Яблоко России

Учредитель: Объединение ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел. (095) 429-55-90, тел/факс (095) 429-71-00. E-mail: npaper@yabloko.ru
Индекс на подписку 27870


7 страница 1 2 3 4 5 6 8 Содержание
"Яблоко России" № 56 (90) 11 декабря 1999 года

БЫТИЕ

  • М. Джексенбаева. Решающее слово за стариками?
  • В. Лебедев, г. Рыбинск. Чечня воюет и за нашу свободу!
  • У. Оздемиров. Поляки нашли, кого "не пущать". Пограничники включили чеченцев в "черный список"
  • Павел Мацаков, г. Элиста. Из почты лидера. Появилось больше сторонников
  • Н. Гаврюшина, г.Тула. Губернские страсти. А воз? И ныне там...
  • Реплика

    Решающее слово за стариками?

    Жители бывшего Союза, которым за тридцать, наверняка помнят время, когда 5 декабря было праздничным днем - Днем Конституции - в честь принятия сталинской Конституции СССР 1936 года. Как бы это не показалось странным, в то время это была одна из самых демократичных конституций в мире. При Сталине внешняя видимость демократии тщательно соблюдалась. Выборы проводились пышно, голосовали более 99 процентов избирателей - попробовал бы кто не прийти! И теперь прошлое самым непосредственным образом влияет на политическую ситуацию тем, что люди старшего поколения, приученные к таким порядкам, ходят на выборы всегда. Просто не могут не прийти.

    Мне доводилось участвовать почти во всех избирательных кампаниях с 1990 года либо в составе участковой избирательной комиссии, либо как наблюдателю. И каждый раз - одна и та же картина. Утро, участок еще не открыт, а у дверей ждет какой-нибудь дедушка, хочет проголосовать первым (в былые времена такие люди отмечались). Как только открылись двери, он поднимает шум и требует бюллетень, а ведь комиссия еще должна опечатать урны. (Почему-то никто не догадался ввести в избирательный закон 15 минутный зазор между открытием участка и собственно началом голосования). Всю первую половину дня старики идут сплошным потоком, и смотреть на них порой бывает жалко: еле передвигающиеся, хромые, почти слепые. И ладно бы они так стремились на выборы, чтобы проголосовать за своего, горячо любимого кандидата или партию. Нет, многие из них, подходя к участку, или даже взяв бюллетень, не знают за кого голосовать. Вот тут-то и подскакивают всевозможные советчики, чтобы показать бедной бабуле, где ей ставить крестик. Конечно, агитация в день выборов запрещена, но как помешать местным партийным активистам "окучивать" соседей? Потом начинается обход квартир с переносными урнами...

    Те, кто помоложе, смотрят на выборы спокойно, могут и не прийти. Вот и получается, что процент явки среди людей старшего поколения выше, чем среди среднего и молодого. Значит, их влияние на результаты выборов непропорционально велико: старики решают как жить остальным. Это не справедливо и не рационально для современного динамичного мира.

    Что же с этим делать? Запретить старикам голосовать - невозможно, права у всех равны, верхнего возрастного ценза нет. Ждать, когда сталинское поколение перемрет - и безнравственно, и бесполезно: сам успеешь состариться. Снова вернуться к репрессиям за неявку на выборы, как предлагает Сергей Шойгу, - нет уж, спасибо...

    Выход только один: людям среднего и молодого возраста осознать реальную ситуацию и прийти на выборы. Если противны все кандидаты и партии - все равно прийти и проголосовать против всех. (Это вовсе не бесполезно: если число голосов против всех больше, чем результат победителя, выборы будут проводиться по новой). Кроме всех прочих соображений, надо учесть, что чем выше явка избирателей, тем меньше возможностей для фальсификации выборов.

    Марина Джексенбаева


    Чечня воюет и за нашу свободу!

    На это письмо меня "подвигли" слова А. Чубайса из "Цитаты дня" в "Известиях" за 13 ноября: "В Чечне происходит возрождение российской армии..." Нет, Анатолий Борисович! В Чечне происходит возрождение российской империи! А демократия и империя (по крайней мере, российского образца) - две вещи столь же несовместимые, как гений и злодейство! Об этом я писал в "Известия" еще в 1997 году. Но, увы, не был "услышан" редакцией.

    Потому, если уж использовать слово "предатель", то - применительно не к Явлинскому, а к самому Чубайсу и ему подобным "либералам", которые ради интересов империи предали идеалы либерализма и демократии!

