31 июля 2013
Блог Сергея Митрохина на "Эхо Москвы"

Сергей Митрохин: Как воруют в Москве

Я единственный кандидат в мэры Москвы, у которого есть свой подробный отчет «10 лет на службе москвичам».

Конечно, за 10 лет интенсивной работы я занимался разными направлениями. Но в Москве, как и во всей стране, особо стоит проблема коррупции - главная, из которой вырастают все остальные.

Коррупция разъедает Москву уже много лет, и с приходом к власти Собянина положение дел ни мало не улучшилось. Мы создали в «ЯБЛОКЕ» Антикоррупционный центр, миссия которого – бороться с коррупцией, главным образом используя ресурс 94-ФЗ о государственных закупках, разработанного в свое время активистами «ЯБЛОКА», работавшими в ФАС России.

Недавно глава столичного Департамента по конкурентной политике Геннадий Дегтев (чьей работой мы совершенно не довольны) сказал, что жалобы «ЯБЛОКА» в ФАС «помогли не допустить неэффективного израсходования более 800 млн руб.».

Антикоррупционный центр, штатом в 3 человека, работает немногим больше полугода.

Общее количество выигранных дел АЦ – 138.

Чем он занимается?

Дорогие машины

Всем известны случаи наглых закупок чиновниками дорогих авто – чиновников всех мастей – от руководителей генеральной прокуратуры до муниципалитетов. Может показаться, что проблему можно решить законом о запрете закупать за бюджетные средства авто дороже 1,5 млн. р., но это не так.

Самый популярный автомобиль у российских чиновников сегодня – Toyota Camry, стоимостью в диапазоне: 960 000 – 1 500 000р.

При опубликовании ценовых ориентиров (авто до 1,5 млн. рублей) аппетиты чиновников неизбежно вырастут, все обязательно станут покупать то, что не дешевле этой предельной суммы, и не стесняясь в количестве.

Нельзя забывать, что дороже самого автомобиля обходится водитель для чиновника. Необходимо сокращать количество чиновников, пользующихся служебным авто. Когда в каком-нибудь сельсовете 4 ставки – глава, бухгалтер, секретарь и водитель – это нонсенс.

Совершенно ужасно смотрятся закупки, когда, например, глава Ивановского Сельсовета Рыльского района Курской области покупает себе роскошный Nissan Murano за 2 миллиона, с водителем.

Это при том, что на дороги в бюджете этого сельсовета заложена сумма в 116 тысяч рублей.

Или же когда Администрация сельского поселения Новофедоровское Наро-Фоминского муниципального района Московской области, в котором 5 тысяч жителей, покупает очередную Toyota Camry за 1,5 миллиона.

При этом, нужно, конечно, иметь в виду, что существуют разные уровни власти с разными представительскими потребностями. Очевидно, что федеральный министр имеет право ездить на авто дороже, чем глава муниципального района.

Поэтому, в обжаловании подобных закупок необходимо применять дифференцированный подход: смотреть, какой орган власти закупает соответствующую марку авто.

Наши критерии:

- считаем, что покупка муниципальными образованиями авто, дороже 1 миллиона недопустима

- для региональных и федеральных органов власти допустимый предел – 1,5 миллиона.

У нас есть четкие наработки, с помощью которых мы можем обжаловать практически любую закупку дорогого авто.

Я поручил Антикоррупционному центру «ЯБЛОКА» обжаловать эти наглые закупки как можно больше – только так можно отучить чиновников от их наглости. Сейчас мы обжалуем практически каждые торги, которые кажутся нам неприемлемыми.

Такие закупки мы обжалуем по следующим основаниям:

- аукционная документация ограничивает конкуренцию.

В техническом задании на закупку указываются такие параметры, которые подходят к авто только определенной торговой марки – например, Toyota Camry, и ни одна другая машина не подходит. Соответственно, в аукционе могут участвовать только поставщики Toyota Camry, и больше никто. Это – нарушение норм конкуренции, предусмотренных 94-ФЗ. С помощью компьютерной программы мы в своих жалобах наглядно показываем, что указанным параметрам подходит только одно авто. Как правило, региональные УФАС соглашаются с нашими доводами, и отменяют закупку.

