11 мая 2010
Блог Сергея Митрохина на сайте "Эхо Москвы"

Генплан пойдет под суд

Судиться с Лужковым – занятие тяжелое. Справедливости от судов ожидать не приходится. Однако деваться некуда. Все иные способы противодействия этому документу исчерпаны. Поэтому «ЯБЛОКО» готовит целую серию судебных исков. Главный - с требованием отменить генплан. И еще ряд сопутствующих. Хотелось бы еще раз объяснить, почему мы так упорствуем в своей враждебности к этому творению градостроительной бюрократии.

Что такое Генплан и ПЗЗ (правила землепользования и застройки)

Генплан состоит из двух частей. Первые около 100 страниц определяют основные направления развития города, вторые чуть больше 100 с таблицами – целевые параметры развития: площадь особо охраняемых (ООПТ) и обычных природных территорий, объемы строительства по отраслям – образование, здравоохранение, гостиницы и т. д.

Вторая часть – карты. Они делят город на функциональные зоны – общественные, жилые, промышленные, тех же ООПТ.

ПЗЗ, которые Мосгордума пока не приняла, ещё больше детализируют разделение на зоны. Для каждого земельного участка в Москве они определят, что можно построить, какой высоты (в метрах), какая плотность застройки (тыс.кв.м/гектар) здесь возможна.

Ещё одна карта генплана, вокруг которой бушуют наибольшие страсти, это разделение города на так называемые «зоны сохранения и комплексного благоустройства сложившихся территорий» и «территории реорганизации», на которых намечено «комплексное преобразование», проще говоря массовый снос или массовое уплотнение.

Суть реформы

Раньше для каждого объекта вопрос – можно строить или нет? – решался отдельно. Новый генплан + ПЗЗ для всех участков территории города определят, что на них можно строить – жильё, офис, магазин или гостиницу, какой высоты и в каком объёме.

Если у вас во дворе генплан и ПЗЗ разрешат строительство офиса и увеличение площади застройки, то никаких согласований с жителями, никаких публичных слушаний проводиться не будет! За исключением отдельных случаев, оговоренных законом.

Вся документация, обосновывающая правомерность строительства, отменяется «как класс».

Власть проводит аукцион, выделяет инвестору участок и всё!

Чем плох Генплан?

Отдавая значительные территории города под коммерческую застройку (в первую очередь, офисно-деловую), он сокращает земельные ресурсы, необходимые для:

1) развития транспортной сети (ликвидации пробок),

2) строительства доступного жилья и социальных объектов (детсады, школы, поликлиники ит.д.),

3) сохранения природных зон и

4) исторической застройки.

Генплан никак не стыкуется с планами развития Московской области. Не зафиксирован статус ближайших к Москве лесов, как лесозащитной полосы Москвы. Для Москвы – это легкие, а для области – зона развития (пример – Химкинский лес).

8-10 полос Большой Ленинградки в Москве упрутся в 4 полосы в области. После вбухивания миллиардов бюджетных денег Ленинградка опять будет стоять!

Для краткости остановлюсь только на нескольких отдельных иллюстрациях ожидающего нас абсурда.

Проблема транспорта

Протяженность улично-дорожной сети по генплану к 2025 году составит 5900 км., то есть увеличится лишь на 25%. Специалисты считают, что если строительство дорог сделать приоритетом, есть возможность увеличить протяженность дорог хотя бы на 40%. От этих 15% зависит, сколько мы будем стоять в пробках – как в своих автомобилях, так и в общественном транспорте.

На дорожное строительство тратятся огромное средства. Власть считает, что необходимо их вкладывать в отдельные, дорогостоящие, амбициозные проекты.

Четвертое кольцо. 4 км от ш. Энтузиастов до Партизанской обошлись чуть меньше миллиарда долларов. При этом основная развязка нового участка 4 кольца с Шоссе Энтузиастов до сих пор не построена.

Туннель от ул. Алабяна до Балтийской и Большой Академической ниже уровня залегания метро. Стоит более 250 миллионов долларов. Технически исключительно сложный и дорогой проект почти ничего не даст с точки зрения транспортной разгрузки.

Развязка у Белорусского вокзала. 5 лет идет работа, но так и нет проекта переноса коммуникаций.

Часть проектов приведет к уничтожению зеленых зон, например – магистральные дороги через территории ООПТ.

Какие проекты нужны Москве?

Не единичные, сверхдорогие амбициозные, а десятки и сотни относительно простых и на порядок более дешевых, увязанных в единый общегородской комплекс.

Может, вместо четвертого кольца построим 2 новые полноценные линии метро? А вместо туннеля на Алабяна – 10 развязок? Таких, например, как:

Люблинская улица – Волгоградский проспект и т. д., развернутый список можно найти в программе московского «ЯБЛОКА»

Генплан не даёт ответ на вопрос, когда начнётся их строительство и начнется ли вообще.

Кроме строительства дорог, нужно стимулировать пользование общественным транспортом, а для этого ввести приоритетный проезд общественного транспорта по основным магистралям, увеличить плотность маршрутной сети, уменьшить интервалы, ввести спутниковый мониторинг транспорта. Нужно развивать реверсное движение – утром увеличивать число полос в город, а вечером – в область.

Очевидное – невероятное

Видимо, осознавая слабость транспортной составляющей документа, разработчики внесли в его текст прогноз о том, что к 2025 году число автомобилей в городе увеличится всего на 8%. За прошлый 2009 год по данным ГИБДД оно возросло на 8, 5%!

Фантастики тут вообще хватает. Например, около 70 новых станций метро, туннели к которым в Генплане не обозначены.

Природные территории

Во-первых, резко снижены планы по созданию новых ООПТ. Ранее были утверждены планы увеличения их площади к 2020 г. 24,8 тыс га. Теперь к 2025 – только 21,7 тыс. га.

Во-вторых, резко снижается статус ООПТ. Разрешено строительство на них спортивных, культурных, рекреационных объектов и так далее. Что такое рекреационный объект? Это поле для гольфа с парковкой и «гостиницей», которая станет для олигархов местом постоянного жительства (как в «Острове фантазий»).

Вывод неутешительный. Чем больше «зелени» будет в карманах девелоперов, тем меньше ее окажется на улицах города, загазованность которого при росте пробок (см. выше) будет увеличиваться.

Небольшие улучшения

По сравнению с первоначальным проектом они есть. Самое большое достижение общественности и партии «ЯбЛОКО» – отказ от планов строительства мусоросжигательных заводов. Правда, хотя МСЗ убраны из генплана, никакой программы мусоропереработки в нём нет. Не будем дышать диоксинами, просто увязнем в горах мусора!

Кроме того, планы строительства офисов снизились с 37 млн. кв.м., до 27. млн., что тоже очень много. Вот, собственно, и все!

Что мы будем делать дальше?

Помимо обращения в суд, возьмем на себя часть функций Правительства Москвы. Именно оно должно было разработать интернет-ресурс, на котором москвичи смогут найти информацию о том, что принесёт Генплан их району и их двору.

Оно этого не сделало, поэтому ресурс разработает партия «ЯБЛОКО». Он будет открыт после публикации окончательного текста генплана.

Если такой ресурс вам интересен, оставьте электронный адрес на этой странице.