17 декабря 2014
Репортаж (фото)

Общественные слушания строгого режима

Если бы вы в тюрьме строго режима проходили публичные слушания – они выглядели бы примерно так, как слушания по вопросу строительства Парламентского центра в Мневниковской пойме 16 декабря.Действие сие было назначено на 18 часов во Дворце творчества детей и молодежи на Маршала Тухачевского.

На подходе к этому, как он раньше назывался, «Дому пионеров», уже метров с 200 видно, что перед забором территории стоит толпа. Подходим. Много полиции, каких-то странных людей с мегафонами, которые зачитывают с планшетов заготовленный текст типа, мол, граждане, готовим паспорта для участия в публичных слушаниях, предъявляем страницу регистрации.

От ворот из металлических ограждений, которыми полиция обычно пользуется на массовых уличных акциях, сделаны коридоры, по которым предлагают «втекать» ко входу дворца. Все под пристальным наблюдением полиции. Какие-то люди «в штатском» ведут постоянную видеозапись.

Кучно, как на демонстрацию времен угасающего социализма, подходим к дверям Дворца. Перед входом люди крепкого телосложения в костюмах занимаются «сортировкой» людей «по интересам». Все это происходит под постоянный текст через мегафон. «Сортируют» на «разделы» - «жители района», «люди, работающие на территории района» и «пресса».

Проверяют документы и удостоверения СМИ. Кстати, для того, чтобы попасть на эти образцово-показательные слушания необходимо было аккредитоваться. Почему-то. Хотя по закону РФ о СМИ никаких аккредитация журналисты проходить не должны. Доступ к залу и даже к фойе зала перекрыт – проход через подвал-гардероб. Спускаемся, сдаем одежду. Затем – досмотр. Стоит пятеро совсем молодых людей в полицейской форме. Скорее всего – слушатели какого-нибудь учебного центра МВД.

Досмотр как положено – железные предметы отдельно, осмотр сумок, металлорамка. Долго вытаскиваю из карманов в кепку телефоны, диктофоны, ключи, часы, мелочь и прочее, среди которого – флэш-карта, сделанная в виде патрона калибра 7, 62 мм.

Девушка-полицейский интересуется исключительно содержимым рюкзака.

- Микрофоны есть?

- Чего?

- У вас микрофоны есть с собой?

- Есть, конечно.

- ГДЕ?!

- В телефонах есть микрофоны, в камере стоит 2 встроенных стереомикрофона…

- Да нет, в смысле такие микрофоны, которые звук усиливают?

- Мегафон?

- Да!

- Мегафона нет.<

- Проходите.

Моя флэшка-патрон осталась без внимания. А ведь именно она и должна была вызвать особый интерес. Прохожу рамку металлоискателя. Поднимаюсь вверх по лестнице.

Внутри здания следующий «фильтр» - регистрация. 3 точки – по «разделам». Показываем удостоверения, паспорта, находим себя в «списке аккредитации», получаем бэйджы на шею с надписью «пресса» (и от руки написанным названием издания, фамилией). В фойе стоят стенды «проект планировки территории Мневниковской поймы». На экранах крутят по кругу какой-то идиотский низкокачественный видеоролик, где разны люди, включая Третьяка, агитируют за то, чтобы проект запустился.

Остается только порадоваться «за случайных прохожих района», особенно за молодежь 16-18 лет, которые долго и упорно отвечают на вопросы «случайного оператора» на зимней улице Москвы, четко и детально объясняя, почему именно и какие будут блага от нового Парламентского центра. Начало слушаний запланировано на 18 часов. Время – 18: 30. Ничего не происходит. Пытаюсь пойти и посмотреть – что там в зале? На подходе к дверям зала ко мне подскакивают «двое из ларца» - два крупных агрессивных жлоба в черных костюмах, один из которых норовит схватить меня за руку.

- Вход запрещен! Только организаторам! А ведь не соврали. Пока народ час стоял под дверьми зала, в зале уже оказались «организаторы» - депутаты Госдумы, Мосгордумы, управские, префектские и прочие «кие». Наблюдение – у столов, где регистрируются «жители» - всего человек 5. Столы же с «работниками» - огромная толпа. Бэйджи, в итоге, потом от «жителей», перебросили к «работникам» - так как у последних они уже кончились.

Вообще, в фойе перед дверьми в зал царила странная атмосфера. Группа молодых «крепышей», лысых, некоторые с бородами, кучковались как стадо, работающее «в боевом режиме» - наиболее крепкие стояли по краям кучки и сверлили взглядами окружающих.

Какие-то молодые девицы, какие-то люди в костюмах. Нас уже снимают две камеры. Причем иногда чувствуешь себя, как будто в зоопарке. Вот тупо стоит человек и смотрит через индикатор камеры на тебя, молчит и снимает. Каждое движение и каждое слово. Прибыл лидер «ЯБЛОКА» Сергей Митрохин. «Камеры-прилипалы» к нему буквально «приварились». Прошел слушок – в зал все не вместятся, кто не войдет – их посадят в какой-то другой зал, где устроили видеотрансляцию. Шикарно – можно было вообще дома сидеть и кулачки держать. Зачем на слушания ходить? 21 век – есть интернет.

