1 декабря 2017

Заключение Центра антикоррупционной политики партии «Яблоко» на Постановления Правительства РФ от 27.11.2017 № 1428 и 1429

Заключение Центра антикоррупционной политики партии «Яблоко» на Постановления Правительства РФ от 27.11.2017 № 1428 и 1429 Правительство РФ приняло Постановления от 27.11.2017 и № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – Постановление 1428) и № 1429 «О приостановлении действия подпунктов «е» и «к» пункта 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» (далее – Постановление 1429). Данные Постановления вводят особый режим организации закупок для ряда заказчиков:

– приостанавливают действие пп. «е»и «к»п. 2 Правил, введённых Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132, что позволяет заказчикам по ФЗ от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не раскрывать информацию о подрядчиках, субподрядчиках, договорах с последними;

– вводят режим государственной тайны для закупок Министерства обороны РФ, ФСБ и СВР, а также освобождают перечисленные органы от обязанности согласовывать заключение контрактов с единственным поставщиком в соответствии с ч. 3 ст. 84 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как следует из официальных комментариев представителей Правительства, перечисленные новеллы необходимы для обеспечения безопасности заказчиков в условиях международных санкций в отношении России. Следует отметить, что применяемые меры не позволят достигнуть поставленных целей и увеличивают коррупционные риски по следующим ниже причинам.

1. Распоряжением Президента США № 13685 от 19 декабря 2014 года введены финансовые санкции в отношении 14 оборонных компаний, и публичных российских персон, установлены ограничения на финансирование банков, а также Газпрома, Роснефти, и других энергетических компаний. Этим распоряжением, другими нормативными актами США и ЕС наложены ограничения на кредитование, экспорт ряда технологий и продукции, в которых нуждается российская промышленность. Нет оснований полагать, что устранение с Интернет-сайта zakupki.gov.ru информации о подрядчиках и субподрядчиках российских заказчиков сократит возможности контроля над компаниями-резидентами в рамках юрисдикции властей США и ЕС. Принимаемые Правительством РФ меры не содержат экономического обоснования и не увеличивают заинтересованность зарубежных компаний в работе на российском рынке в сложившихся неблагоприятных условиях.

2. Мера, введённая Постановлением 1428, влечёт снижение возможностей общественного контроля над закупками заказчиков по ФЗ от 18.07.2011 N 223-ФЗ. В условиях отсутствия информации о подрядчиках и субподрядчиках, договорах с последними органы общественного контроля лишаются возможности осуществлять свои права в соответствии со ст. 10 от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», что провоцирует бесконтрольные расходы, заключение договоров с аффилированными лицами, неурегулированные конфликты интересов. Не учитываются также экономические риски и негативные последствия для экономики России, так как ряд контрагентов может отказаться от работы с компаниями в условиях непрозрачности их закупочной деятельности. Возникает необоснованное сокрытие информации, поскольку Правительством не проведено разграничение закупок отдельных товаров, работ и услуг, связанных с санкционным режимом, и прочих объектов, закупка которых не содержит угрозы для подрядчиков, субподрядчиков.

3. Без необходимости устранено согласование, предусмотренное ч. 3 ст. 84 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ. При проведении соответствующего согласования контрольный орган информирован о необходимости соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны. Также нужно учесть, что доля закупок, публичность которых влечёт угрозу безопасности и обороноспособности государства, ограничена. Таким образом, перевод всех закупок Министерства обороны, ФСБ и СВР в режим государственной тайны и устранение согласований – необоснованны.

Предложения

1. Пересмотреть позицию Правительства РФ, изложенную в Постановлениях 1428 и 1429 с учётом описанных рисков.

2. Сохранить порядок согласований, предусмотренный ч. 3 ст. 84 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

3. Обеспечить гарантии прозрачности процедур закупок за исключением тех случаев, когда раскрытие данных влечёт реальную угрозу разглашения охраняемых законом тайн. В таких случаях разграничить категории объектов закупок, в отношении которых применяется временный режим, установленный Постановлениями, с обоснованием необходимости введения такого режима по каждой категории.

Руководитель Центра антикоррупционной политики

Сергей Митрохин

Замруководителя Центра антикоррупционной политики

Алексей Карнаухов

Юрист Центра антикоррупционной политики

Алексей Чумаков


Статьи по теме: Центр антикоррупционной политики


Все статьи по теме: Центр антикоррупционной политики