26 ноября 2010
Псковская губерния

Пила Путина

16 ноября 2010 года в центре внимания российского интернета, а вслед за ним и прессы, оказалось сообщение известного юриста, блоггера и автора влиятельной газеты «Ведомости» Алексея Навального

«Как пилят в Транснефти».

 
 
Только в его блоге сообщение прочитали несколько десятков тысяч человек, оставив под ним более 10 тысяч комментариев – один из рекордов Рунета.

За несколько дней совокупная аудитория опубликованной Навальным информации составила (по консервативным оценкам) более 10 миллионов человек.

Предваряя ставшее топовым обширно документированное сообщение, Алексей Навальный написал: «Это очень важный для меня пост.

Над этим делом я с коллегами работаю уже много месяцев. Я буду очень благодарен всем, кто прочитает и поможет. Но прежде, чем вы начнете читать – загляните в свой бумажник. Может, вы и не заметили, но из него пропало примерно 1 100 рублей. Не так много, для каждого из нас, но эту сумму украли у каждого совершеннолетнего жителя России. Всего, по нашей оценке, по ходу этой истории было украдено не менее $ 4 млрд. долларов».

Речь шла о масштабных злоупотреблениях при проектировании и строительстве ОАО «АК «Транснефть» (миноритарным акционером которой является А. Навальный) трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан».

Показательна не только полученная и опубликованная Навальным информация, но и косвенная реакция на нее премьер-министра России Владимира Путина и прямая – председателя Счетной палаты России Сергея Степашина, чья политическая самостоятельность и – соответственно – соответствие профессиональным задачам были поставлены публикацией А. Навального под сомнение.

Редакция «Псковской губернии» обратилась к Алексею Навальному с просьбой подготовить газетный вариант публикаций в блоге. Алексей быстро откликнулся и дал свое согласие. Материал, который «Псковская губерния» предлагает сегодня своим читателям, подготовлен к печати помощником Алексея Навального Сергеем ТРЕФИЛОВЫМ.

Редакция.

Алексей Навальный является миноритарным акционером компании ОАО «АК «Транснефть». 100% обыкновенных акций компании принадлежат государству, но в частной собственности могут быть привилегированные акции.

«Транснефть» - фактический монополист в транспортировке российской нефти. Крупнейший проект компании за последние годы – проектирование и строительство трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан».

 
 
Трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ТС ВСТО) должен обеспечить доставку российской нефти на рынки США и Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая протяженность составит более 4 000 км. Он должен пройти из Тайшета (Иркутская область) через Сковородино (Амурская область) в тихоокеанскую бухту Козьмина (Приморский край) с ответвлением для экспорта нефти в Китай.

28 декабря 2009 года была запущена первая очередь трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» - от Тайшета (Иркутская область) до Сковородино (Амурская область) с мощностью 30 млн. т в год.

А в сентябре 2010 года было завершено строительство ответвления в Китай.

ТС ВСТО – самый большой трубопроводный проект в России в постсоветское время. Этот грандиозный, по сути национальный проект, который сооружался и сооружается под непосредственным контролем президента (а затем премьер-министра) Владимира Путина. Это стройка государственного масштаба и значения.

100% обыкновенных акций «Транснефти», той самой компании, что занималась стройкой, принадлежат государству. Это значит, что миллиарды долларов, потраченные на сооружение ТС ВСТО, по сути, - миллиарды из государственного бюджета.

«Путин, всё украли. Но это не мы. Мы начинаем всё с чистого листа»

 
 
Что касается формальной стоимости столь масштабной стройки, данные разнятся, даже в оценках официальных лиц. Но почти все сходятся на том, что точно было потрачено около 15 миллиардов долларов (а в 2010 году на расширение трубопровода выделено еще около 5,5 миллиардов [ 1 ]. Неофициально же ходили слухи о том, что на стройку ушло в целом значительно больше количество денег, т. к. хищения достигали космических масштабов.

