Яблоко России

Учредитель: Объединение ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел. (095) 429-55-90, тел/факс (095) 429-71-00. E-mail: npaper@yabloko.ru
Индекс на подписку 27870


1 страница 2 3 4 5 6 7 8 Содержание

НАШИ ПРИОРИТЕТЫ: "Яблоко" будет отстаивать то,
что соответствует интересам его избирателей

"Коммунизм - болезнь социальная. От бедности и нищеты - как педикулез..."
Григорий ЯВЛИНСКИЙ

  • Так ИХ устанавливают...
  • Кстати
  • Выступление Г. Явлинского, посвященное отчету правительства и обсуждению бюджета-98


  • Так ИХ устанавливают...

    На снимке - вовсе не венец совершенствования и развития ловчей ямы как оружия. Это - одна из серийно выпускаемых российских противопехотных мин. Оружия, к конвенции о запрете которого собирается, как заявил Борис Ельцин, присоединиться и наша страна.

    Войны заканчиваются, мины - остаются. Они безлики и не разбираются в том, кто осмелился нарушить их коварное спокойствие...

    Их легко установить. За разминирование же приходится платить по большому счету - сапер не ошибается дважды...

    Но если бы все наши проблемы с оружием ограничивались только минами. На практике все обстоит гораздо сложнее. Взять хотя бы неподдающиеся - сказано без преувеличения - точному учету арсеналы химического оружия. От "ветхозаветного" фосгена до новейших нервнопараллитических и психотропных разработок, хранящихся на армейских складах, а частично и "утилизированных" уже военными в российской земле и воде...

    А дряхлеющие арсеналы обычных снарядов и бомб?

    Уничтожать? Надо.

    Но сколько, чего и так, чтобы не пострадала обороноспособность, и откуда взять на это деньги?

    Залезать в очередной раз в карманы и без того небогатых россиян - кощунственно...

    Фото Александра Кулешова


    Кстати

    Излюбленное дело имущих власть - выказывать заботу.

    Заботятся все и обо всем. Но каждый по-своему.

    Президента, между прочим, заботили последнее время, противопехотные мины, Дума и Европа "на троих", как выразился он в Страссбурге.

    Премьера - так называемый Налоговый кодекс и отчет в Думе.

    Первых вице- - правила игры и скрипящие под нажимом оппозиции кресла...

    А тем временем думское большинство разыграло, быть может к юбилейной дате, инсценировку спектакля "Бюджет и вотум" - трагифарс в трех пленарных заседаниях, с отчетом правительства, "четырехугольником", "круглым столом" и торгом.

    Последний пришелся ко двору.

    Другое дело - депортированный из столицы мэр кузбасского городка - может, кто-то где-то с кем-то не сторговался.

    "Не допустим, понимаешь" -и взяли. Или, перефразируя известное, "Борис в поход собрался". На коррупционеров и уголовников во власти.

    Но далеко ли, по той ли дороге и, главное, с теми ли? Хотя известно, что "нормальные герои всегда идут в обход"...

    А коль так, господ коррупционеров просим не беспокоиться...

    Пронесет. Кампанейщина - это как коробка из под ксерокса - "вот она была и нету"...

    Как, впрочем, нет в России и многого другого...


    Динамика "шагреневой" кожи

    Выступление лидера фракции "Яблоко" Григория Явлинского на заседании Госдумы, посвященному отчету правительства и обсуждению бюджета-98

    Уважаемые депутаты!

    Позиция фракции "Яблоко" по отчету правительства за девять месяцев этого года о социально-экономическом положении страны вам известна. Мы выступаем за признание работы правительства неудовлетворительной и за выражение правительству недоверия.

    Я хотел бы остановиться на то, что в отчете правительства представляется наиболее важным. Прежде всего я бы хотел обратить ваше внимание на то, что сегодняшний доклад, с моей точки зрения, был, наверное, самым содержательным в профессиональном смысле за все годы. Это было выступление человека, действительно убежденного в том, что он делает, действительно понимающего, с какой материей он имеет дело. Еще необходимо отметить, что за последние полгода был высказан ряд действительно важных инициатив, которые могут привести к положительным результатам в экономике. Речь идет о введении казначейской системы, о бюджетном кодексе, о проведении конкурсов при закупках, особенно при закупках для российской армии. Нет сомнения, что все эти шаги правильные, хотя они выполняются не более чем на четверть. Но по крайней мере правительство говорит об их необходимости.