    И еще. Я очень хочу, чтобы наши прогрессивные политики и журналисты помнили простую истину: демократические страны между собой по крупному никогда не ссорятся! (Как бы ни сталкивались порой их жизненные интересы). И если Запад вдруг стал относиться к нам с недоверием, значит, Россия перестала быть демократической! Потому в данной ситуации пенять на Запад - то же, что пенять на зеркало при кривой роже.

    Более того: отношение к Западу сегодня - лучший "индикатор" для проверки истинности демократизма и либерализма любого политика, любой партии. Так что, не стесняться нужно своей дружбы с Западом, а гордиться ею! (А свой электорат надо воспитывать, а не идти у него на поводу!)

    И если Чубайс вдруг начинает осуждать Явлинского за его позицию по Чечне, то я вынужден перестать считать либералом Чубайса и начать считать таковым Явлинского (которого прежде считал слишком "левым" и "розовым").

    И, наконец, самое важное. Мы (те, кто считают себя демократами) должны не ругать Чечню, а наоборот: молиться за ее победу! За победу Чечни, а не террористов, разумеется. Ибо войну Россия ведет, прежде всего, против Чечни (прикрываясь "борьбой с терроризмом", как ширмой)!

    По большому счету, Чечня, сражаясь против имперской России, воюет за нас с вами! За нашу свободу! За нашу демократию! За цивилизованную, демократическую Россию! Поэтому поражение Чечни - будет нашим поражением, а победа ее - нашей победой!

    Валерий Лебедев
    г. Рыбинск


    Поляки нашли, кого "не пущать"

    Пограничники включили чеченцев в "черный список"

    В последнее время западные лидеры усилили нажим на Россию в связи с боевыми действиями в Чечне. Судя по их заявлениям, Запад сильно обеспокоен нарушением прав человека в Чечне. Настолько сильно, что готов исключить Россию из ОБСЕ и применить экономические санкции. Хотелось бы верить, что западные лидеры действительно руководствуются соображениями гуманитарного характера, а не геополитическими интересами. К сожалению, у меня есть личные основания не доверять доносящейся с Запада правозащитной риторике.

    Национальность - личное дело каждого. Но, являясь чеченцем по национальности, я нередко вынужден преодолевать нагромождения предрассудков и стереотипов. Недоверие и отчужденность встречаешь, приходя в самые разные учреждения. Я привык к такому положению в своей родной стране, но для меня было шоком встретить нечто подобное и со стороны учреждений иностранных.

    Невинная попытка съездить по туристической путевке во Францию в январе этого года кончилась штампиком французского посольства в моем загранпаспорте с отказом в предоставлении визы.

    - Мы не обязаны вам объяснять причины отказа, - гордо заявила сотрудница посольства в ответ на мои попытки внести ясность. Зато директор турфирмы доверительно сообщила мне, что пошла прямо-таки волна отказов именно по национальному признаку.

    В декабре у меня возникли планы поездки в Польшу, но в турфирме меня опять "отрезвили": с отказным штампом французского посольства в сочетании с чеченской национальностью у меня нет почти никаких шансов пересечь белорусско-польскую границу. Я нанес новый визит во французское посольство и попросил аннулировать прежний отказ, но безрезультатно.

    - Польша не входит в Шенгенское соглашение, - успокоила меня очаровательная француженка, - у вас не будет проблем.

    Оформив в турфирме необходимые документы, я отправился автобусным рейсом в Варшаву. Самые худшие мои опасения оправдались очень скоро в Бресте. Через некоторое время после того, как стюардесса собрала паспорта примерно у трех десятков пассажиров и отнесла их польским пограничникам, я был вызван единственный из всех (других кавказцев среди пассажиров не нашлось) для беседы. Угрюмый пограничник засыпал меня вопросами: "Зачем вы едете? Почему вам отказала Франция? Где ваша семья? Сколько у вас денег? Где вы прописаны?"

    Что бы я ни отвечал, ни разу в глазах пограничника я не увидел искорки понимания.

    - В Чечне идет война, и я не могу разрешить чеченцу въезд в Польшу, - заявил страж границы. - Если я это сделаю, то потеряю работу(!).

    Какая связь между мной и войной в Чечне, если я с давних пор живу и работаю в Москве, - мне было непонятно. Но пограничники вовсе не были настроены на поиск истины. Они быстренько вытолкали меня из помещения в промозглую ночь и после долгого ожидания у дверей вручили мне паспорт, снабженный еще одним (в дополнение к французскому) запретительным штампом.

    В Москве я попытался найти правду в польском посольстве. Очаровательная полячка в визовом отделе только пожала плечами.

    - Попробуйте поехать в Польшу через год, - "гостеприимно" предложила она.

