18 февраля 2010

Лидер Саратовского «ЯБЛОКа» о Госсовете, монополизме, федерализме и лукавстве Грызлова

22 января состоялось заседание Госсовета РФ по вопросу политической модернизации страны. Большая часть беседы была посвящена проблемам и задачам развития конституционного принципа многопартийности, повышения уровня политической конкуренции. Все присутствовавшие на заседании согласились с невозможностью наличия в России монополии одной партии.

 

Так, лидер коммунистов Геннадий Зюганов предупредил: «КПСС была умнее, сильнее, грамотнее, заслуженнее «Единой России» и не удержалась на одном крыле без нормального диалога. Мы не можем повторять те ошибки, на которых потеряли страну». О реальной опасности попыток «реанимировать руководящие и направляющие партии» говорил в своем выступлении и глава администрации Владимирской области Николай Виноградов (единственный в стране губернатор, представляющий оппозиционную партию – КПРФ). По его словам, при этом «делается упор на тиражирование далеко не лучших, отвергнутых самой жизнью форм и методов» – на места, особенно в предвыборные периоды, выезжают партийные функционеры, основными средствами работы которых становятся интрига, обещание кадровых перемещений и запугивание. «Видимо, дискредитировавшие себя традиции живы и возможна их реставрация», – заключил Виноградов.
О монополизме как главной проблеме современной политической системы России говорил лидер непарламентской партии «Яблоко» Сергей Митрохин. Он назвал три вида монополизма: монополию одной партии в парламентах, полное доминирование исполнительной власти в системе разделения властей и диктат чиновников над остальными слоями нашего общества. Таким образом, заключил Митрохин, «данная система в общих чертах воспроизводит советскую систему» и «может наступить момент, когда застой приведет к краху, как в СССР». Руководитель ЛДПР Владимир Жириновский напомнил, что ни в одной цивилизованной стране правящая партия не может получить на выборах больше 30% голосов, и потому там создаются политические коалиции. И во всех демократиях именно оппозиция, а не партия большинства и не чиновники, определяет честность выборов. Россия же в этом смысле, по словам Жириновского, «уже превращается в Туркмению и Белоруссию».
Глава высшего совета «Единой России» Борис Грызлов отметил, что «наше правительство опирается на партийное большинство в Государственной думе, и, считаю, это тоже признак развитой политической системы. И партия «Единая Россия», которая является партией власти, не даст разрушить эту систему. Хотя мы, конечно, прекрасно понимаем, что конкуренция в политике так же необходима, как и конкуренция в экономике».

Закрывая заседание Госсовета, президент Дмитрий Медведев подчеркнул, что возврат к политической системе периода Советского Союза, об опасности которого говорили некоторые выступавшие, невозможен. По совершенно простой причине: «Этого никто не хочет и никто ее примет – ни граждане России, ни сидящие здесь начальники. Нам это не нужно». По словам Медведева, «в достаточно короткой перспективе мы будем иметь современную политическую систему, за которую никому из нас стыдно не будет, ио которую мы всё равно будем критиковать именно потому, что не бывает абсолютно раз и навсегда установленных схем».

Еще одна тема, затронутая в ходе Госсовета, во многом актуальна для Саратовской области. Так, Борис Грызлов затронул вопросы, связанные с федеративным устройством страны. Поскольку ряд субъектов РФ не являются сегодня «самодостаточными», а «быть субъектом Российской Федерации – это очень высокое звание», то «в течение примерно 10 лет мы должны прийти к ситуации, когда все субъекты будут самодостаточны» (или, продолжая его мысль, лишатся высокого звания субъекта РФ). Он предложил поставить этот вопрос и начать его обсуждать: «Субъект Российской Федерации не имеет права называться субъектом, если живет за счет других регионов. Нужно либо менять подходы к работе в этом субъекте, либо объединяться с другими субъектами для того, чтобы территория была самодостаточная». Заметим, что сегодня в России из 83 регионов дотационных 67, в том числе – Саратовская область.