В конце 2007 – начале 2008 гг. «Транснефтью» после ухода с должности бывшего руководителя компании Семена Вайнштока была инициирована проверка стройки ТС ВСТО. (Эксперты предполагают, что новый менеджмент был заинтересован выдать всю эту информацию в элиты, чтобы прийти к премьеру и сказать ему: «Путин, всё украли. Но это не мы. Мы начинаем всё с чистого листа». Собственно, они это и сделали: именно поэтому доклад был завизирован вице-президентом «Транснефти». Но они совершенно не были заинтересованы в том, чтобы о докладе в Счетную палату стало известно нам с вами, публике. И понятно почему: старые подрядчики как работали, так и продолжают работать. Поток наличных денег огромный, кто же будет от него отказываться?» - сказал Навальный в интервью журналу The New Times [ 2 ].

Показательно, что после «Транснефти» Вайншток был назначен главой Олимпстроя, хотя очевидно, что Путин был ознакомлен с результатами проверки [ 3 ].

Проверкой занималась Счетная Палата РФ. Результаты были частично оглашены в начале 2009 года: «Ведомство Сергея Степашина представило результаты своей проверки расходования средств, выделенных на строительство ВСТО, в феврале минувшего года. Официальное заявление гласило, что «в ходе реализации проекта без проведения конкурсов заключено 83 договора на общую сумму 78,5 млрд. руб.». Счетная палата заключила, что нормативные документы «Транснефти» содержат расширительное толкование случаев привлечения подрядных организаций без проведения конкурсов.? В ходе проверки были выявлены различные нарушения в исполнении договоров и контрактов» [ 4 ].

В итоге часть материалов проверки оказалась в распоряжении акционера компании Алексея Навального. Это официальные отчеты сотрудников компании «Транснефть», подготовленные по запросу Счетной Палаты РФ – «Материалы, подготовленные ОАО «АК «Транснефть» по запросу Счетной Палаты № ЗИ-11-03-69/11-03».

«Как минимум 28 эпизодов, по которым была завышена стоимость работ»

 
 
После тщательной проверки информации и выяснения подлинности этих документов, Навальный решил опубликовать их в сети Интернет. В данных отчетах (более 150 страниц), заверенных должностными лицами компании, содержатся четкие и недвусмысленные выводы о многочисленных экономических преступлениях, совершенных неустановленными сотрудниками различных дочерних организаций «Транснефть» и подрядных организаций.

Только на проектно-изыскательских работах было украдено 10 млрд. рублей.

А, по сути, все подрядные организации на стройке ТС ВСТО были посредническими прослойками, через которые выводились деньги. Общий ущерб от незаконных действий достигает 4 млрд. долларов:

«В документах мы насчитали как минимум 28 эпизодов, по которым была завышена стоимость работ. Мы подсчитали эти цифры. Плюс экстраполировали данные, то есть средний процент воровства разными подрядчиками на различные виды работ — на общую стоимость всего трубопровода» (Алексей Навальный в интервью New Times) [ 5 ].

Приведем ряд эпизодов из «Материалов проверки»:

1. Выявлено завышение стоимости проектно-изыскательских работ, проводимых ОАО «ВНИИСТ» по проектам «Трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан». Первый пусковой комплекс» и «Расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» на общую сумму 10 млрд. 054 млн. 051 тыс. 532,76 руб.

2. Несоответствие сметной документации по строительству «Трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» (далее – ТС ВСТО) требованиям задания.

3. Выявлено завышение сметной стоимости строительства объектов вследствие ошибок и недостатков проектирования на 1 млрд. 494,8 млн. руб. Завышение сметной стоимости на автомобильные перевозки на сумму 449,4 млн. руб..

4. Торги по выбору подрядных организаций, поставщиков оборудования, исполнителей работ для реализации проекта строительства ТС ВСТО проведены с многочисленными и грубыми нарушениями законодательства. По существу торги являлись формальными, а их результат заранее предопределенным.

5. В ООО «ЦУП ВСТО» допущены факты незаконного уничтожения материалов конкурсных торгов.

6. Ни одна из генподрядных организаций не была в состоянии собственными силами и с субподрядчиками выполнить строительно-монтажные работы в полном объеме, в контрактные сроки, с соблюдением установленных правил производства работ ни по одному из заключенных контрактов по объектам строительства ТС ВСТО.

Большинство генподрядчиков учреждено подставными оффшорными компаниями. В ряде случаев компании регистрировались на подставных лиц по поддельным подписям. В целом генподрядчики имеют одних учредителей, руководителей, персонал.

