5 марта 2009
Специально для сайта

8 марта и положение женщин в России: праздновать по-прежнему нечего

 8 марта – символический день борьбы женщин за свои права, а не «праздник весны и любви». Для весны, мне кажется, больше подходит Масленица, а для любви – день Святого Валентина или святых Петра и Февронии, это уж – кому как по вкусу. Во всех странах в этот день женщины выходят на демонстрации и митинги, требуя устранить разные виды неравноправия и дискриминации – от более низких, чем у мужчин, зарплат до сексуальных домогательств на работе и домашнего насилия. А мы продолжаем праздновать, будто бы нас эти проблемы не касаются.
 

Между тем, с обеспечением равных прав и возможностей для женщин, которое гарантирует 19 Статья Конституции Российской Федерации, дело обстоит по-прежнему неважно (впрочем, как и с остальными конституционными правами), и в последний год стало не лучше, а хуже. Отступление идет практически по всем фронтам. 


Именно по женщинам, которые и так получали в среднем две трети от заработка мужчин, в первую очередь ударил финансово - экономический кризис: они первыми становятся жертвами увольнений, им труднее найти работу, им первым сокращают зарплату. Учитывая, что сейчас у нас распадается в среднем более половины браков, а 95% семей с одним родителем – мама с ребенком или с несколькими детьми, это выталкивает такие семьи за грань бедности. Тем более что за все «жирные годы» наши власти так и не удосужились поднять детские пособия хотя бы до уровня прожиточного минимума. К тому же отвечают за эти выплаты региональные бюджеты, доходная часть которых стремительно сокращается.


В отличие от других стран, где просто на глазах увеличивается доля женщин на ключевых властных позициях, в прошедшем году мы занимали «почетное» 71 место (между Эфиопией и Того) по числу женщин в исполнительной власти и разделили 84 место с Гвинеей-Бисау, опередив Камерун, по числу женщин в законодательной власти. Повсеместный переход на партийные списки только усугубляет ситуацию: во всех сейчас зарегистрированных партиях председатели и большая часть руководства – мужчины, гендерная составляющая в программах отсутствует («ЯБЛОКО» - единственное исключение, с собственной гендерной фракцией и программой).


Не изменилось и отношение общества к насилию, в отношении женщин, в том числе – семейному, к сексуальным домогательствам на работе, к отношению к женщине в «гламурной культуре» как объекту купли – продажи.


Зато начали проводиться «православные дефиле», а депутаты не стесняются выступать с инициативами, ограничивающими право на аборты или заявлять, что единственное место женщины в политике – быть женой, матерью или сестрой политика.


Российское женское движение пока очень слабо и разобщено, только пытается сформулировать свои требования. В ноябре мы (а наша Гендерная фракция была важной частью этого проекта) провели Второй всероссийский женский съезд (первый был сто лет назад) и попытались поставить перед властями и обществом эти проблемы. Но пока голос женского сообщества слаб и тонок, его мало кто слышит. А выйти на улицу, как наши прабабушки в начале века, мы еще не готовы.

Так что пока не до праздников. 


Желаю всей нашей Гендерной фракции, всем членам и сторонникам партии, всем, кто заинтересован в продвижении женщин и искоренении дискриминации по признаку пола в нашей стране, работать в этом направлении так, чтобы мы, а не наши дети и внуки увидели плоды этой работы, и наша страна стала бы страной, где нет дискриминации женщин.

Автор

Михалёва Галина Михайловна

Председательница Гендерной фракции партии. Руководительница Центра взаимодействия с гражданским обществом партии. Профессор РГГУ. Доктор политических наук


Статьи по теме: Гендерная фракция


Все статьи по теме: Гендерная фракция