12 августа 2025
Сайт Григория Явлинского

Аляска: что на самом деле надо обсуждать России и США

В мировой прессе, в самых авторитетных изданиях — растерянность и хаос: обсуждение предстоящей встречи лидеров России и США на Аляске сопровождается непониманием, раздражением, оскорбительными комментариями, неуместными фантазиями и мрачными прогнозами. Об этом можно лишь сожалеть, потому что на самом деле в нынешних условиях содержательные переговоры президентов России и США могли бы стать полезным и даже весьма существенным событием.
 

Иллюстрация: ChatGPT


Конечно, встречи на Аляске в формате «на двоих» недостаточно для решения ключевых вопросов фундаментального урегулирования российско-украинского конфликта — без Украины и европейских стран эти проблемы не решаются.

А если говорить о более широких и крайне сложных вопросах глобальной безопасности, которые не менее актуальны сегодня, то в этих переговорах должны обязательно принимать участие НАТО, как международная военно-политическая организация, объединяющая большинство стран Европы и Северной Америки, и, желательно, Китай. В этом отношении ничего не подготовлено для содержательного обсуждения. 

Поэтому на предстоящей встрече важно было бы начать искать пути к мирной жизни в условиях наступающей, принципиально иной, чем ранее, эпохи, искать пути к переговорам по мирному урегулированию в условиях абсолютно новой реальности. Однако, к сожалению, суть происходящего, похоже, никто из действующих мировых лидеров либо не понимает, либо не знает, что делать в этой новой ситуации. 

Тем не менее, несмотря на все это, встреча Владимира Путина и Дональда Трампа (будем надеяться, что она состоится) — необходимое и важное событие, направленное, как минимум, на торможение очень опасной эскалации. Потому что то, что происходит уже больше трех лет в Украине, это по сути открытое противостояние России и Запада (Европа и США), грозящее перерасти в полномасштабную войну с применением ядерного оружия. И первоочередная задача ведущих политиков заключается в том, чтобы это не допустить, и уже в этом контексте искать решение базовых проблем для реального прекращения огня между Россией и Украиной. На  мой взгляд, именно это должно обсуждаться на российско-американских переговорах на высшем уровне (основные положения этого подхода были сформулированы в так называемом «Мюнхенском плане» в феврале 2025 года, который был официально направлен в адрес участников последней Мюнхенской конференции по безопасности). 

Итак, что нужно было бы обсуждать России и США:

  1. Принципы и предварительные параметры немедленного заключения соглашения о прекращении огня между Россией и Украиной;
  2. Гарантии послевоенной безопасности для всех участников конфликта;
  3. Новую концепцию и меры по стабилизации российско-западных отношений;
  4. Новый многосторонний договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ).

На данный момент ситуация такова, что решать все эти вопросы нужно комплексно. Невозможно урегулировать российско-украинский конфликт без построения новой системы безопасности в Европе и без создания новой концепции ядерного сдерживания в мире. И наоборот, не получится выстроить новую систему глобальной безопасности без участия России, Украины и остальной Европы.

Поэтому сегодня жизненно необходимо незамедлительное заключение соглашения о прекращении огня, включающее технические условия разведения войск, контрольные и наблюдательные механизмы, гарантии безопасности тыловых объектов и многое другое.

Что касается глобальной безопасности и вопросов ядерного сдерживания, то уже сейчас должны готовиться к обсуждению на самом высоком уровне, например, такие вопросы:

  • безопасность по всему периметру соприкосновения России и стран НАТО (после присоединения к блоку Финляндии протяженность границ России с НАТО увеличилась примерно вдвое — до 2600 км);
  • допустимые формы и способы сдерживания во избежание будущих конфликтов;
  • безопасность и порядок судоходства в Балтийском, Черном и Азовском морях;
  • баланс обычных вооруженных сил в Европе и контроль за ракетами большой и средней дальности на континенте, новое размещение оружия (в том числе ядерного) и военных баз в восточной Европе;
  • обеспечение контроля над авиационными ядерными крылатыми ракетами и авиабомбами тяжелых бомбардировщиков;
  • включение в общие потолки межконтинентальных крылатых ракет наземного базирования, а также межконтинентальных ракетно-планирующих гиперзвуковых систем, независимо от вида их боеголовок;
  • размещение частично-орбитальных межконтинентальных баллистических ракет и автономных подводных аппаратов большой дальности, меры транспарентности и разграничения систем ПРО на стратегическую (глобальную) оборону от межконтинентальных баллистических ракет и региональные системы ПРО и ПВО для защиты от баллистических и крылатых ракет средней и малой дальности;
  • обсуждение космических вооружений, запрет на испытания любых противоспутниковых систем;
  • отказ от средств и методов кибератак против стратегических информационно-управляющих систем.

К сожалению, сегодня и Россия, и США, и европейские страны бесконечно далеки от понимания критической необходимости, важности и срочности обсуждения, проработки и принятия соответствующих решений по всем этим пунктам. 

Почему так важно формулировать эти вопросы уже сейчас, даже несмотря на то, что для обсуждения этих тем политически ничего еще не готово? 

