15 марта 2010
Анатолий Голов специально для сайта

Ко Всемирному дню защиты прав потребителей

Ежегодно 15 марта мировая общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей как день международного потребительского движения. В соответствии с резолюцией ООН признается 8 основных прав потребителей:

1. право на удовлетворение основных нужд (на основные базовые товары и услуги, обеспечивающие выживание);

2. право на безопасность (право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни);

3. право на информацию (право на защиту в случае мошеннически ложных или вводящих в заблуждение информации, рекламы, надписей на товарах либо иной практики и на обобщение фактов, необходимых для совершенствования обоснованного выбора);

4. право на выбор (право возможности доступа к разным, товарам и услугам по конкурентоспособным ценам);

5. право на выражение интересов потребителей (право быть выслушанным: отстаивать свои интересы, побуждать правительственные и другие осуществляющие государственную политику органы принимать предложения потребителей к рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики);

6. право на возмещение (на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения);

7. право на потребительское просвещение (право приобретать знания и навыки, позволяющие потребителю постоянно, в течение все жизни повышать грамотность по части отстаивания своих потребительских прав, а также воздействия на сферы производства и реализации товаров и услуг);

8. право на здоровую окружающую среду.

Как обстоит дело с этими правами в нашей стране, лучше всего видно на примере жилищно-коммунальных услуги.

Рост тарифов на ЖКУ намного обгоняет инфляцию. Правительство считает, что за газ и электричество мы должны платить по мировым ценам, при этом ничего не делает для того, чтобы зарплаты хотя бы приблизились к средним по развитым странам.

Приняв новый Жилищный кодекс государство оставило граждан один на один с управляющими компаниями (бывшими ЖЭСами, ДЭЗами, Жилкомсервисами и т.п.). Попробуйте спросить у них, куда уходят наши платежи и почему они так плохо нас обслуживают.

В соответствии с законодательством, государство несет должно обеспечивать контроль за безопасностью товаров, работ и услуг. Это понятно – мы сами не можем проверить их безопасность. Но в прошлом году Правительство честно сказало, что оно не может организовать контроль без поборов и взяток. И поэтому оно просто ликвидировало этот контроль.

Теперь проверку по вашей жалобе на небезопасные товары и другие нарушения ваших прав Роспотребнадзор (служба, отвечающая за защиту прав потребителей и наше благополучие) может провести только с разрешения прокурора. И раньше контроль был слабый, а теперь он практически прекратился.

Вы сами можете посмотреть, насколько соблюдаются другие ваши права потребителей.

Что же делать нам, простым потребителям, если нет надежды на эту власть?

Приходится вспомнить старую, еще советскую пословицу: спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Мы с вами можем многое сделать. Самое простое – это наказать плохих продавцов и плохих производителей товаров рублем. Не отдавайте его, если ваши права нарушаются. Если нет ценника, если вам хамят, если продавец не может дать пояснения по товару – поворачивайтесь и уходите. Здесь вас не уважают – накажите их и не приходите больше в этот магазин. И учтите – за маленьким нарушением может последовать большое и большие проблемы.

Если вы считаете нарушение серьезным, требуйте его устранения. Напишите претензию, жалобу, вызовите директора и спокойно все ему выскажите. Этим вы поможете и себе, и другим.

Давайте отметим наш общий праздник активной защитой наших прав.

Автор - член Бюро РОДП «Яблоко», сопредседатель Союза потребителей России.

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).