«Спортмассовка» стоит между двумя входами в зал. Двери в зал закрыты. Народ понял, что реально можно тут час простоять в очереди и попасть только на «видеотрансляцию». У правой двери зала, которая приоткрыта и оцеплена охраной, собралась большая толпа. Начинается давка. Жарко. У кого-то уже не выдерживают нервы, один пенсионер кричит, мол, чего вы над людьми издеваетесь, пустите уже в зал – старики стоят в давке уже час. Кругом бегают какие-то люди со скрытыми радиостанциями и классическими «спецслужбистскими» проводками-витушками на ухе.

Вдруг «спортмассовка», как по команде сходит с места и занимает площадку перед другими дверьми в зал, не перед теми, где стоит народ. И неожиданно именно перед ними двери открываются. Крепыши вбегают в зал и оккупируют все передние ряды. Никто ничего не успел сделать. В зале, передняя его часть уже занята депутатами и прочими, а «спортмассовка» их, выходит, как бы оцепила. Только после того, как они заняли все передние места, открывается правая дверь в зал, где стоят все остальные. Народ заходит и усаживается.

На каждом из стульев в зале свежая бумажка с номером ряда и номером стула. Когда мы заняли места, в зал вошли какие-то люди с наклеенными пряма на их одежду бумажными номерами – на плече. Что значили эти цифры, пока понятно не было. Зато было понятно, что эти слушания репетировались, минимум, несколько дней. Люди, зашедшие в зал, заняли каждый свое место, как в армии. На нас по-прежнему «висят» двое с видеокамерами. Ну, начали.

О том, что происходило скажу кратко – репетиция «слушаний», действительно была на уровне. Сначала чиновники рассказывали с причмокиванием, какой там сейчас в этой пойме ужас – свалки и кошмары. И какой будет кайф – парки, спорткомплекс и парламентский центр. Когда перешли к вопросам, задать его мог каждый желающий – 1 минута на вопрос и 2 минуты на ответ тому, к кому обратились.

Проблема была в том, что очередь за вопросами сразу была забита людьми, которые клялись в преданности выбранному курсу властей и кричали, как они счастливы, если «это» у них построят. Одна женщина сказала прямо – вот там сейчас наркомания и проституция, а если власть себе там что-то построит, то будет порядок и процветание.

В зал зашли какие-то казаки. Из них две дамы в черкессках. За ними – «Ночные волки» во главе с Хирургом. На экранах пустили рекламный ролик байк-центра «волков». Потом Хирург, предводитель «Ночных волков», рассказал, как 18 лет назад им отдали под байк-центр помойку в Мневниковской пойме, как они своими руками там все облагоустроили, как боролись с бандитами в 90-е, когда те приезжали выкатывать свои права на свалку. И подытожил – вот нам, конечно, очень трудно будет в связи с переездом, но если власти это надо – мы поддерживаем!

Надо сказать, зал слушаний потихоньку стал превращаться в какой-то маскарад. Казаки, байкеры в кожаных бронежилетах… Сцена тоже не отставала – как раз заговорили про «Парламентские сады». Но на конкретные вопросы, которые удавалось с трудом вставлять в поток «лобызательных поветствований» никто так и не ответил.

Сколько лет будет вестись строительство? Как будут «эвакуировать» жителей находящейся там деревни Терехово? За чей счет, грубо говоря «банкет»? Что это за «инвесторы»? Зачем им это надо? И вообще – это по закону особо охраняемая природная территория, так какого лешего там затевают стройку?

Доводы лобызателей о том, что: «вот там помойки, вот строить начнут, и все там уберут и красиво будет», не состоятельны. Кто мешает убрать свалки уже сейчас? Убрать и сделать хороший парк, на территории, которая для этого законом и предназначена. Почему для того, чтобы убрать свалку на природоохранной территории, надо вывести ее из этого статуса и начать многомиллиардное строительство?

Но самый главный аргумент – а подходящее ли для этого сейчас время? Рубль на подъеме? Экономика процветает? У России нет никаких проблем, поэтому надо срочно несколько миллиардов закопать в землю, потому что господам депутатам Госдумы и Совета Федерации неудобно друг к другу ходить в гости через дорогу? Еще одна дама рвется к микрофону, отстояв получасовую очередь: «Проект очень и очень хороший! Жители его поддерживают!»

Сергей Митрохин 3 раза стоял в очереди, как все, на общих основаниях, задавал вопросы, на которые чиновники не смогли ответить. Ни по срокам, ни по природоохранной территории, ни по нарушению ряда законов, если строительство начнется, ни на один вопрос он ответа не получил. Потому что ответов ему там никто дать не мог. Только оскорбления. Как один из лобызателей вдруг начал цитировать вместо вопроса по проекту цены на недвижимость в деревушке, которая попадает под снос из-за строительства. Десятки миллионов. Да, сделал вывод «лобызатель-расследователь» - именно поэтому «крикуны» (это те, кто задавал вопросы по существу, а не клялся в вечной любви чиновникам) против – потому что они в доле!