7. По всем договорам стоимость работ у субподрядчиков отличается от стоимости этих же работ в генподрядчиках. Разница в стоимости по договорам составила 2 млрд. 758,9 млн. рублей или в среднем 27% .

Стоимость отдельных позиций строительно-монтажных работ в контракте № 123-06 от 28.04.06 г. кратно превышает стоимость соответствующих работ в субподрядном договоре.

В ходе строительства объектов ТС ВСТО выявлены многочисленные факты фальсификации исполнительной документации и использования подложных документов.

8. Завышение стоимости оборудования, приобретенного по лизингу составила не менее 1 419 млн. рублей.

9. Совокупный ущерб компании «ОАО «АК» Транснефть» по договорам с ОАО «ВНИИСТ» по объектам ТС ВСТО составляет 3 861 204 тыс. рублей.

10. Стоимость строительно-монтажных работ по объектам, где субподрядчиками являлись ООО «КСУ «Сибнефтепроводстрой», ООО «Волгонефтегазспецстрой» и ООО «Омскнефтегазспецстрой», завышена в среднем на 2 млрд. 895 млн. 676,6 тыс. рублей или на 33,8%.

11. При реализации проекта ТС ВСТО искусственно была создана схема в интересах ген. проектировщика и ген. подрядчиков, которые, по сути, являясь лишь посредниками, получали необоснованно высокую оплату, сумма которой превышает 5,7 млрд. рублей .

12. Незаконный вывод из состава объектов 1-й очереди ТС ВСТО нефтепровода и нефтеналивного терминала в г. Сковородино.

ОАО «АК» Транснефть» выдало ОАО «Энерготерминал» Технические условия на проектирование и подключение пункта налива нефти в г. Сковородино в нарушение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 1737-р. Таким образом, нефтеналивной терминал был построен на незаконных основаниях.

В 2007 г. компания ОАО «АК «Транснефть» и ОАО «Энерготерминал» заключили сделки на невыгодных для компании условиях.

Пропускная способность нефтеналивного терминала в г. Сковородниково составляет 15 млн. тонн в год, что в два раза меньше предусмотренной Правительством РФ.

13. Неправомерное заключение в декабре 2006 г. – апреле 2007 г. контрактов с ООО «Стройсистема» и ООО «СтройКонтинент» - данные подрядчики не имели необходимых лицензий и фактически не могли выполнить условия контракта. Подписанные дополнительные соглашения по контрактам с данными подрядчиками привели к существенному ухудшению положения ОАО «АК «Транснефть».

14. Новые подрядчики на строительство ТС ВСТО были привлечены неправомерно, без проведения торгов.

15. Необоснованное авансирование ООО «Стройсистема» и ООО «СистемаСпецСтрой» со стороны ООО «ЦУП ВСТО» на сумму более 1,5 млрд. рублей.

16. Неправомерное привлечение ООО «Регион Лес Экспертиза» к работам по договору на проведение комплекса землеустроительных и лесоустроительных работ без проведения торгов.

17. В результате невыполнения генеральным подрядчиком ЗАО «Краснодарстройтрансгаз» своих обязательств по контрактам, ОАО «АК Транснефть» необоснованно понесла ущерб в сумме 2 млрд. 444 млн. 033,98 тыс. рублей.

«Кто такой Навальный? Что такое «Транснефть»? Мы об этом ничего не знаем»

Факт проведения проверки стройки ТС ВСТО подтвердила, как «Транснефть», так и Счетная Палата РФ [ 6 ]. При этом представители Счетной Палаты заявили, что основной массив документов проверки был засекречен.

«Часть итогов этой проверки Счетная палата РФ опубликовала в феврале 2009 года, полные материалы ведомством обнародованы не были… Директор департамента информации Счетной палаты Алан Ужегов сказал во вторник РИА Новости, что ведомство сможет ответить, являются ли опубликованные Навальным материалы подлинными, только сверив их с документами, находящимися в архиве. При этом он уточнил, что эти документы Счетной палаты по итогам проверки строительства ВСТО имеют гриф «для служебного пользования» [ 7 ].

Необходимо отметить, что ни «Транснефть», ни Счетная Палата РФ также не опровергают подлинность оказавшихся у Навального документов.

