24 марта 2023
Блог Ии Борониной

Ия Боронина о ликвидации роддома №2: Это характерный срез сегодняшней социально-политической конструкции страны в целом

Недавно в СМИ появилась информация о возможной ликвидации роддома № 2, единственного роддома на весь Ленинский район Ижевска. Кроме того, рядом с ним расположена клиническая больница № 4, которая, в том числе, специализируется на лечении патологии новорожденных и недоношенных детей, поступавших туда из ликвидируемого роддома.

Ия Боронина. Фото: личный архив

Ликвидация роддома – характерный срез сегодняшней социально-политической конструкции страны в целом: корпоративной системы, которая работает только на себя.

Закрываются государственные медучреждения, открываются частные. И все это «под соусом» заботы о гражданах – так называемой «оптимизации». В нарушение антикоррупционного законодательства на публичные должности в системе госуправления нередко назначаются лица без учета факта наличия конфликта интересов или возможности его возникновения. В этой части лично у меня много вопросов к уровню прокурорского надзора за нарушениями антикоррупционного законодательства.

В целях обеспечения доступности мед. помощи, разработаны требования, определяющие нормативную потребность субъектов РФ в объектах здравоохранения.

Количество мед. организаций, в том числе родильных домов, на территории субъекта должно отвечать потребности населения, с учетом: численности населения, транспортной доступности, климатических и географических особенностей, уровня и структуры заболеваемости населения, особенностей половозрастного состава населения и возможности соблюдения порядков оказания медицинской помощи, плановой мощности медицинской организации.

Выбор мед. организации для доставки пациента при осуществлении мед. эвакуации производится исходя из тяжести состояния пациента, минимальной по времени транспортной доступности до места расположения мед. организации и профиля мед. организации, куда будет доставляться пациент (Порядок, утв. Приказом Минздрава РФ от 20.06.2013 N 388н).

На мое обращение в Генпрокуратуру РФ по вопросу обеспечения оказания скорой мед. помощью жителей УР, поступил ответ Росздравнадзора по УР со следующими данными:

«На территории УР всего 126 выездных бригад (на 1,5 млн населения), из них 56 в Ижевске (на 840 тыс. населения), в том числе: 59 врачебных общепрофильных бригад СМП, 64 фельдшерские общепрофильные бригады СМП; всего одна спец. бригада СМП анестезиологии-реанимации; две спец. педиатрические бригады СМП (расчет бригад СМП в суточном исчислении).

На 01.12.22 г. служба СМП представлена 1 станцией и 7 отделениями рай. больниц: БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР», БУЗ УР «Воткинская МБ МЗ УР», БУЗ УР «Балезинская МБ МЗ УР», БУЗ УР «Красногорская МБ МЗ УР», БУЗ УР «Шарканская МБ МЗ УР», БУЗ УР «Юкаменская МБ МЗ УР», БУЗ УР «Ярская МБ МЗ УР».

Отмечено, что на сегодня в Удмуртии имеется неукомплектованность врачами СМП и средним медицинским персоналом».

Таким образом, исходя из изложенного, ликвидация родильного дома № 2 в городе Ижевск может негативно сказаться на реализации прав жителей Удмуртии в сфере охраны здоровья, на гарантиях реализации этих прав, предусмотренных положениями законодательства в сфере охраны здоровья, в т.ч. ФЗ - 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Ликвидация единственного в Ленинском районе Ижевска родильного дома негативно повлияет на реализацию гос. программы «Развитие здравоохранения», показателем которой, в том числе является «младенческая смертность».

Фото: Артем Краснов/КоммерсантЪ

Исходя из изложенного, направила обращение в Прокуратуру УР и Генпрокуратуру РФ (для контроля) с просьбой:

  • провести прокурорскую проверку в отношении данных фактов;
  • проверку на предмет соответствия количества роддомов на территории УР потребности населения, с учетом численности населения, транспортной доступности, климатических и географических особенностей, уровня и структуры заболеваемости населения в УР, особенностей половозрастного состава населения и возможности соблюдения порядков оказания мед. помощи, плановой мощности мед. организации, исходя из нормативов действующего законодательства;
  • проверку на предмет соответствия количества объектов здравоохранения на территории УР потребности региона в объектах здравоохранения, исходя из требований и нормативов действующего законодательства;
  • запросить и проанализировать информацию о количестве принятых родов в каждом род. доме УР в период с 2010 по 2023 годы, сопоставив нагрузку, которая перераспределится, в случае ликвидации роддома № 2, на другие роддома;
  • проверку в отношении высших должностных лиц УР (Правительства УР, Министерства здравоохранения УР), отвечающих за вопросы укомплектованности системы здравоохранения УР врачами СМП и средним мед. персоналом, на предмет неукомплектованности системы здравоохранения УР врачами СМП и средним мед. персоналом (исходя из Ответа Росздравнадзора № 01-20/Б-397), в случае выявления в ходе проверки в их действиях/бездействии нарушений, принять меры прокурорского реагирования;
  • дать правовую оценку законности и допустимости возможной ликвидации роддома № 2, с учетом аргументов, изложенных в обращении.

Что касается медицины, то еще в 2021 году я неоднократно публично поднимала проблему распределения расходов бюджета и губительной оптимизации. На здравоохранение бюджетом РФ выделяется вдвое меньше, чем, например, на правоохранительную деятельность - всего 5,8 % в объеме расходов. На 2023-2024 годы и плановый 2025 год расходы на здравоохранение остались примерно на том же уровне (1,5 трл руб.), при этом на национальную безопасность и правоохранительную деятельность выросли вдвое (4,4 трл руб).

Мы должны понимать, что цифры всегда говорят о приоритетах власти громче всяких слов.

В ноябре прошлого года, когда принимался бюджет Удмуртии, я предложила свой вариант «оптимизации» расходов, внеся поправки, которые предусматривали сокращение расходов на аппарат главы и Правительства УР, аппарат Госсовета, ЦИК УР, СМИ.

Бречалов, которому для заключения поступили поправки, отклонил данную инициативу. Расходы на перечисленные структуры и на деятельность главы УР растут с каждым годом, однако сокращать их на содержание своего аппарата чиновники не желают, они предпочитают экономить на нас, простых гражданах.

Об авторе

Ия Юрьевна Боронина - юрист, председатель Удмуртского отделения партии.

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Здравоохранение


Все статьи по теме: Здравоохранение