Наш Антикоррупционный центр использует и другие основания для обжалования закупок (94-ФЗ это позволяет), которые нам кажутся слишком наглыми или коррупционными.

Мы стараемся обжаловать буквально каждую закупку, не соответствующую нашим критериям.

Приведу только несколько последних примеров.

Закупка Министерством финансов, заметьте, Чеченской Республики автомобиля за 4 000 000р. В своей жалобе мы доказали, помимо прочего, что указанным характеристикам подходит лишь автомобиль BMW 750, что нарушает конкуренцию. В этом аукционе было много нарушений – жалобу удовлетворили.

Или, например, "Хозяйственное управление администрации Приморского края" покупало за бюджетные средства 4 автомобиля Toyota Land Cruiser Prado за 7 130 000 р. Наша жалоба была признана обоснованной.

Еще случай, из последних. Администрация Усть-Цилемского района республики Коми, в котором вот такие дороги

решила купить себе внедорожник за 1,8 миллиона рублей. В республике закупка вызвала общественный резонанс, к ней подключились местные депутаты. Но аукцион отменили по нашей жалобе.

Еще пример: резонансное дело по закупке Генеральной Прокуратурой авто за 6 миллионов рублей! Эту историю я описывал в своем блоге. Закупку удалось предотвратить.

Всего, с начала года, ФАС удовлетворил 24 наших жалобы только по закупкам шикарных автомобилей.

Конечно, деятельность Анкоррупционного центра не ограничивается дорогими авто.

Латиница

Мы обжаловали каждый случай использования коррупционной латиницы (когда чиновники специально меняют русские буквы на аналогичные английские, чтобы невозможно было отыскать закупку).

Как результат, теперь на официальном сайте для закупок видно, когда поставщик пытается это сделать – практика коррупционной латиницы исчезла.

Капремонт

Еще одно направление – обжалование закупок на проведение капитального ремонта – в тех случаях, когда тратятся миллионные суммы, а в документации нет даже самого минимального проекта работ. Это значит, что торги специально сделаны под конкретного исполнителя, аффилированного с заказчиком, что означает некачественное исполнение и немалый откат. Потому что без подробного проекта работ качественный капитальный ремонт сделать нельзя. Множество наших жалоб по этому направлению признано обоснованными.

Детские площадки

Кроме того, благодаря нашим расследованиям, удалось вернуть в московский бюджет миллионы рублей, которые чиновники украли на поставке детских площадок, увольнения ряда чиновников.

Озеленение

Недавно мы проводили расследование по «озеленению Тверской улицы», в ходе которого выяснилось, что чиновники украли из нашего кармана, по меньшей мере, 20 миллионов рублей.

 

 

Если у вас есть, что рассказать о коррупции при проведении капремонта, реконструкции парка, благоустройстве и "озеленении дворовых территорий", или другая информация, которая может быть интересна Антикоррупционному центру «ЯБЛОКА», обязательно присылайте ее нам на mitrohin@yabloko.ru.

Непрерывная, системная, каждодневная работа – наш принцип борьбы с коррупцией. Только обжалуя каждый подобный случай можно приучить чиновников к скромности и приличиям. «ЯБЛОКО» делает это каждый день.

Когда я стану мэром, Антикоррупционный центр ЯБЛОКА перерастет в специальную структуру мэрии по противодействию коррупции, реализуя соответствующий раздел моей программы «Начнем перемены с Москвы!».

 

Оригинал

Автор

Митрохин Сергей Сергеевич

Депутат Московской городской Думы. Член Федерального политкомитета партии. Председатель партии в 2008-2015 гг. Кандидат политических наук

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Центр антикоррупционной политики


Все статьи по теме: Центр антикоррупционной политики