Подтвердилась информация о том, что при строительстве ВСТО-2 задействовано большинство старых подрядчиков.

17 ноября стала известна реакция на общероссийский скандал премьер-министра Владимира Путина: «Правительство РФ объявило компании «Транснефть» благодарность в связи с завершением строительства ветки трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) от Сковородино до границы с Китаем, - говорится в постановлении кабинета министров, подписанном лично премьер-министром Владимиром Путиным, - за большой вклад в развитие сотрудничества в области энергетики меду РФ и КНР, а также в связи с завершением строительства нефтепровода «Сковородино - граница с КНР» объявить благодарность правительства РФ ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть», - говорится в документе» [ 8 ].

Благодарность была объявлена на следующий день после публикации Алексеем Навальным материалов проверки.

Вслед за премьерской последовала реакция и председателя Счетной Палаты РФ Сергея Степашина: «Нет 4 миллиардов хищений никаких», - сказал Степашин, отвечая на вопрос, может ли он подтвердить или опровергнуть опубликованные факты о результатах проверки «Транснефти» [ 9 ].

Представители Счетной Палаты РФ называют также сумму «всего лишь» в 3,5 млрд. рублей хищений. При этом не опровергают подлинность документов Навального, в которых указаны, причем представителями самой «Транснефти», значительно более масштабные суммы.

Среди непосредственной реакции заинтересованных и затронутых лиц встречаются очень показательные цитаты:

«Кто такой Навальный? Что такое «Транснефть»? Мы об этом ничего не знаем», - заявила начальник отдел по связям со СМИ Следственного комитета МВД России Ирина Дудукина [ 10 ].

Пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин заявил следующее: «Все необходимые комментарии я дал на [новостные] ленты. Вы можете их посмотреть, если вы средство массовой информации. Вы средство массовой информации? Как раз то, что, по-моему, писало о том, что мы воры и бандиты. Вы знаете, лет сто назад я бы бросил вам перчатку в лицо и с удовольствием проткнул бы. Но сейчас я вынужден разговаривать с вами по телефону...» [ 11 ]

Ранее Демин говорил, что проверка ВСТО была инициирована новым руководством «Транснефти».

На данный момент Алексеем Навальным подготовлены обращения к российским политическим партиям и движениям с призывом потребовать обнародования полного отчета проверки строительства ТС ВСТО, проводившейся Счетной Палатой РФ, объективного и тщательного расследования преступлений, совершенных в рамках строительства ТС ВСТО и создания принципиально иных, прозрачных, путей финансирования крупных госпроектов.

Сергей ТРЕФИЛОВ,
помощник Алексея НАВАЛЬНОГО,
специально для «Псковской губернии»


 

1 См.: «Токарев: инвестиции в расширение ВСТО составят 170 млрд. рублей». Экспертный портал «Восточный нефтепровод», 02.11.10 г.

2 См: Е. Альбац. Дело о хищении миллиардов рублей при строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Куда исчезли миллиарды «Транснефти». Журнал The New Times, № 39 от 22 ноября 2010 г.

3 См.: Галина Шакирова. Вайншток возглавил олимпийский Сочи. «Газета.ру», 07.11.2007 г.

4 См.: Е. Самедова. Счетная палата отказалась подтверждать подлинность компромата на «Транснефть». Деловая газета «Маркер», 17 ноября 2010 г.

5 См: Е. Альбац. Дело о хищении миллиардов рублей при строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Куда исчезли миллиарды «Транснефти». Журнал The New Times, № 39 от 22 ноября 2010 г.

6 См.: «Транснефть»: проверку ВСТО инициировало новое руководство компании. РИА «Новости», 16.11.2010 г.

7 Там же.

8 См.: Кабмин объявил благодарность «Транснефти» за отвод ВСТО на Китай. РИА «Новости», 17.11.2010 г.

9 См.: Степашин: Счетпалата не выявляла миллиардные хищения в «Транснефти». РИА «Новости», 18.11.2010 г.

10 См: Е. Альбац. Дело о хищении миллиардов рублей при строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Куда исчезли миллиарды «Транснефти». Журнал The New Times, № 39 от 22 ноября 2010 г.

11 Там же.

Оригинал статьи здесь

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Борьба с коррупцией


Все статьи по теме: Борьба с коррупцией