Введение
В конце 2025 года Государственной Думе представлен законопроект № 1093253-8, предусматривающий отмену ежегодного декларирования доходов и имущества публичных должностных лиц. Взамен предлагается автоматизированная система мониторинга «Посейдон», якобы способная в режиме реального времени отслеживать крупные сделки чиновников и сравнивать их с официальными доходами. Представители власти подают инициативу как модернизацию контроля. В действительности она влечёт отказ от системной, публичной и независимой антикоррупционной архитектуры в пользу закрытой, ведомственной и избирательно-применимой схемы.
Центр антикоррупционной политики (ЦАП) партии «Яблоко» провёл анализ предложений и приходит к выводу, что данные изменения приведут к демонтажу даже тех немногочисленных антикоррупционных механизмов, которые сохранялись в России последние 15 лет.
Отмена ежегодного декларирования – это демонтаж системы подотчётности власти
С 2008 года в России действует обязанность для всех лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, ежегодно подавать сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, как своих, так и супругов и несовершеннолетних детей. Эта система была создана в рамках реализации международных обязательств России, включая Конвенцию ООН против коррупции. Её суть не в формальном сборе бумаг, а в создании института личной подотчётности публичных должностных лиц обществу, механизма превентивного сдерживания и юридической фиксации имущественного положения.
Предлагаемая отмена ежегодного декларирования полностью подрывает эту модель. Власть предлагает заменить регулярную обязанность разовой: чиновник будет отчитываться только в случае совершения крупной финансовой операции. Порог устанавливается на уровне превышения общей суммы доходов семьи за три года. Таким образом, всё имущественное поведение государственного служащего оказывается за пределами контроля, пока он формально не совершает сделку выше данного порога. Это означает отказ не только от прозрачности, но и от дисциплинарной функции отчётности, превращение её из рутинной обязанности в исключение.
Последствия этой отмены разрушительны. Во-первых, исчезает ежегодный ритуал самооценки, при котором чиновник вынужден сопоставлять задекларированные данные и реальные обстоятельства своей жизни. Во-вторых, слабеет превентивная функция контроля: если отчётность не регулярна, чиновник перестаёт чувствовать, что его действия находятся под постоянным наблюдением. В-третьих, возникает правовой вакуум, в рамках которого вся мелкая и средняя коррупция (подарки, благоприятные услуги, расходы третьих лиц) становятся юридически невидимыми.
Исключение публичности – это окончательный подрыв общественного контроля
С 2021 года и особенно с началом СВО правительство России последовательно ограничивало публичный доступ к декларациям. Сворачивание института началось с Президента и сотрудников Администрации Президента РФ, затем ограничения распространились на депутатов, членов Совета Федерации и силовых ведомств. Указом Президента РФ от 29.12.2022 № 968 приостановлено опубличивание данных по некоторым категориям служащих. Федеральный закон от 06.02.2023 № 12-ФЗ ввёл публикацию “обобщённых данных” в отношении парламентариев и части региональных и муниципальных депутатов. Сейчас, в случае принятия очередного регрессивного закона, система станет полностью закрытой: декларации перестанут быть инструментом общественного контроля.
Это означает ликвидацию одной из немногих площадок, через которые гражданское общество, СМИ, политические партии и независимые эксперты могли выявлять признаки незаконного обогащения и конфликта интересов. Десятки громких расследований коррупции стали возможны именно потому, что в открытом доступе были сведения о доходах, движении имущества, аренде, праве пользования, что позволяло выявить несовпадения между доходами и стилем жизни. Эта возможность теперь ликвидируется.
Публичный контроль заменяется ведомственным. Контроль над декларациями передаётся тем же органам, которые институционально зависят от политической вертикали: ФСБ, МВД, Следственный комитет, Росфинмониторинг. Без публичности контроль легко становится выборочным, а не всеобщим. Антикоррупционный механизм превращается в инструмент внутреннего администрирования и сведения счётов между элитами. Подобная система не может и не будет эффективной, поскольку устраняет фундамент противодействия коррупции в виде подотчётности власти и информирования общества.
Система «Посейдон» как фасад
Система «Посейдон» декларируется как технологическая платформа, которая интегрирует данные из ФНС, Росреестра, ГИБДД, банков, таможни, МФЦ и позволяет автоматически сопоставлять финансовые потоки чиновников с их доходами. Однако на практике это цифровой фасад, за которым не стоит надёжного и проверяемого содержания.
Качество и полнота исходных данных в России крайне низкие. Росреестр не отражает всех сделок с недвижимостью, ФНС не имеет доступа к офшорным структурам, базы МВД и ГИБДД часто содержат устаревшие или ошибочные данные. Никакая интеграция не исправит этой ситуации. Алгоритмы, построенные на некачественных данных, будут выдавать ложные сигналы или, напротив, игнорировать очевидные несоответствия.