    Что же сказать о бюджете? Особенность нового бюджета, предложенного на 98 год, заключается в том, что теперь действительно на бумаге он похож на реальность. И этим он отличается от прежних бюджетов. Он маленький, этот бюджет, он действительно составлен по формуле: "Вот тебе три рубля, и ни в чем себе не отказывай". Но это действительно то, чем мы сегодня располагаем.

    Правда, до сих пор нереальный бюджет был только в головах самого правительства и здесь, в Государственной Думе. А люди-то всегда жили в условиях реального бюджета. В реальном бюджете жили учителя, врачи и все остальные. Да, у нас теперь будет реальный бюджет, но точно такой же, как в текущем году, и хуже того, что был в предыдущем, -вот та реальность, в которой мы все оказались. Хотя, и по реализму этого бюджета есть некоторые вопросы.

    Если теперь оказывается, что и секвестрированный бюджет, даже если бы он и был принят Думой, не выполняется примерно на 20 трлн. Если действительно и в августе, и в сентябре мы имеем колоссальный провал по сбору налогов, возникает вопрос: в чем же дело? Значит, и бюджет в будущем году тоже окажется нереальным. Значит не работают какие-то принципиальные механизмы. Ведь когда нам здесь докладывали секвестр, говорили, что нужно сократить бюджет на 100 трлн. Казалось, что это та сумма, которая должна решить вопрос состоятельности бюджета. А сегодня получилось, что даже если бы мы сократили 100 трлн., то 20 трлн. все равно бы не хватило.

    Вот куда идет динамика. Это динамика "шагреневой кожи" -бюджет все время сжимается. Да, у нас будет бюджет, он будет похож на реальный, но он будет таким маленьким, что не сможет стать инструментом экономической политики, а будет бюджетом правительства, в том смысле, что правительство будет жить на этот бюджет. Для страны это не будет иметь прямого значения.

    Почему мы получаем такой бюджет? Почему мы не видим перспектив экономического роста? Ведь те экономические показатели, связанные с инвестиционными товарами, с производством электроэнергии, с развитием бизнеса, со всеми другими предпосылками - в последнее время говорят о том, что экономический рост даже не намечается. Домыслы Госкомстата - это другое дело, а реально экономических признаков роста у нас нет.

    Итак, у нас колоссальный кризис государственных финансов. Вот бюджетный кризис как выражение кризиса государственных финансов. Это итог определенного периода экономической политики. Вот предмет, о котором сегодня следует говорить.

    Мы считаем, что в основе кризиса - фундаментальные экономические проблемы, которые составляют основу всей экономической системы России, как она сложилась за последние 6 лет. Эти проблемы следующие:

    Абсолютно непроясненные отношения собственности, запутанные до невозможности, отсутствие четких и ясных законов как по частной собственности, так и по государственной, так и какой бы то ни было другой.

    Второе. По-прежнему базой экономики являются монополии, удушающие всякую конкуренцию.

    Третье. Отсутствие конкуренции. Доходы нашего бизнеса, доходы наших предпринимателей образуются, в основном, от связи с властями. Сращивание предпринимательства с властями и СМИ являются раковой опухолью всякой свободной экономики.

    Четвертое. Коррупция.

    Пятое. Отсутствие собственности на землю. И вопрос не в том, что у нас нет частной собственности на землю, а в том что не сделано ни одного шага, чтобы подготовить решение этого вопроса.

    И как результат всего этого - уход капиталов за границу. В прошлом году 22 млрд. долларов ушло из страны на Мальту, на Кипр.

    Все это порождает текущие экономические проблемы. А самая главная проблема бюджета - экономический оборот: 46% -бартер, 32% - векселя. Иначе говоря, 78% экономики вообще вне сферы денежного обращения, вообще не является рыночной ни по какому признаку. Где правительство хочет брать налоги? Из чего? Из сгущенки, из тракторов? Как они хотят формировать бюджет, если 75% экономики практически не работает. 50% налогов не собирается именно по этой причине. 600 трлн. рублей - кредиторская задолженность, 50 трлн. - задержки по зарплате. Это выражение фундаментальных проблем нашей экономики.

