Яблоко России

УЧРЕДИТЕЛЬ: ОБЪЕДИНЕНИЕ ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел/факс (095) 429-55-90. E-mail: npaper@yabloko.ru


ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЯБЛОКО" "Яблоко России" № 32 (66) 4 сентября 1999 года

Сегодня в номере 1 2 3 4 5 6 7

ГАЛЕРКА (8 страница)

  • 5 сентября ректору РГГУ, доктору исторических наук Ю.Н.Афанасьеву исполняется 65 лет
  • Сергей Юрский - гость съезда "Яблока"
  • Андрей Парнов. Конкурсы. Поддержали и забылись
  • Валентин Серых. Фестивали. По "Выборгскому счету". "Барак" Валерия Огородникова производит фурор
  • Юбилеи

    Прима-гуманитарий

    Юрий Афанасьев

    5 сентября ректору Российского государственного гуманитарного университета, доктору исторических наук Юрию Николаевичу Афанасьеву исполняется 65 лет.

    Десять лет назад, став народным депутатом СССР, он бурно ворвался в политическую и общественную жизнь страны. Многие помнят его определение - "агрессивно-послушное большинство", которое он адресовал с трибуны I Съезда народных депутатов СССР в 1989 году той части народных избранников, которая всячески сопротивлялась демократизации общества. Вместе с Андреем Дмитриевичем Сахаровым он стоял у истоков Межрегиональной депутатской группы. Как один из лидеров движения "Демократическая Россия", Юрий Афанасьев делал все, чтобы достаточно высоко "поднять планку жизненных устремлений общества".

    В начале 90-х, не дожидаясь окончательной трансформации правящего режима в корпоративно-клановый, после многочасовой беседы с демократически избранным президентом, Юрий Николаевич почти демонстративно ушел из большой политики. Не жалеет об этом и не хочет в нее возвращаться.

    - Наоборот, я рад, что так случилось, - говорит он. - То, что сотворено на политическом Олимпе за последние десять лет, никаких позитивных эмоций не вызывает. И, напротив, то, чем я все это время занимался - университет и университетское образование, - каждодневно вселяет и укрепляет надежду на то, что мы, может быть, спустя какие-то годы, но другими умами, другими сердцами все-таки сможем внести какую-то лепту в реализацию светлых надежд конца 80-х.

    Мы присоединяемся к многочисленным поздравлениям, которые получает Юрий Николаевич в эти дни по случаю юбилея. Мы видели и слышали Вас на "яблочных" съездах.

    Успехов Вам, Юрий Николаевич, на благородном поприще гуманитарного образования и воспитания молодых российских умов.

    Редакция газеты "Яблоко России"


    Сергей Юрский и помощник депутата Госдумы А. Меня - Петр Куличенко

    Сергей Юрский был одним из тех гостей съезда "Яблока", чье появление вызвало законное оживление. В деловой настрой зала он привнес дух Пушкина, дух Гоголя и ... дух Остапа Бендера. Делегаты собираются сохранить классический стиль собрания и на завершающем этапе съезда в сентябре.

    На снимке: Сергей Юрский и помощник депутата Госдумы А. Меня - Петр Куличенко.

    Фото Бориса Языкова


    Конкурсы

    Поддержали и забылись

    В пасмурные уик-энды середины августа посетители столичного Парка культуры и отдыха им. Горького имели возможность лицезреть кульминацию VII Всероссийского конкурса эстрадных исполнителей "Золотой микрофон". Целое полугодие таинственные люди прослушивали аудиокассеты, сыпавшиеся в оргкомитет со всей страны, оценивали возможности претендентов на участие и по известным лишь их узкому кругу критериям утверждали имена потенциальных конкурсантов. Таким образом из четырех сотен вокалистов достойными сцены были признаны двадцать шесть. Весьма не густо, если сравнить с конкурсной статистикой прошлых лет. Да и представленная на сей раз география вызывала серьезные сомнения по поводу всероссийскости "Золотого микрофона". За исключением трех представителей из Донецка, Санкт-Петербурга и Уфы, участники в общей массе явились обитателями Москвы и ее окрестностей.

    Несмотря на благую цель, - разумеется, поддержка молодых талантов, - заявленную, как полагается на подобных мероприятиях, организаторами, на деле оказалось, что поддержка этих самых талантов - забота самих же талантов. И при всей солидности учредителей конкурса (Российская ассоциация деятелей культуры, дирекция Московского ПКиО им. Горького, муниципальная управа "Якиманка" и газета "Вечерняя Москва"), очевидно скудный бюджет мероприятия сулил молодым певцам очередное испытание на выносливость. Равно как и малочисленным зрителям. При всем старании конкурсантов и гостей "Золотого микрофона-99" "быть на уровне", крайне слабая режиссура, а справедливее сказать - отсутствие таковой свалило всю предполагаемую праздничность действия в оркестровую яму. Даже торжественный момент награждения дипломантов и лауреатов, чьи голоса и образы в полной мере соответствовали погоде, а имена вследствие этого не пробуждали ни малейшей попытки запомниться, превратился в лихорадочный вздох на финишной черте.

