16 ноября 2019
Facebook

«Оборона университетов по всему городу - суть протестов в Гонконге сегодня»

Ольга Власова о протестах с места событий

Не могу не поделиться. Я в Гонконге! Впервые. И здесь позиционная война.

Гонконг впечатляет и воодушевляет даже набором статистических фактов о себе:
Площадь Гонконга 1 100 км², в 2,5 раза меньше Москвы. Плотность населения 6,73 человека на квадратный метр. Гонконг самый дорогой город в мире. Средняя стоимость квадратного метра жилья - 45,8 тысячи долларов. Максимальная стоимость жилья в этом городе была зафиксирована в 2016 году – 3030 тысяч долларов за квадратный метр. Лонг-Айленд – 1600 рублей.
Средний годовой доход в Гонконге по окладам составляет приблизительно 362 тысячи гонконгских долларов, то есть больше 250 000 рублей в месяц. Конечно, показатель средней зарплаты очень условный при высоком росте неравенства в обществе, но для сравнения: средняя зарплата в Москве – 60 000 рублей, а в Пекине – 80 000 рублей.
Гонконг – крупнейший порт и финансовый центр мира.

Это обусловлено как географически, так и исторически. Долгое время Гонконг был британской колонией, а в 1997 году в рамках процесса деколонизации в Великобритании был передан Китаю. Колонией Британии была лишь часть современного Гонконга – остров, а остальная часть была взята в аренду на 100 лет. Поэтому при передаче суверенитета Китай потребовал арендованную часть в свою юрисдикцию. Небольшой по площади город не мог больше быть разделен на разные государства, поэтому весь Гонконг перешел Китаю в рамках политики: «Одна страна – две системы». Именно сохранение политической системы Гонконга минимум на 50 переходных лет было обещано городу при передаче.

50 лет независимой политической системы Гонконга истекают лишь в 2047 году.
Однако уже в 2014 году Пекин объявил, что с 2017 года глава Администрации Гонконга будет избираться только из списка, предложенного Пекином.
В Гонконге началась Революция Зонтиков. Именно с помощью зонтиков протестующие спасались от слезоточивого газа. Сейчас картина точно такая же.

Итого, после 2014 года у Гонконга отняли самостоятельность исполнительной власти, но оставили собственную судебную систему и Законодательный Совет.

Что произошло в этом году? Подконтрольная Пекину Администрация Гонконга внесла «Закон об экстрадиции», что было однозначно воспринято попыткой взять под контроль судебную систему Гонконга…

На улицах снова зонты и миллионные протесты.
Больше всего меня удивляют в этой ситуации 2 вещи:
1. Продолжительность этих протестов (они длятся уже больше 5 месяцев и не угасают – становятся малочисленней, что естественно, но и ожесточенней).
2. Их военизированный характер. Это не демонстрации в нашем понимании – это реальная позиционная война с баррикадами, газами, коктейлями и линией фронта, которая сейчас лежит вокруг каждого университета в городе…

Сейчас в городе закрыты все учебные заведения, включая детские сады и школы. Сначала я не понимала, в чем причина атак полиции именно на университеты. Но после того, как сходила к линии фронта у Гонконгского политехнического университета, то увидела следующее:
большое количество студентов и даже преподавателей участвует в протестах и защищает университеты. Полиция считает, что именно в университетах зарождается протестное движение (что, видимо, правда), а потому университеты стали мишенью в подавлении протестов. Студенты препятствуют проведению антипротестных операций на территории университетов. Ранее органы правопорядка избегали столкновений на территории учебных заведений. Представители студентов заявляли, что на прошлой неделе они обращались в суд с просьбой о вынесении постановления, запрещающего полиции заходить на территорию университетов. Решение провести операцию по разгону протестующих на территории университета говорит об изменении стратегии гонконгской полиции.

Оборона университетов по всему городу – суть протестов в Гонконге сегодня. Люди уже даже забыли про закон об экстрадиции. Все защищают университеты…

Гонконгцы религиозны. Здесь много католиков, люди молятся за Гонконг. Гонконг сейчас — это еще и борьба видений.

Консьерж в гостинице предупреждал, что очень опасно в эти дни на улицах города носить черную и белую одежду. Это оказалось связанным с тем, что в столкновениях принимают участие три стороны. Участники акций одеваются в черное и носят черные маски, полиция в своей форме, а местная мафия, поддерживающая континент, одевается в белое.

С первого взгляда мне показалось очень странным, что протестующие надевают маски и скрывают свои лица. Зачем прятаться, выступая за правое дело? Но такая одежда нужна, чтобы митингующих не могли распознать, когда они возвращаются домой. Уже были прецеденты. Однажды, когда группа протестующих возвращалась домой, на них напали люди в белом и избили.

Мне посчастливилось прилететь в Гонконг из континентального Китая. Уже свыкнувшись с обязательным vpn, fake маркетами и прочими приятными и странными экзотическими для нас явлениями, я была искренне удивлена, когда в Гонконге фейсбук вдруг заработал сам, а торговые центры оказались забитыми доступными настоящими брендовыми бутиками. Разница уровней благосостояния населения бросилась в глаза. Честно, только в этот момент я поняла, что именно отстаивают люди, защищающие университеты. Им здесь жить, в том числе и через 30 лет, и они явно не хотят терять те достижения и свободу, которые имеют сейчас.

Я не верю в революцию с оружием в руках, но почему-то мне очень верится в искренность их намерений любой ценой остаться теми, кем они имеют право оставаться.

И, конечно, хочется провести бесконечное количество параллелей и сравнений с Москвой. Подобные протесты в нашем понимании - война, выходящая далеко за пределы закона. И мы в свою очередь исповедуем мирный и открытый протест. Но есть и еще одно обстоятельство: мы боремся за то, чего никогда, по сути, не имели, а здесь идет война за сохранение – оборона Гонконга.

Автор

Власова Ольга Юрьевна

Советник руководителя фракции «Яблоко» в Московской городской Думе. Член Молодежной Общественной палаты России. Доцент Государственного академического университета гуманитарных наук, кандидат политических наук

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).