3 февраля 2012
Блог Льва Шлосберга

Порог легитимности

1 февраля 2012 года завершился (по формальному сроку) процесс регистрации кандидатов в депутаты органов местного самоуправления Псковской области. Выборы проходят в 23 муниципалитетах, в том числе в Пскове и Великих Луках, из 26. 21 января Псковское «ЯБЛОКО» выдвинуло 19 единых списков, включавших 140 кандидатов в депутаты, 100 кандидатов в одномандатных округах и двух кандидатов на должности глав районов. Состоялось самое крупное в истории регионального «ЯБЛОКА» выдвижение претендентов на представительство интересов граждан. В большинстве районов наши кандидаты готовы к участию в выборах в качестве реальных претендентов на победу. Процесс формирования команд муниципальных общественных лидеров был увлекательным и радостным. Мы сделали большой шаг вперед за короткое время. Выдвижение кандидатов показало, что «ЯБЛОКО» стало в Псковской области конкурентоспособной политической организацией. «Пятый угол» превратился в пятую дорогу граждан к власти – пока в основном местной, но дорогу перспективную. Это понимаем не только мы, это понимает действующая власть.

Должен признаться, что я недооценил уровень персональной ненависти системы по отношению к себе (как говорится, «по совокупности всех обстоятельств») и силу ненависти как мотивации. Причина тотальной войны с нашими кандидатами в большинстве муниципалитетов не имеет никакого отношения к самим кандидатам и даже к партии. Уровень способности и готовности к разрушительной деятельности у моих визави по политическому барьеру оказался таков, что чувство острой личной неприязни к одному человеку, являющемуся политическим противником (в их понимании – личным врагом, и эта фраза – цитата), автоматически распространилось на десятки людей, пошедших от «ЯБЛОКА» на местные выборы. Никогда нельзя заранее предугадать, какие мысли могут прийти в извращенный ненавистью ум.

Я понимал, что после становления Псковского «ЯБЛОКА» как региональной парламентской партии с нами будут бороться на выборах иными заградительными барьерами, чем сбор подписей. И предшествующие выборы мы преодолели вне планов и ожиданий региональных властей, понеся большие потери в голосах и депутатских мандатах. Пока мы готовили команды, наши противники готовили капканы в первую очередь с помощью профанирующего применения законодательства, а также прямого злоупотребления полномочиями, в основном – полномочиями территориальных избирательных комиссий. Процедура выхода наших команд на выборы превратилась из формально юридической в политическую, причем заблаговременно скоординированную. Сейчас, когда в процессе гражданской политической войны пришло много детальной информации, картина стала практически полностью ясной.

Все основные приемы противодействия альтернативным кандидатам были разработаны нашими противниками в конце декабря – начале января и в основе своей заключались в выборочном применении норм Избирательного кодекса Псковской области, не соответствующего Федеральному закону «О гарантиях избирательных прав граждан…», в том числе норм, которые в Федеральном законе вообще отсутствуют. Ранее избирательные кампании по выборам муниципальных собраний депутатов по смешанной системе проводились строго по Федеральному закону, применение в 2012 году полупарализованного областного Избирательного кодекса (в сочетании со стандартным административным ресурсом и произволом) и стало главным ноу-хау региональных властей. Была создана "солянка" из норм Федерального закона, не учесть которые невозможно, и спорных норм Избирательного кодекса Псковской области, которыми властям внезапно захотелось воспользоваться, несмотря на их отсутствие в Федеральном законе. Стало ясно, почему впервые за более чем десятилетие перед системными региональными выборами облизбирком не провел семинара с представителями политических партий. Одного разговора хватило бы для того, чтобы увидеть капканы и дезактивировать их или обойти. Этот разговор не состоялся и не мог состояться, он не входил в планы властей.

Стало известно, что государственный чиновник в ранге заместителя губернатора, один из авторов «машины противодействия», лично посетил практически все местные администрации и территориальные избирательные комиссии, очно дав следующие указания: представителей партий не консультировать, пояснений по процедуре не давать, дополнять поданные партиями и кандидатами пакеты избирательных документов не разрешать (просто тупо не брать документы), принимать все комплекты документов один раз, при приеме документов на ошибки партий и кандидатов не указывать, устанавливать все ошибки в закрытом режиме, после чего отказывать в заверении списков и в регистрации. Все методические рекомендации по технологии специфического процесса обеспечивал облизбирком. Стало очевидно, почему вот уже больше месяца избирательная комиссия Псковской области отказывается назначать члена территориальной избирательной комиссии города Пскова от «ЯБЛОКА»: если бы наш представитель был назначен, то 23 января 2012 года в парализованном страхом и беззаконием территориальном избиркоме областного центра был бы человек, готовый и способный выполнять закон, принимать положенные согласно закону документы у избирательного объединения и кандидатов. Срок для назначения члена территориальной избирательной комиссии г. Пскова на освободившееся место истек в первых числах января.

Десять дней с момента завершения периода уведомления до завершения формального периода регистрации прошли не просто в спорах юридического характера. Мы оказались в состоянии гражданской политической войны, в ходе которой борьбу на уничтожение ведет против нас оплаченная налогоплательщиками государственная машина, официально организующая выборы. Это, к сожалению, не удивительно, но отсутствие удивления не означает привыкание к беззаконию. На вечер 1 февраля мы смогли защитить и довести до регистрации 5 партийных списков с 35 кандидатами (в Гдовском, Палкинском, Псковском, Островском, Струго-Красненском районах) 30 одномандатников в 5 районах (в Палкинском, Порховском, Псковском, Островском, Струго-Красненском районах) и обоих кандидатов на должности глав районов (Дедовичского и Порховского). В одном районе из 19 у нас произошла ошибка уполномоченного представителя партии при подаче документов, в 14 районах и городах (везде, где есть отказы в заверении списков и регистрации кандидатов, в том числе в Пскове и Великих Луках) мы начинаем судебные процессы.

