Российские власти объявили большинство стран Европейского Союза «недружественными государствами», используют в отношении этих стран и их лидеров оскорбительную и агрессивную риторику, обвиняют их в стремлении ослабить и разрушить Россию, отвергают европейские ценности как враждебные и соответственно настраивают общественное мнение внутри страны. Разрушение связей с Европой сопровождается переориентацией экономического взаимодействия на экономику Китая, быстро растущую и превосходящую в разы российскую, на заведомо ущербное стратегическое партнерство с такими странами, как Северная Корея, Иран и Венесуэла.
Зеркальным отражением такого конфронтационного подхода является распространяемое многими европейскими лидерами и СМИ представление о России как экзистенциальной угрозе. Как следствие — курс на рост вооружений и построение нового «железного занавеса», разделяющего пространство Большой Европы.
Наиболее опасной частью такой политики сегодня является фактическая поддержка продолжения боевых действий в российско-украинском конфликте и планы превратить Украину в «защитный буфер», отделяющий Европу от России, который должен помочь при якобы неотвратимом будущем военном столкновении с ней.
В то же время никакого реалистичного плана прекращения огня и последующего построения новой системы европейской безопасности европейские лидеры не предлагают.
Понимая, что развитие конфронтации имеет как давние истоки, так и современные поводы, осознавая ответственность за будущее, партия «Яблоко» полагает, что продолжение такой политики бесперспективно и опасно.
Россия — часть Европы. Возможно, для кого-то это звучит как декларация долговременной цели. Но и сейчас мы не можем ни географически, ни политически, ни культурно, ни информационно отгородиться друг от друга и должны обеспечить мирное сосуществование и перспективу создания архитектуры общей безопасности.
Попытки построить новый «железный занавес» безответственны и опасны для будущего, причем не только европейского. Речь идет о будущем всей человеческой цивилизации.
Трудно рассчитывать на возвращение старой системы общеевропейской безопасности, показавшей свою неэффективность. Нужно искать новые подходы и строить новую конфигурацию на основе опыта Совета Европы и Хельсинкского процесса.
Трагедия в Украине наглядно показала, что эффективная структура европейской безопасности должна включать и Россию, и Украину, и Беларусь.
Основой нового подхода может стать возвращение в центр политики гуманистических ценностей, традиционно называемых европейскими.
Наиболее перспективная, а возможно и единственно реальная концепция Европы будущего, которая позволит сохранить сущность и значение европейской цивилизации, — это Европа от Лиссабона до Владивостока, объединенная вокруг главной идеи: защиты жизни человека, его свободы, прав и достоинства.
Тезисы программы движения к новой модели европейского будущего подробно представлены в статье Григория Явлинского «Единственный выход», опубликованной в сентябре 2025 года.
Предлагаемая модель отвечает не только интересам России, она отвечает интересам стран Европейского Союза, переживающего многомерный кризис. Новое видение будущего, основанное на постановке человека в основу политики, может стать фундаментом обновленного европейского центра, равномасштабного центрам, базирующимся на китайском технототалитаризме и американском технократизме. Именно вместе с Россией Европа сможет преодолеть растущее технологическое отставание от Северной Америки и Китая.
В современных условиях европейская интеграция России станет продолжением пути, который был начат европейскими странами после окончания Второй мировой войны.
После завершения Холодной войны открывались реальные возможности для российско-европейской интеграции. Однако концепция объединения, лежащая в основе Евросоюза, не получила качественного развития, и это стало одной из причин сегодняшнего кризиса.
Сегодня общая задача России и Европы — вывести общечеловеческие ценности и связанные с ними институты на новый качественный уровень, соответствующий реальному миру XXI века и отвечающий вызовам новых цифровых технологий и искусственного интеллекта, растущим угрозам экстремизма и терроризма.
Тяжелое историческое наследие России в XX веке, провал постсоветских экономических и политических реформ, современная авторитарно-корпоративная система управления являются существенными препятствиями на пути к интеграции России в общеевропейский проект. Однако отказ от интеграции означает новую гонку вооружений, наполнение Европы ядерным оружием и формирование буферной зоны между Россией и Европой в виде разрушенной войной Украины. Все это — прямой путь к ядерной войне.
Сегодня люди в России живут в страхе и окутаны агрессивной пропагандой. Преодоление сегодняшнего кризиса в России возможно лишь в том случае, если есть позитивная перспектива.
Для России перспектива европейской интеграции обозначит путь к созданию государства, главной целью которого является реализация потенциала человека, его развитие и защита человеческого достоинства. Сближение с европейскими странами необходимо России как ценностный ориентир, как образ будущего, способный объединить российское общество, расколотое и травмированное трагическими событиями последних 110 лет.
Председатель Федерального
Политического комитета
Г. А. Явлинский
Фото на обложке: Владимир Трефилов / РИА Новости