Наступили времена, когда поиск ответов на эти вопросы находится в одной плоскости со смертельно опасными угрозами, исходящими от ядерного оружия и его возможного распространения. Например, Трамп еще в 2018 году, во время своего первого президентского срока, отказался от договора о РСМД  (Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности) (см. «На пороге», октябрь 2018), что привело к последующему наращиванию числа ракет, пусковых установок, самолетов и авиабомб, обладающих ядерным потенциалом (в основном американского производства) на территории европейских стран-членов НАТО.

Ни для кого не секрет, что количество ядерного оружия в Европе продолжает увеличиваться. США уже хранят ядерные бомбы в Германии, Бельгии, Нидерландах, Италии и Турции. Теперь и Великобритания предложила американцам разместить у себя атомное оружие и уже начала закупать у США истребители, способные нести ядерные заряды. В Германии в следующем году будут размещены американские крылатые ракеты «Томагавк» и гиперзвуковые ракеты. США расширяют ракетные базы в Польше и Румынии. Страны НАТО, такие как Дания и Норвегия, присоединились к ракетным учениям, направленным, например, на установление «контроля» над Балтикой.

Этот тренд многосторонний. По данным Международной кампании за ликвидацию ядерного оружия (ICAN — International Campaign to Abolish Nuclear Weapons), в прошлом году девять государств, обладающих ядерным оружием, — Великобритания, Китай, Франция, Индия, Израиль, Северная Корея, Пакистан, Россия и США — потратили на ядерное оружие 100,2 миллиарда долларов, или 3169 долларов в секунду. Это на 11% больше, чем в 2023 году.

В феврале 2026 года истекает срок действия Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) между Российской Федерацией и Соединенными Штатами. Однако страны, подписавшие договор, вместо разоружения быстро перевооружаются.

При этом стремительное внедрение систем искусственного интеллекта во все новые сферы еще больше повышает риски ядерной эскалации. Идет активная работа по преодолению  разрыва между коммерческим цифровым технологическим сектором и военным миром. Происходит практическое вторжение искусственного интеллекта в ключевые милитаристские проекты — такие, как гиперзвуковое оружие, боевой ИИ, нестандартные методы разведки, слежка, подавления инакомыслия. Проще говоря: идет активное внедрение технологий искусственного интеллекта в армию, сращивание Кремниевой долины и Пентагона, соединение Пало-Альто и Вест-Пойнта. Белый дом 23 июля 2025 года опубликовал соответствующий документ, направленный на устранение многих ограничений в области ИИ и цифровых технологий.

Ситуация усугубляется отсутствием минимального понимания реальных угроз, исходящих от возможности применения ядерного оружия. Все чаще слышны заявления политиков разного уровня и так называемых общественных деятелей о том, что наличие тактических ядерных боеголовок малой мощности открывает возможности для «ограниченной» ядерной войны. Однако никакая ограниченная ядерная война невозможна: как только красная черта будет пересечена и будет применено какое-либо ядерное вооружение, последует цепная реакция, которая неизбежно приведет к катастрофе вселенского масштаба.

Фото: После атомной бомбардировки Хиросимы в 1945 году // Library of Congress, LC-USZ62-134192


Сегодня всем должно быть уже очевидно: риск ядерной конфронтации и возможного столкновения крайне высок. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, 80-летнюю годовщину которых мир отмечал буквально на днях, не просто историческая отсылка, а актуальное предупреждение всем жителям планеты (см. «Тысяча Хиросим и тысяча Нагасак», август 2025).

Очевидно, что все эти темы и вопросы невозможно обсудить основательно ни в рамках одной американо-российской встречи (пока больше похожей на какой-то PR, чем на содержательную политическую встречу), ни даже на многодневном саммите. Однако понимание масштабов неизбежной повестки и представление о содержании будущих обсуждений между лидерами России и США — отправная точка для столь важных переговоров. И это тем более актуально в контексте подготовки возможной встречи руководителей Китая, России и США в Пекине в начале сентября этого года.

И еще раз о важном, не терпящем отлагательств. Для того, чтобы соглашение о прекращении огня не оказалось очередным временным сюжетом, чтобы стало реальной дорогой к миру и не позволило снова вернуться к войне, принципиально важно понять ключевые причинытого, почему это произошло, почему это случилось между Россией и Украиной: что является реальными, глубинными причинами вооруженного столкновения, что привело к катастрофическим жертвам и разрушениям. Сомнительно, что эти вопросы будут обсуждаться на встрече президентов России и США. Но рано или поздно ответы придется давать, потому что примитивизация причин, отсутствие их понимания приведет к повторению страшных событий и, возможно, еще в более крупных масштабах.

Автор

Явлинский Григорий Алексеевич

Председатель Федерального политического комитета партии «ЯБЛОКО», вице-президент Либерального интернационала. Доктор экономических наук, профессор НИУ Высшая школа экономики

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Международные отношения


Стратегическая стабильность на грани развала
01 июля
О перспективе российско-украинских переговоров, о войне между Израилем и Ираном и о том, как помочь Льву Шлосбергу
20 июня
Все статьи по теме: Международные отношения

Статьи по теме: Военная операция России в Украине. Позиция и действия «Яблока»


О перспективе российско-украинских переговоров, о войне между Израилем и Ираном и о том, как помочь Льву Шлосбергу
20 июня
Григорий Явлинский о самом крупном с начала конфликта обмене пленными между Россией и Украиной
28 мая
Все статьи по теме: Военная операция России в Украине. Позиция и действия «Яблока»