посредственны. Менее известны таблицы сравнения финансовых вливаний разных стран в соотношении с их результатами. Оказывается, само по себе высокое финансирование сферы образования совсем не прямо связано с высокими результатами. Кстати, в этих таблицах мы совсем не самые худшие, поскольку и финансирование у нас плохое, и результаты так себе. А есть страны с мощным финансированием и со столь же средними результатами — США, Германия и т.д.
Как же достигает стабильно высоких результатов во всех исследованиях наш ближайший сосед Финляндия, еще столетие назад окраина Российской империи, в образовательной системе которой сохранилось немало близких нам черт? Финны пожимают плечами. Никаких хитростей и чудес. Просто в центре всех реформ — учитель. Не только его материальное обеспечение (высокое, но немногим выше общеевропейских показателей), но и система социальных гарантий, престиж, и как следствие — высокие конкурсы на педагогические специальности. Включая воспитателей дет¬садов и учителей начальной школы. Заметим, что Финляндия — лидер и по рассчитываемому ПРООН-индексу развития человеческого потенциала. Это прямо связано.
...На этой конференции в списке участников, помимо ректоров, министров, чиновников, ученых, представителей официальных международных структур, я обнаружил удивившую меня строчку — «Педагогическое кафе». Навел справки. Оказалось, что это очень крупный и авторитетный французский учительский сайт. С его помощью учителя реагируют, обсуждают, влияют на все министерские решения.
Я вспомнил об этом «Педагогическом кафе» во время наших августовских педсоветов. Даже если представить, что кто-то из моих коллег-учителей вдруг реально, серьезно, с болью и заинтересованностью начнет обсуждать на окружном или городском педсовете абстрактные президентские инициативы, как об этом президент-то узнает? По резолюциям, которые напишут, точнее, уже заранее написали чиновники?
Может, Год учителя сделать хотя бы Годом голоса учителя? Этим летом в Питере собрался Первый всероссийский педагогический форум. Не в Кремлевском дворце собрался, не по указке сверху, а по инициативе социальной интернет-сети «Завуч», в которой зарегистрировано 70 тыс. учителей. 167 учителей из 62 регионов встретились в Петербурге и приняли обращение к президенту. Потом еще подробно обсудили обращение на сайте, уточнили формулировки.
Впервые учителя внятно заявляют, что хотят быть именно учителями, а не продавцами в магазине «образовательных услуг». И это серьезный идеологический спор с установками Министерства образования, который далеко выходит за пределы привычно-журналистских споров про ЕГЭ. В питерской резолюции учителя ставят профессиональные вопросы и оценки. Но, может, еще важнее сам факт возникновения независимых учительских форумов, их перехода из виртуала в реальность.
...На августовских окружных педсоветах перед новым учебным годом традиционно поздравляют молодых учителей с началом работы в школе. Еще несколько лет назад их были единицы, а парней не было вообще. Сейчас я насчитывал их сотни (в одном за¬ле — где-то 150, в другом — 180). И это, пожалуй, главное чудо нового учебного года.
Они другие. Они иначе слушают, иначе реагируют. А на торжественном педсовете в Юго-Западном округе пара молодых специалистов и вовсе в открытую целовалась во время обстоятельного выступления руководителя Управления образования и не прекратила своего весьма заметного из президиума занятия во время выступления префекта. Моих напутствий с трибуны собрания они уже не услышали, Видимо, не выдержали и сбежали с этого официального мероприятия. Может, решили заняться выполнением не менее важной для города и страны программы повышения рождаемости. И правильно, поскольку десятку семейных пар молодых педагогов вручали документы на новые квартиры.
Бог им в помощь!