Яблоко России

Учредитель: Объединение ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел. (095) 429-55-90, тел/факс (095) 429-71-00. E-mail: npaper@yabloko.ru
Индекс на подписку 27870


8 страница (8.pdf) --> 1 --> 2 --> 3 --> 4 --> 5 --> 6 --> 7 --> Содержание
"Яблоко России" № 11 (103) 18 марта 2000 года

Если верить Юрскому, звезды не должны сиять в театральном мире

ГАЛЕРКА

  • Юбилей Сергея Юрского
  • Сергей Любимов. Чудаков приютил Пушкин. В музее изобразительных искусств
  • Антон Юрский. Москва и Питер познали "Миллениум"
  • Юбилеи

    ...И все-таки - звезда

    Cловосочетание "звезда театра и кино" не применимо к этому человеку. Cегодня мало найдется людей, которые не знали бы Сергея Юрского - актера, режиссера, литератора. Сам он относится к звездности с редкой брезгливостью. "Наши "звезды" не только от Запада, не только от мировой моды, - сказал Сергей Юрьевич в одном из интервью. - Они еще и от нашей традиционной номенклатуры - кто попал, тот любыми способами, и уж совсем не художественными, будет держаться за место на небосклоне".

    Впрочем, как бы Сергей Юрский ни противился попыткам присвоить ему "звездное" звание, он все-таки принадлежит к той весьма немногочисленной когорте личностей, которые обречены носить имя звезды. Пожалуй, более точно сказал Юрий Рост: "Мы - современники Юрского, не вполне, возможно, осознаем, с кем имеем дело. Это, знаете ли, явление. А явление пропускать нельзя. Театральное сияние рядом происходит. И, даст бог, будет происходить, поскольку ему всего 65 лет, и он - очень серьезный человек."


    Чудаков приютил Пушкин.

    В музее изобразительных искусств

    С "оттепелью" шестидесятых в искусстве появились течения долгое время закрытые и неизвестные для советского зрителя. Потому что не вошли в русло соцреализма.

    Фото О. Швейцер Фото О. Швейцер

    Впервые с творчеством западных абстракционистов советский народ познакомился в конце 50-х, когда в Москве была устроена серия их выставок. Именно тогда под впечатлением увиденного многие поняли, что можно, оказывается, рисовать не по законам теории живописи, а как видишь. Развитие отечественного абстракционизма не заставило себя долго ждать. Однако на родине признавать художников "со странностями" не торопились. Куда больший интерес они вызывали у западных зрителей и искусствоведов. Например, несколько работ Анатолия Зверева приобрел "Музей современного искусства" в Нью-Йорке (США). В 1963 году этот же музей купил картину Василия Ситникова. В частные коллекции иммигрировали работы Дмитрия Краснопевцева, Дмитрия Плавинского, Вадима Немухина, Алексея Тяпушкина. Но все-таки нашелся и в России чудак, который старательно начал собирать работы непризнанных художников.

    За 20 лет Леонид Талочкин собрал в своей частной коллекции более 500 работ. Это число, видимо, ранило сердца чиновников Министерства культуры СССР, которые в 1976 году соизволили зарегистрировать коллекцию Талочкина "Памятником культуры союзного значения". Кстати, до признания "значимости" работы уже участвовали в выставках, первая из которых, разумеется, неофициальная, состоялась в 1970 году на открытом воздухе.

    Сегодня эта единственная в России крупнейшая частная коллекция насчитывает более 1500 картин. Некоторые из них в настоящее время представлены в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С.Пушкина. Произведения нонконформистов нашего времени, размещенные в трех залах и, соответственно, поделенные на три темы, составляют экспозицию "Другое искусство".

    Первая часть выставки представляет абстрактные скульптуры из металла и гипса, а также геометрическую живопись. Наряду с композициями Алексея Тяпушкина и Эдуарда Штейберга, здесь выставлены реалистические произведения Михаила Рогинского в точности соответствующие своему названию. Например, "Стена с розеткой" - это стена с розеткой, "Дверь" - обыкновенная дверь, служившая когда-то кому-то по прямому назначению, а теперь ставшая произведением искусства, как и кусок фанеры, в котором Рогинский узрел пол. Фанера так и названа - "Пол".

    Во втором зале царит тема религии и человека. Два макета храмов "Деисуса" и "Иконы страшного суда" (авторы - Александр Чистяков, Борис Козлов, Андрей Прокофьев), картины "Над городом" Александра Рабина, "Скорбь" Олега Склярова, "Моление о чаще" Отари Кондаурова... Эта часть, бесспорно, рассчитана на более консервативную публику. Хотя многие ли оценят по достоинству работы Александра Харитонова, скульптуру и литографии Эрнста Неизвестного, а особенно насквозь пропитанный индульгенцией портрет "Подмосковной миллионерши" Вячеслава Калинина, предсказывать не берусь.

    "Человек и космос" - третья тема "Другого искусства" - отражена в работах "Око" Михаила Дорохова и "Луна и звезды" Сергея Шаблавина, картинах "Без названия" Петра Беленка. И в этом зале не обошлось без скульптур. "Человек" Юрия Тельмана, "Груди и рука" Леонида Сокова и, конечно же, "Семья. Мужчина. Обнаженная. Женщина." Александра Косолапова. Последние столь притягательны, что каждый второй посетитель выставки, если верить музейным работникам, норовит примоститься рядом со странноватыми фигурами и сфотографироваться на память с героями "Другого искусства".

    Сергей Любимов


    Москва и Питер познали "Миллениум"

    Появление в России французской певицы Милен Фармер, пожалуй, было так же неизбежно, как и приход нового тысячелетия. Единственное, чему стоит изумляться - почему более чем за 15 лет блестящей карьеры европейская "звезда" ни разу не побывала в нашей стране. Однако, несмотря на это, равно как и на отсутствие целенаправленной раскрутки, российская публика полюбила Фармер. Полюбила так, как может только наш зритель. Фан-клубы, встречи поклонников, сайты в Интернете посвященные Милен... Рано или поздно певица должна была ответить взаимностью. И, к счастью, в марте ее новая программа "Миллениум" успешно добралась до России.

    Милен Фармер

    "Гигантская сцена самого большого крытого стадиона Москвы. В центре - многометровый занавес, подсвеченный неоновым светом. Вот он медленно падает, и из темноты выплывает немыслимых размеров фигура египетского сфинкса с головой Изиды и огромными руками. И вдруг статуя оживает, раздвигается, и из ее головы, как Афина Паллада из головы Зевса, медленно выплывает крошечная фигурка с ярко-рыжей конской гривой. Медленная музыка перерастает в бесконечный вал, накатываясь могучей волной ритма. Певица становится на ладонь сфинкса и медленно спускается "с небес на землю". Передать цветовые и световые эффекты, возникающие при этом, я просто не в состоянии. Тысяча источников света, от лазерных "спотлайтеров" до громадных прожекторов, освещают площадку..."

    Так описал один из зрителей начало "Миллениума". О первых концертах Милен Фармер в России (два в Москве и один в Питере), видимо, еще долго будут вспоминать. До сих пор о том, что французская Мадонна, как окрестили Фармер некоторые журналисты, умеет делать впечатляющие шоу, российская публика знала понаслышке. Теперь - убедилась воочию. Впрочем, никакие слова не позволят передать яркость и динамизм сценического действия, которое придумала и реализовала эта хрупкая, нежноголосая мадам.

    Антон Юрский