Подвести собственные итоги Госсовета «Репортер» решил совместно с нашими экспертами, которые попытались переложить озвученные в ходе заседания вопросы на наши, саратовские реалии. (Комментарии членов «Единой России» – с сайта www.edinros.saratov.ru)

1. Как вы считаете, существует ли монополизм партий «Единая Россия» в нашем регионе? К каким последствиям может привести монополизм отдельно взятой партия?

2. На ваш взгляд, для укрепления России необходима однопартийная или многопартийная система? Нужно ли сохранить институт выборов в стране, если итоги голосования фальсифицируются в пользу партии власти?

3. Как вы относитесь к инициативе Бориса Грызлова об объединении дотационных регионов страны (к которым относится и Саратовская область) с регионами-донорами?

<…>

DVK_cut Дмитрий Коннычев, председатель Саратовского регионального отделения партии «Яблоко»

1. Конечно, существует. Практически повсеместно и среди глав муниципальных районов и городов, и среди депутатов органов местного самоуправления доминируют единороссы. Они избирают, а потом назначают сами себя в условиях очень низкой явки и равнодушия к выборам граждан, помогая друг другу финансовыми и административными рычагами. Единственное пока еще исключение на всю Саратовскую область (и то – слабое) – состав Саратовской городской думы. Тут монополии пока до конца не сформировано, однако и имеющегося большинства «Единой России» достаточно для организации из рук вон плохого управления городским хозяйством. Монополия приводит к одному – к стагнации и загниванию. В редких случаях гражданам может повезти с представителями доминирующей партии (как произошло в системе управления г. Энгельса). В большинстве же случаев однопартийная монополия – это застой в развитии районов и городов, успехи только «для галочки» и отчетов «наверх», ну и кумовство с коррупцией в довершение.

2. Этот вопрос был закрыт в России вместе с исключением 6-й статьи из Конституции СССР. Я уверен: какую бы монополию в реальности ни мечтали построить нынешние лидеры партии власти, формально Россия останется страной с многопартийной системой. А значит, обязательно придет время, когда она в силу логики политических процессов станет не декоративной, а реальной. И это будет только на пользу гражданам моей страны. А выборы мало того что надо сохранять, обществу и оппозиционным партиям надо совместными усилиями превратить их действительно в ВЫБОРЫ.

3. Отрицательно. Но сначала хотел бы сказать не про дотационные регионы. В федеративном государстве такие вопросы решаются населением объединяющихся или, наоборот, разъединяющихся территорий. И начальники из федерального центра тут вовсе ни при чем. Единственным оправданным шагом по уменьшению количества субъектов РФ мне представляется то, что происходило последние годы – ликвидация так называемых субъектов-«матрешек», когда внутри краев и областей существовали самостоятельные субъекты – автономные округа. В начале 90-х годов при становлении нового российского государства было, как все помнят, 89 субъектов. Теперь их осталось 83. При этом в России до сих пор остаются 3 автономных округа, которые могут быть объединены с теми областями, в которые входят.

После этого останется 80 республик, краев и областей, самостоятельно и напрямую входящих в состав Российской Федерации . На этом федеративную реформу я бы считал завершенной – Россия самая большая страна в мире, больше по территории, чем, например, США почта в 2 раза. Там – 50 штатов, и 80 у нас было бы вполне сопоставимо и логично.

Теперь про деньги. Несправедливость финансового устройства России – вещь для партии «Яблоко» очевидная и бесспорная. Федеральный центр законами, которые сам же и пишет, устанавливает, что большая доля налогов уходит в Москву, а потом с «с барского плеча» раздается обратно вниз. Вот и получается, что на бумаге у нас остается всего 16 регионов-«доноров». И если вдруг депутаты «Единой России» в Государственной думе напишут в законах, что 100% налогов уходит сначала в федеральный бюджет, то таких регионов и вовсе не останется. Поэтому слова г-на Грызлова – от лукавого. Необходимо установить, что на местах остается не менее 50% собираемых налогов, и т.н. «дотационных» регионов в России кратно поубавится. И Саратовская область регионом-донором окажется, кстати.

Источник: yabloko-saratov.ru