    Почему же мы настаиваем на недоверии правительству? Потому, что правительство ни в одном своем документе не показывает, как выходить из этого положения. Часть проблем оно не хочет признавать, часть проблем, наверное, просто не осознает, а часть не может признать, видимо, по политическим причинам.

    Нам нужен совершенно иной Налоговый кодекс. Правительство, предлагая тот Налоговый кодекс, который оно внесло, который уговорило проголосовать все остальные фракции, я имею в виду коммунистов, жириновцев, тем самым показало, что оно не видит выхода из этого положения. Нам нужен другой Налоговый кодекс. Этот налоговый кодекс, эта налоговая система не снижает налоговое бремя и, кроме того, является реакционным экономическим документом.

    Мы настаиваем на принципиально ином Налоговом кодексе, который, во-первых, основан на Гражданском кодексе, во-вторых, будет снижать налоговое бремя, вводя поначалу только 4-5 основных налогов, в сумме составляющих для предприятий и хозяйствующих субъектов не более 20% чистого дохода. Увеличение поступлений в бюджет за счет массы плательщиков, то есть за счет числа тех, кто не платит налоги, за счет выведения из тени экономики, которая там все время находится и увеличивает свои масштабы не выходя на свет. За счет введения таких неналоговых поступлений в бюджет, которые предусматриваются в частности таким законом, как Соглашение о разделе продукции.

    Вот основные направления работы, которые совершенно необходимы для того, чтобы мы поверили, что правительство действительно представляет что сделать с налогами, чтобы не собирать их в таком мизерном количестве и не уговаривать Аллу Пугачеву сдать деньги Починку, чтобы он смог содержать хотя бы свое ведомство.

    Второе. Мы потому говорим об отставке правительства, что не видим, что правительство понимает необходимость смены правил игры, правил организации всей экономической жизни в России. Речь идет не только о безусловном соблюдении законов, а о том, что приватизационные аукционы должны быть абсолютно открытыми, гласными, понятными не только для тех состоятельных людей, которые в них участвуют, но и еще для любого простого гражданина, который должен понимать и знать, кто и почему владеет такой собственностью в России. Чтобы он не ощущал, что его поставили в положение фишки в чужой игре.

    И еще важнее - чтобы эта собственность работала. На сегодняшний день скупленная собственность просто стоит. Нет инвестиций у тех, кто ее купил, нет стратегии ее развития, нет кадров и нет перспективы. Невозможно все время быть собакой на сене по отношению к собственности. Необходимо убрать класс посредников, который выращивается этими ненормальными правилами организации экономики. Ведь у нас выращивается специальная культура, особая для паноптикума культура управления капиталом, которая порождает идею, что банки - это вовсе не то, что берет деньги у людей и вкладывает в промышленность, а то, что берет деньги из бюджета и отсылает на Мальту. Это совершенно другая, какая-то совершенно новая концепция, потому что правительство таким образом создает не свободную экономику, основанную на частной собственности и конкуренции, а корпоративную, олигархическую, монопольную экономику, основанную на полукриминальных отношениях. Вот в чем самая главная проблема. И то, что эта проблема не осознана и не заявлена здесь - это и является для нас главным поводом сказать, что, несмотря на то, что этот бюджет реальный, - это не бюджет экономического роста, не бюджет выхода из кризиса, это продолжение кризиса и продолжение стагнации, застоя, в который попала наша страна сегодня.

    В заключение я хотел бы сказать о том, что обсуждение бюджета и обсуждение сегодняшнего доклада правительства по этим вопросам будет совершенно бессмысленным. Создание комиссий, каких-либо других органов, если мы сейчас не решим, как Дума относится к правительству, - пустое дело. Зачем создавать согласительную комиссию, а потом объявлять недоверие правительству? Где же здесь логика? Зачем же это все растягивать? Можно, конечно, трусить, но тогда не надо было затевать это.

    И еще мне бы хотелось добавить. Мне сегодня было интересно услышать, как Геннадий Андреевич ссылался на опыт немцев, японцев и американцев. И что там состоялось чудо! Так вот чудо там состоялось потому, что там не было вас, Геннадий Андреевич. Потому что там была реальная оппозиция, которая добивалась улучшения работы правительства, а не трусливо-торговая оппозиция, которая бы все время искала, как наладить диалог с ним, но только так, чтобы об этом никто не знал.

    Благодарю за внимание.