    Оргкомитет благополучно поставил жирный росчерк под отчетом о свершившемся в седьмой раз. Молодые певцы разъехались по домам. Каждый к своим прежним проблемам и мечтам. Словно и не было...

    Андрей Парнов


    Фестивали

    По "Выборгскому счету"

    "Барак" Валерия Огородникова производит фурор

    На кинофестивале "Окно в Европу", который в августе традиционно проводится в Выборге, и жюри, и кинокритиков, и зрителей заворожила премьера фильма Валерия Огородникова "Барак".

    Валерий Огородников после нескольких лет молчания (киноманы помнят его фильм "Бумажные глаза Пришвина", который почти не имел прокатной судьбы) взорвал отечественный кинематограф, сделав картину весьма далекую от нынешней евромоды, голливудских стандартов, клипового монтажа и выпячивания российской самобытности. Фильм получился не только своеобразным, но одновременно удовлетворяющим и самые высокие критерии кинокритиков, и стремление к душевной гармонии так называемого массового зрителя. Это подтвердили итоги голосования под названием "Выборгский счет", впервые апробированного на этом кинофестивале.

    Как известно, зрительские симпатии часто не совпадают с мнением жюри и различных знатоков и эстетов кино. И в Выборге провели эксперимент: на фестивале были использованы три урны для голосования. Свою оценку просмотренным фильмам давали разные категории зрителей: члены Гильдии кинокритиков, отделившиеся от них кинематографисты других профессий и просто купившие билеты на просмотры выборжцы. Этим трем категориям зрителей было предложено назвать три лучших фильма из всех программ фестиваля. И получилось так, что у всех категорий зрителей в рейтинге фестиваля лидерами оказались "Молох" Александра Сокурова, "Барак" Валерия Огородникова и "Блокпост" Александра Рогожкина.

    Вернемся, однако, к сенсации фестиваля - к изящному "Бараку" Алексея Огородникова. Этот фильм снят Юрием Клименко на черно-белой и цветной пленке, и играет оператор переливами цвета, пожалуй, с избыточной изощренностью.

    Герои фильма живут в провинциальном уральском городе, недалеко от градообразующего, как сейчас говорят, предприятия - завода оборонного значения. Действие ленты развивается в 1953 году...

    Барак, в котором живут герои фильма, хочешь - не хочешь, является неким олицетворением всей страны, похожей на зону. В нем обитают герои, представляющие собой социально-исторический срез общества. Здесь живут и блокадница из Ленинграда, которой некуда возвращаться из эвакуации, и оперуполномоченный, понимающий, что, по сути, он является расконвоированным заключенным, и военнопленный немец, переведенный в разряд ссыльнопоселенцев, и бывшие зэки - от политзаключенных до щипачей-карманников, и писарь-полицай, и отставные солдаты, ставшие калеками и ветеранами войны, и другие персонажи. Все они - не шаблонные герои, а наделены индивидуальными чертами психологической достоверности. И воспринимаются они в бараке как единый живой организм, изображенный не в стиле обрыдшей "чернухи", а во вполне приемлемом и обжитом месте действия.

    Никто из блестяще подобранного актерского ансамбля не переигрывает, не пережимает свою роль, хотя возможностей для этого у многих в избытке. По-видимому, это - задуманная режиссерская установка. Тем не менее, роль Леонида Ярмольника заметно выделяется на общем полифоническом фоне картины. Безусловно, эта роль станет весьма заметным явлением в творческой судьбе актера. Он играет фронтовика, инвалида Великой Отечественной войны, ставшего в мирной жизни фотографом. Деревяшка вместо ноги не мешает ему днем запечатлевать трудовые будни заводчан, а ночью мастерить порноколлажную продукцию для продажи в проезжающих мимо поездах.

    Герой Леонида Ярмольника поражает своей фактурой и энергией. Он человек-оркестр. Он играет и бывшего карманника, мастерски владеющего тюремным жаргоном и блатной фиксой на верхней челюсти. Одновременно он исполняет и люмпена-интеллигента, который способен от глубокой депрессии и тоски переходить в состояние феерической эйфории, превращая унылую и блеклую жизнь в элегантный праздник.

    Остается надеяться, что Леонид Ярмольник окажется на высоте не только как актер, но и как продюсер фильма. И блистательный "Барак" будет иметь, в отличие от многих других фестивальных фильмов, достойную прокатную судьбу.

    Валентин Серых