6 ноября 2019
Беседовал Никита Кучинский

«Отдавая приоритет мусоросжиганию, а не переработке, мы отдаляемся от европейского пути развития»

​​​​​​​О неэффективности мусорной реформы на примере подмосковного Наро-Фоминска

С первого января этого года Подмосковье было переведено на раздельный сбор отходов по «самой простой», двухконтейнерной системе. Мусор по этой схеме надо делить на «чистый», подлежащий переработке, это синий контейнер. И «грязный», который переработке не подлежит – серый контейнер. Введение этой системы вызвало множество дискуссий на тему эффективности подобной сортировки. Объяснить причины споров вокруг действующей технологии раздельного сбора и последствия, которые она за собой влечёт, на примере своего города мы попросили председателя отделения партии «Яблоко» в Наро-Фоминске, помощника депутата городского совета Анастасию Криволапову.

- Насколько эффективна переработка мусора после его разделения на два контейнера?

- Во-первых, во время забора оператором мусор прессуется, что делает практически невозможным выделение отдельных фракций для переработки.

Во-вторых, в серый контейнер для пищевых отходов летит всё, в том числе опасные отходы: батарейки, лампочки, градусники, так как нигде в муниципалитетах нет их отдельного сбора, что тоже является большой проблемой. Затем всё это невозможно разделить. Такая же ситуация и с синими контейнерами, где якобы собираются раздельные фракции: стекло, металл, пластик. 

Помимо этого, контейнеры стоят под дождём, из-за чего бумага намокает и становится непригодной для получения качественного вторичного сырья. Что касается пластика, то бутылки необходимо ополаскивать, потому что там собирается плесень, которая не очищается перед измельчением, и может испортить готовое сырьё, а у нас об этом говорится мало. Мы приходим к тому, что собрать достаточное количество отходов для повторного использования при действующей системе невозможно. В итоге, лишь около 20-30% из синего контейнера выделяется для переработки.

krivolapova.jpg

Анастасия Криволапова (в центре)

- К каким последствиям ведёт действующая мусорная реформа?

- В первую очередь мы отдаляемся от европейского пути развития, отдавая приоритет мусоросжиганию, а не переработке. В итоге заводам становится экономически выгоднее сжигать отходы, чем перерабатывать их, и ситуация с раздельным сбором только усугубляется.

- Если часть отходов всё же удаётся перерабатывать, то откуда берутся несанкционированные свалки?

- Следствием закрытия множества полигонов стал избыток мусора и недостаток мест, куда этот мусор можно было бы вывезти. Стоимость размещения мусора на полигоне выросла более чем в девять раз и, в итоге, многим проще заплатить нелегальным перевозчикам, которые возьмут его дешевле. Естественно, они не повезут отходы на полигон, им не хватит на это денег, они скинут их в лес, на поле, на дорогу, и там образуется несанкционированная свалка.

- И что дальше происходит с этой свалкой?

- Вывозить этот мусор официально уже будет владелец земли. Если земля муниципальная, то администрация ищет, откуда мусор, опрашивает свидетелей. Случаев, когда жители фиксируют нарушения, немного. Мы над этим активно работаем: размещаем информацию в соцсетях, выходим в СНТ с листовками. Если же мусор попадает на частные или сельскохозяйственные земли, то каждый собственник по-своему убирает эту свалку, и здесь всё зависит от денег, которыми он обладает. У кого-то деньги есть, поэтому они достаточно оперативно её вывозят, а если это лесохозяйственная земля, то им деньги на уборку мусора не выделяются, поэтому он там может лежать очень долго.

- Как помогают волонтёрские движения исправить ситуацию?

 - В Наро-Фоминском городском округе есть общественное движение Second Life. Его волонтёры собирают различные фракции, которые не принимает региональный оператор, и сдают их на переработку.

Помимо этого, с первого января этого года появился закон, по которому шины нельзя выкидывать, теперь они должны правильно утилизироваться. В предыдущие годы шины складировались на полигонах, свалках, либо во дворах и гаражных кооперативах. Поэтому мы, например, сотрудничаем с «Фондом рационального природопользования», который складирует шины, перерабатывает их в резиновую крошку и продаёт дальше. Также можно сообщить о точке, на которой находятся, например, 200 шин, они приедут и заберут их. Мы организовали пункты сбора в Верее, Наро-Фоминске, Селятино, Апрелевке и активно рекламируем их среди населения через СМИ и соцсети, говорим жителям, чтобы они не выбрасывали покрышки на свалку, а оставляли их у нас. «Фонд рационального природопользования» в свою очередь складирует их и продаёт дальше. На данный момент у нас сдано 84 тонны шин. Те шины, которые годами у нас накапливались, уезжают на переработку, и мы постепенно очищаем наш город.

Однако это лишь капля в море, так как весь мусор необходимо подвергать глубокой сортировке либо путём увеличения числа баков под различные фракции, либо путём расширения таких организаций. Но сделать это без помощи властей проблематично.


Статьи по теме: Экология и природопользование


Все статьи по теме: Экология и природопользование