6 сентября 2023
Пресс-релиз

«Если бы мы говорили с позиции закона, сегодня они были бы оправданы». В «Яблоке» подвели итоги Ингушского дела

В центральном офисе партии «Яблоко» 5 сентября прошла пресс-конференция «Ингушское дело. Итоги». О четырехлетней истории Ингушского дела и апелляции приговора рассказали общественные защитники: председатель Ингушского «Яблока» Руслан Муцольгов, сопредседатель Центра защиты прав человека «Мемориал» Олег Орлов, руководитель Кабардино-Балкарского общественного правозащитного центра Валерий Хатажуков. На вопросы журналистов ответили также адвокаты Магомед Беков, Андрей Сабинин и Башир Точиев.

Напомним, 28 июля 2023 года Ставропольский краевой суд закончил рассмотрение апелляционной жалобы защиты и оставил в силе приговор Малсагу Ужахову, Ахмеду Барахоеву, Зарифе Саутиевой, Мусе Мальсагову, Исмаилу Нальгиеву, Багаутдину Хаутиеву и Бараху Чемурзиеву. Участники Ингушского дела получили от 7,5 до 9 лет заключения.

Все они были осуждены за участие в 2018 году в народном сходе против изменения границ Ингушетии в пользу соседней Чечни.

По мнению общественных защитников, действия властей в рамках Ингушского дела стали одним из первых признаков усиления репрессий во всей стране.

Олег Орлов рассказал, что в ноябре 2021 года его подзащитная Зарифа Саутиева обратилась к нему из аквариума в зале суда с вопросом: «Олег Петрович, вы понимаете, что они для нас готовят? Я имею в виду не приговор, я имею в виду всех нас, всю страну?»

Это были пророческие слова, отмечает Орлов: «Теперь в 2023 году мы с вами прекрасно понимаем, что они нам готовили, куда они завели нашу страну и куда страна скатилась».

Процесс по ингушскому делу – абсолютно политический, считает правозащитник, лидер Ингушского «Яблока» Руслан Муцольгов.

«Призванный не вершить закон, а наоборот – придать легитимность тем репрессиям, которые были развязаны в Ингушетии. Те методы, которые были апробированы в Республике Ингушетия, на делах лидеров протеста и его рядовых участников, потом перекочевали и в другие регионы», – отметил Муцольгов.

Валерий Хатажуков считает, что Северный Кавказ является для всей России политическим испытательным полигоном. «У нас всё начиналось. Когда в России еще проходили какие-то выборы, было какое-то реальное разделение властей, у нас этого давно не было. Мы были неким полигоном, а сейчас вся Россия превращается в большой Северный Кавказ... И мы призываем федеральные власти обратить внимание на эту ситуацию и попытаться каким-то образом ее изменить».

Хатажуков подчеркнул, что, если бы были созданы условия для обсуждения проблемы границы, если бы, кроме законодательства, были использованы традиционные институты, в том числе религиозные, то «ингуши с чеченцами договорились бы». В целом, оценивая ход судебного разбирательства и решение суда, участники Ингушского дела отмечают тотальное беззаконие.

«Если, допустим, комментировать ингушский процесс в целом с позиции права, с позиции правосудия и с позиции соблюдения закона и здравого смысла, то это не имеет никакого смыла. Здесь можно говорить только о том, как нарушался закон. Как нарушался закон судом первой инстанции, судом второй инстанции и в ходе предварительного следствия, – сказал Магомед Беков. ­– Если бы мы говорили с позиции закона, сегодня они были бы оправданы».

Адвокаты ингушских старейшин и активистов заверили, что готовы пройти все судебные инстанции для защиты своих доверителей. Между тем, защита еще не получила на руки апелляционное решение, и кассационное рассмотрение дела, вероятно, будет только в 2024 году.

В ЕСПЧ давно поданы жалобы о необоснованном заключении под стражу и о неоднократном продлении стражи без достаточных к тому оснований, отметил адвокат Андрей Сабинин. После прохождения кассации жалобы будут поданы и на приговор.

Кроме того, есть возможность обратиться в Комитет по правам человека ООН, и часть осужденных по ингушскому делу планирует воспользоваться этим инструментом.


Статьи по теме: Защита политических заключенных


Все статьи по теме: Защита политических заключенных