1 февраля я лично присутствовал на заседании территориальной избирательной комиссии города Пскова, где вечером 23 января произошли памятные скандальные события с отказом в приеме первых финансовых отчетов избирательного объединения и документов от кандидатов-одномандатников. Я использовал свое право как уполномоченный представитель партии разъяснить членам ТИК Пскова в деталях все нормы нарушаемого ими права. Председатель комиссии В. М. Кротов поначалу не заметил моего намерения выступить (всё время смотрел в стол), но после замечания слово дал. По мере разговора раздражение наших оппонентов росло, а при упоминании верховенства норм Конституции и Федерального закона достигло апогея. Я даже подумал, что они искренне считают: понести ответственность за нарушение закона им не предстоит ни при каких обстоятельствах. Так что избирательная кампания начинается у парламентской партии в Псковской области одновременно в судах практически на всей территории региона. Прорвавшиеся сквозь первую стену начинают собственно выборы. Будет очень трудно и тяжело. Но будем работать.

* * *

Есть несколько общих замечаний об этой избирательной кампании, которые имеет смысл высказать именно сейчас. Главное из них заключается в том, что выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, впервые проводящиеся в Псковской области по смешанной системе практически в масштабах всего региона, сорваны на самом старте кампании. В общественном восприятии они уже нелегитимны. Дело не только в «ЯБЛОКЕ». Полный (за исключением одного случайно «отбившегося» избиркома) отказ в регистрации спискам и кандидатам от КПРФ (избирком полагает, что пленум ЦК КПРФ и КРК неправомерно осенью 2011 года делегировал право выдвижения кандидатов на муниципальном уровне от конференций бюро областных комитетов партии), отказ в части районов по причинам, аналогичным ситуации с «ЯБЛОКОМ», спискам ЛДПР настолько исказил состав участников выборов, что назвать оставшийся процесс выборами с содержательной точки зрения невозможно.

«Единая Россия» на полузачищенном политическом поле при отсутствии голосования против всех с нетерпением ждет высокого уровня всенародной поддержки. Региональными властями овладело странное с точки зрения психического здоровья чувство радостного садизма. Каждая проблема, возникающая у любой оппонирующей «Единой России» политической партии в полном соответствии с заранее расставленными псевдоюридическими капканами, вызывает у них радость: отлично, сработало, попались. «Охотники» не просто увлеклись, они вошли в раж. Муниципальные выборы в регионе превращены в массовый «отстрел» конкурентов. За этот «бизнес» «охотнички» получают государственную зарплату. И ожидают крупных премий, в том числе из бюджетных денег, но не только: привлечены и другие «источники». Конечно, за рамками деклараций о доходах. Политический процесс в Псковской области в части организации и обеспечения крупнейшего политического события, открывающего новый пятилетний политический цикл (партийные выборы в муниципалитетах), изуродован в зародыше.

И это на фоне крайне болезненной для первого федерального лица правящей партии избирательной кампании, обеспечить заданный результат которому в Псковской области можно только через массовые, тотальные фальсификации. Очевидно, власти готовы тупо умножать на два и на три. Все барьеры чувствительности пройдены, реакции на боль уже нет. Даже чувство собственной политической безопасности уже утрачено. Уровень государственного политического менеджмента в Псковской области находится на уровне дворового мордобоя из-за угла. Это не государевы слуги и не политики, это шпана. Удивительно видеть этот уровень у команды «эффективных менеджеров» из Санкт-Петербурга, претендующих на федеральную карьеру. Впрочем, какова федерация, такова и карьера.

Де юре ситуация в Псковской области такова: на практически всеобщих муниципальных выборах массово применен противоречащий Федеральному закону Избирательный кодекс Псковской области. Регионального правового акта, на основе которого возможно организовать и провести законные, честные и свободные муниципальные выборы, в Псковской области нет. Федеральный закон на территории региона фактически заморожен. Псковская область вывалилась из федерального правового поля и отправилась в опасное автономное плавание за рамками юридических норм и правил. «Капитанам»-временщикам наплевать на то, какими будут общественные последствия для Псковской области. Они вышвырнули на помойку слова о «белых перчатках» и одели привычные. Они полностью уверены, что у них есть абсолютный федеральный карт-бланш на беспредел. Не могу не признать, что действительно существуют основания для такой прискорбной уверенности. Но не абсолютные.

После всего, что произошло в январе и продолжает происходить, единственным выходом, позволяющем сохранить шанс на легитимность политической системы Псковской области, является отмена выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, назначенных на 4 марта 2012 года, продление на полгода полномочий действующих городских дум и районных собраний депутатов, немедленное приведение в соответствие с Федеральным законом «О гарантиях избирательных прав граждан…» Избирательного кодекса Псковской области и проведение только после этого всеобщих муниципальных выборов. Я понимаю, насколько политически мала возможность такого сценария. Но предлагаю коллегам по политической деятельности обсудить все аспекты ситуации. Еще не поздно остановиться - на пороге легитимности. Еще не утрачены варианты цивилизованного развития. У всех, кому ценна Псковская область, есть основания серьезно задуматься.

Автор

Шлосберг Лев Маркович

Заместитель председателя партии, член Федерального политического комитета и Бюро, заместитель председателя Псковского регионального отделения

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Власть и оппозиция


Все статьи по теме: Власть и оппозиция