Кроме того, система «Посейдон» полностью закрыта для общественного контроля. Неизвестны параметры порогов, алгоритмы оценки рисков, список включённых и исключённых категорий должностных лиц. Это создаёт идеальную среду для манипуляций: параметры можно корректировать «под своих», сигналы подавлять, алгоритмы затачивать под выгодные самим представителям власти цели. По сути, государство получает инструмент, позволяющий имитировать проверки без раскрытия, что именно и как проверялось.
В условиях авторитарной системы такая цифровая платформа будет использоваться не для всеобщего контроля, а как избирательный рычаг давления и сведения счётов внутри власти – в первую очередь со стороны силовых ведомств. Неугодные представители власти рискуют стать объектом преследования пока на публичном уровне задаётся новый уровень манипуляций.
Даже принимая во внимание пользу непрерывного мониторинга и внутренних баз данных, нет никаких причин отказываться от публичности декларирования имущества и доходов. Две системы контроля должны взаимодополнять и усиливать, а не подменять друг друга.
Имитация контроля и правовые лакуны
Предлагаемая модель контроля расходов сохраняет и институционализирует ключевые уязвимости действующей системы. Обязанность сообщать о расходах и источниках средств возникает только при превышении общей суммы сделок по приобретению имущества над совокупным доходом семьи за три предшествующих года. До достижения этого порога имущественное поведение должностного лица формально не подпадает под контроль.
Хотя дробление одной сделки в пределах отчётного периода не устраняет обязанность декларирования, закон не препятствует распределению приобретений по разным периодам таким образом, чтобы каждый из них не формировал превышения установленного порога. Совокупность таких приобретений за более длительный период правового значения не имеет.
Периметр контроля ограничен самим должностным лицом, его супругом(ой) и несовершеннолетними детьми. Имущество, оформленное на иных лиц или юридические структуры, не охватывается механизмом контроля расходов и требует применения внешних, несистемных инструментов доказывания. Эти инструменты не встроены в предлагаемую модель и не работают автоматически.
Контроль сконцентрирован исключительно на факте приобретения имущества. Использование активов без перехода права собственности – через лизинг, долгосрочную аренду, корпоративные или иные договорные конструкции – не образует объекта контроля до момента формального оформления права. Аналогично, сложные схемы финансирования и владения имеют значение лишь при наступлении пороговых условий, а не в рамках постоянного мониторинга.
Механизм не предназначен для фиксации фактического пользования благами. Если актив или услуга формально не принадлежат должностному лицу, их использование не запускает процедуры контроля расходов. Это подчёркивает формально-реестровый характер системы.
Вне предмета контроля остаются неимущественные формы предоставления выгод – оплата поездок, обучения, медицинских услуг, бытового обслуживания и иных благ. Такие формы могут получать правовую оценку в иных отраслях законодательства, однако они не охватываются механизмом декларационного контроля и не интегрированы в систему мониторинга. Также за пределами контроля остаётся, как минимум, владение предметами роскоши (в особенности движимыми вещами) и долями в компаниях. В результате значимый сегмент коррупционных практик оказывается за пределами именно того инструмента, который заявляется как основной способ их выявления.
Последствия для международной репутации – еще один шаг назад
На уровне международной репутации Россия демонстрирует движение в противоположную сторону от стандартов G20, GRECO, Венецианской комиссии. Это снижает доверие к любым официальным расследованиям и снижает возможности кооперации в сфере экономической преступности.
Выводы
1. Законопроект № 1093253-8 уничтожает публичный контроль и вводит закрытую модель с избирательным применением.
2. Система "Посейдон" неспособна предотвратить злоупотребления и легко обходится.
3. Инициатива направлена не на борьбу с коррупцией, а на сохранение политической лояльности элит.
4. Россия ещё дальше отходит от своих международных обязательств и стандартов публичной добросовестности, заложенных ОЭСР.
Наши предложения
● Сохранить ежегодную отчётность чиновников с обязательной публикацией сведений о доходах, имуществе и обязательствах; устранить исключения из правил и «обобщённые» декларации.
● Создать независимый орган контроля за декларациями с участием представителей общества, СМИ и научного сообщества.
● Вести декларирование предметов роскоши и владения акциями хозяйственных обществ и передачи имущества в доверительное управление.
● Раскрывать сведения об имуществе и доходах близких родственников публичных должностных лиц и людей в фактических брачных отношениях с ними.
● Обеспечить возможность идентификации объектов имущества и прямой подотчётности гражданам через административные и судебные процедуры.
● Гарантировать неотвратимость ответственности за недостоверные сведения по факту их публикации вне зависимости от политической принадлежности лица.
Мы настаиваем на немедленном отзыве законопроекта № 1093253-8. Система декларирования нуждается не в уничтожении, а в реформировании: в сторону расширения охвата, повышения точности, цифровизации обработки при сохранении ключевых условий открытости и подотчётности власти перед обществом.
Фото: Дмитрий Духанин, «Коммерсантъ»