    Учитывая, что Польша с недавних пор стала членом НАТО и собирается вступать и в другие международные организации, понятно, откуда ветер дует. Польша будет делать то, что велят "патроны".

    10 декабря исполняется 51 год со дня принятия Всеобщей декларации прав человека. В ней есть такие слова: "Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения".

    Что же происходит в Европе сегодня? Не становятся ли права человека все более декларативными и все менее жизнеспособными? В то время как одна часть Европы объединяется, делается все, чтобы отгородиться от другой ее части новой "берлинской" стеной. Права одних приносятся в жертву правам других. Избирательность и выборочность в вопросе защиты прав граждан, негласные установки о разделении наций по принципу "благонадежности" оборачиваются на деле настоящей расовой дискриминацией.

    Неужели Европе суждено войти в новое тысячелетие с ветхим багажом разобщенности, национального снобизма и политического лицемерия? Развитие истории по такому сценарию не сулит народам мира ничего хорошего.

    Усам Оздемиров


    Из региональной прессы

    Из почты лидера

    Появилось больше сторонников

    Уважаемый Григорий Алексеевич!

    Выражаю от себя лично и многих моих знакомых благодарность за Вашу честную, последовательную, принципиальную позицию, проявленную в передаче Евгения Киселёва "Глас народа" от 25.11.1999г., за то мужество с каким Вы отстаивали общечеловеческие принципы сострадания к простым людям, независимо от их национальной принадлежности.

    Хочу сказать, что после этой передачи у Вас появилось больше сторонников, во всяком случае на нашей улице.

    С уважением.

    Павел Мацаков
    г. Элиста


    Губернские страсти

    А воз? И ныне там...

    Господа, мы живем с вами в удивительное время политических авантюр и ажиотажей. В то время, когда в центральных средствах массовой информации льются потоки политической междоусобной грязи, в красной Туле даже в штабах оппонентов имя губернатора Василия Стародубцева боятся произносить всуе. А что как, да вдруг...? Когда скинули ГКЧП, много разговоров было о конкретных списках с конкретными фамилиями - претендентами на "наручники". Теперь акценты сменились. Пишут и поговаривают о некоем "анчаре", губящем души неугодных без судов и следствий. Прямо по Лихачеву, написавшему в конце 1905 года политическую пародию "Провокатор", современный вариант выглядит примерно так:

    Мой слух испортился совсем:
    Услышу слово "губернатор",
    Я уж бледнею и дрожу:
    Кто? Отравитель жутким ядом?
    Приятель как-то говорит:
    Он "кукурузник" реформатор!
    А я вскочил, кругом гляжу -
    Где отравитель жутким ядом?

    Я далека от мысли, что Василий Александрович, с его природной прямотой и незамысловатостью отдельных "проделок", способен на столь изощренное действо или даже мысли. Но ведь пишет же кто-то... (Вероятно, он еще возникнет на политической арене Тульской губернии).

    Именно в этой ситуации рупор Василия Стародубцева - газета "Тульские известия" выступают под шапкой: "Не горюйте и не ликуйте: губернатор до срока не уйдет". О великий многозначный русский язык! В то время как представители оппозиции, словно нашкодившие котята, дружно поджав хвосты, тихо посиживают по углам, "Тульские известия" проявили поистине гражданское мужество, успокоив и наших, и ваших.

    А вот газета "Пенсионер" (вкладыш в "Тулу вечернюю") стала выразителем прокоммунистически настроенных слоев населения. Она пишет: "Чтобы выжить, Россия должна заменить обезумевших от безнаказанного воровства... крикунов на опытных порядочных профессионалов". Потрясающий по своему цинизму пассаж! Ну, будто унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла.

    На этом фоне "Союз Правых Сил" выпустил листовку. Пытаясь заработать авторитет на "яблочных" положительных прерогативах. И эта попытка выглядит довольно жалко. Даже дети в Туле знают, что "Яблоко" в Госдуме выступает "против" льгот, предоставляемых депутатам. Даже наоборот, "яблочники" за внесение особой, как утверждает кандидат в депутаты Государственной Думы по городу Туле С. Никольский, тройной ответственности для депутатов.

    Если не считать отдельных расхождений, то программы большинства конкурирующих блоков и объединений похожи, словно братья-близнецы. И Григорий Явлинский давал подобную характеристику обществу еще три года назад. Обидно, что Россия оказалась в роли того самого крыловского воза, который тянут в разные стороны лебедь, рак и щука. "А воз и ныне там".

    Надежда Гаврюшина, пресс-секретарь Тульского "Яблока"