Очень изощренная логика у этого человека. Нам так сразу и не понять. Его не поняли даже чиновники, для которых он старался. Кажется, он и сам себя не понял. «Нашистского» вида молодые люди с кислыми физиономиями держат в руках распечатанные на принтере плакатики «Мневники – новый центр столицы» и «Подари шанс Мневникам».

Один из этих «молодогвардейских нашистов» даже извернулся и задало какой-то паршивенький не то что вопрос, а что-то там про то, что, мол, деструктивные силы что-то там против России. Потом он убежал в ряды и стал закрывать лицо руками, чтоб его никто не снимал. Потом и вовсе сбежал минуты через три.

«Лобызатели» видимо плохо распределили вопросы, так как они стали уже раза по три задавать один и тот же, мол, когда всю эту красоту построят, будут ли льготы для пенсионеров? Не совсем понятно льготы на что (на обеды в Парламентском центре или на посещение секции дзюдо?), но их заверили – будут льготы.

К микрофону прорвался член «ЯБЛОКА» Антон Антонов-Овсеенко, который первым делом предложил выгнать из зала всех «управских» и «префектурских», так как некоторые из жителей так и не смогли попасть в зал.

Ведущий «общественно-слушательного шоу» ответил, что-де пришел в зал все, кто хотели и тут люди только те, кто имеют право находиться в зале по закону. Мол, проверяли все документы у всех. А вот и нет. Из зала стали доноситься крики, что у людей регистрации не проверяли. Следующий вопрос от «жительницы района»: «А как при строительстве вы будет бороться с насекомыми? С тараканами, к примеру? А еще спайс – серьезная угроза…» В зале смех. «Спортмолодчики» начали скандировать: «За спорт! За спорт!» Какие-то бабки стали визжать: «Стройке быть! Стройке быть!»

Другой мужик, прорвавшийся к микрофону: «У нас в стране все делается через ж…» Ведущий – а мы вот тут все записываем и на вас в суд подадим. Хирург опять с микрофоном дает рекламу своему байк-центру и чем он жертвует ради страны.

Дальше депутаты Госдумы и «Вертер» из Мосгордумы клянутся в верности проекту. На сцену пытается прорваться депутат от ЛДПР в костюме и с бородой. Перепалка с «людьми в черном». Потом он хватает микрофон, убегает от охранников и с другого края сцены лезет на нее не по лестнице, а прямо так. Его скидывают. Говорят, мол, по правилам никого на сцену не пускаем. ЛДПРовец ругает охрану, потом громко и кардинально, с резкими высказываниями в пух и прах поддерживает проект.

Ближе к 10 вечера ведущий не выдерживает – давайте заканчивать. Закончили.

Что это было? А было это просто – «официализация уже решенного вопроса». После срыва аферы чиновников а Хамовниках, властьпридержащие стали работать по-другому. В Хамовниках было просто хамство. В Мневниках – мнительное хамство. Чиновники сделали все для того, чтобы изобразить «образцовую показательность». При этом все это происходило в неком армейско-тюремном режиме.

Не граждане пришли сюда что-то решать. А чиновники допустили, скрепя сердце, жителей, чтобы они тут посидели и послушали, как им их жизнь улучшают. Все под контролем – каждый шаг записывается. Из зала выходить нельзя – назад не пускают. В проходах – охрана. Дальше середины зала пройти нельзя – проходы перекрыты. Первые ряды забиты лысыми спортсменами – любителями парламентских центров, в очереди задать вопрос – специально обученные люди.

Все хорошо. Юридически, они, почти все соблюли. Теперь могут отчитаться – провели образцовые публичные слушания. Сделать из этого видеонарезку из выступлений лобызателей. И потом признать слушания состоявшимися. И принять проект. Выкинуть Мневниковскую пойму из состава природных особо охраняемых зон, вырубить всю растительность, вкачать-распилить миллиарды на некое строительство и радоваться жизни.

Я все думал – почему именно это место? Ответ прост – это полуостров. Достаточно поставить забор и КПП на въезде на полуостров – и все, вот вам и жизнь «райком». Ни вам пикетов, ни вам людишек, мешающихся под ногами по пути от дверей Госдумы до машины. Никого. Там же и дома себе построят. Центровые парламентские. И это уже будет не «Новая Москва», а «Новая премиум-Москва». А в «Новую Москву» - туда, в «замкадье» поедете вы, лобызатели и прочие фанаты властей.

И в Мневниках, как и на ваших плакатах, действительно сделают центр. Такой же центр Москвы, как и сейчас – где нет места обычным людям…

Дмитрий Флорин. Фото автора.


Статьи по теме: ЯБЛОКО-ИНФО


Все статьи по теме: ЯБЛОКО-ИНФО

Статьи по теме: Информационная лента


Все статьи по теме: Информационная лента

Статьи по теме: Репортажи


Все статьи по теме: Репортажи