17 января 2020
«Свободный взгляд»

Анатолий Сидаков: Мы намерены открыть отделения «Яблока» во всех районах Северной Осетии

Интервью с председателем Северо-Осетинского «Яблока» Анатолием Казбековичем Сидаковым

Снимок экрана 2020-01-17 в 17.52.53.png

 

Анатолий Казбекович, 5 ноября этого года вы вновь возглавили республиканское отделение партии «Яблоко». Напомню, что вы стояли у истоков создания СОРО РОДП «Яблоко» во Владикавказе. В прежние годы вы как лидер партийного отделения подвергались давлению со стороны местной власти: региональное отделение партии по надуманным причинам закрывал суд по иску минюста, членов партии заставляли выйти из ее рядов под угрозой увольнения с работы. Вы стоически выдержали эти испытания, и наконец, после смены власти в 2015 году, в феврале 2016 года вам удалось заново зарегистрировать отделение партии в Северной Осетии.

Анатолий Сидаков: Политическая деятельность оппозиционной партии сложна и обусловлена многими рисками и вызовами, имеет свои особенности. Наша работа на Северном Кавказе приобретает еще и факторы, связанные со спецификой региона, менталитетом кавказских народов, проблемами, существующими в субъектах, с которыми люди обращаются в региональные отделения и которые партия «Яблоко» последовательно и эффективно решает все эти годы. Замечу, что Северо-Осетинское отделение партии – старейшее на Северном Кавказе.

Скажите, легко ли руководить оппозиционной партией на Северном Кавказе, а Северной Осетии, учитывая, что вы к тому же курируете работу всех северо-кавказских региональных отделениях партии «Яблоко»? Какие обстоятельства влияют на вашу работу, с какими проблемами сталкиваетесь при осуществлении политической деятельности в регионе?

Анатолий Сидаков: Да, были и такие попытки повлиять на меня, в том числе и как на редактора газеты «Мир Кавказу». Но, как правило, это бесполезные были попытки со стороны окружения Мамсурова. Минюст и ЦИК боролись против партии несколько лет в период правления Таймураза Мамсурова и выполняли его волю закрыть «Яблоко» через суд, подконтрольный тогдашней местной власти. Проблемы начались после того, как мы защитили часть депутатов от партии «Патриоты России», избранные в Собрание представителей Владикавказа – у них было большинство, а «Единая Россия» блокировала участие своих депутатов в Гордуме, чтобы распустить Собрание представителей, что в итоге власть и сделала. После того, как внутриполитический климат в республике изменился – произошла смена власти в 2015 году – стало постепенно меняться и отношение госорганов – ушли в прошлое методы воздействия на неугодных политических деятелей – судебные иски, несанкционированные обыски, окрики и угрозы из администрации главы и правительства Северной Осетии. В феврале 2016 года министерство юстиции зарегистрировало республиканское отделение, в этом органе власти тоже сменилось руководство, сейчас у нас сложились рабочие конструктивные отношения с этим ведомством. 

Региональное отделение попробовало свои силы в трех избирательных кампаниях – 2017 год – это парламентские выборы, 2018 год наша партия участвовала в президентских выборах – лидер «Яблока» Григорий Явлинский баллотировался на пост президента России. В 2019-ом партия участвовала в муниципальных выборах – выдвинула кандидатов в депутаты в Собрание представителей г. Владикавказа. Региональное отделение партии «Яблоко» не признает выборы в Собрание представителей г. Владикавказа седьмого созыва. Да, действительно, мы считаем, что на выборах были допущены нарушения, итоги сфальсифицированы. Именно поэтому партия «Яблоко» подала иск в суд. Открытый судебный процесс начнется 15 января 2020 года. 

Какие цели ставите перед региональным отделением партии «Яблоко»? 

Анатолий Сидаков: Мы намерены активнее участвовать в республике, и работаем над тем, чтобы открыть районные отделения во всех районах Северной Осетии. В настоящее время местные отделения функционируют во Владикавказе, Пригородном, Правобережном, Ардонском, Алагирском и Дигорском районах. Также планируем открыть несколько фракций – в новом году наши партийцы и сторонники смогут проявить себя, высказать свое мнение и плодотворнее отстаивать политические цели демократической партии «Яблоко» в таких фракциях как правозащитная, гендерная, экологическая. 

Анатолий Казбекович, «Яблоко» пользуется заслуженным авторитетом в Северной Осетии, в том числе и в связи с организованной вами кампанией против деятельности вредного для здоровья людей производства завода «Электроцинк».

Анатолий Сидаков: Одно из главных направлений деятельности Российской Объединенной Политической партии «Яблоко» – экологическая деятельность. Мы первыми стали протестовать против «Электроцинка», наши партийцы и сторонники «Яблоко» выходили на пикеты и митинги, которые власть не разрешала проводить, акции проходили при скоплении сотрудников полиции. Тогдашнее руководство республики проводило политику дискредитации экоактивистов, власть запрещала всякую протестную деятельность против бюджетообразующего предприятия, как его называли тогда чиновники. Пикеты и митинги мы провели не только во Владикавказе, но и возле здания постпредства президента России в СКФО в Ессентуках и Пятигорске. Мы считаем, что главную роль в закрытии завода «Электроцинк», сыграла партия «Яблоко». Вы помните, что у нас были в республике такие руководители, как Таймураз Мамсуров, которые заявляли, что дым от шашлыка, вреднее выбросов «Электроцинка».

Расскажите об опыте «Яблоко» в этой борьбе, как вы отстаивали права жителей Северной Осетии на безопасную окружающую среду, защиту здоровья и чистую экологию? 

Анатолий Сидаков: Действительно процесс был длительный и сложный, замечу, не ограничивался только массовыми протестными акциями. Нам удалось привлечь к борьбе и ученых, научное сообщество открыто высказывалось о необходимости закрытия предприятия. Мы пригласили в Северную Осетию всемирно известного ученого-эколога Алексея Яблокова, возглавлявшего фракцию «Зеленая Россия» партии «Яблоко». Огромную благодарность хочу выразить нашим уважаемым ученым Лидии Васильевне Чопикашвили, Ларисе Владимировне Цаллаговой, Фатиме Лентоевной Тедеевой, Виктору Батырбековичу Цогоеву, Ивану Давыдовичу Алборову, Ольге Всеволодовне Менчинской – зав.отделом Московского института минералогии, геохимии и кристаллохимии. Слова благодарности выражают всем тем, что принял участие в митинге в парке Сокольники 2 марта 2019 года в Москве, столице России.  Наконец, весной этого года «Электроцинк» был закрыт и экоцид в Северной Осетии был остановлен, безусловно, благодаря, в том числе активной и настойчивой позиции партии «Яблоко». Но борьба не завершена. Начинается новая стадия нашей деятельности – партия добивается от республиканских властей проведения рекультивации территории бывшего завода «Электроцинк», и территории самого города Владикавказа. Актуальным остается вопрос об углубленной диспансеризации горожан и разработки программы реабилитации жителей и детоксикации организма детей и взрослых.  Проблема вывоза отходов клинкера также остается в поле зрения «Яблоко». Вместе с тем, руководство партии во главе с председателем РОДП «Яблоко» Эмилией Слабуновой неоднократно ставило вопрос перед Северо-Осетинскими властями о разработке программы по трудоустройству сотрудников завода и публичному информированию жителей республики о состоянии окружающей среды. Важно, чтобы экологический мониторинг и его результаты публиковались в СМИ, и население могло с ними ознакомиться.

Кто еще занимался вместе с «Яблоком» проблемами экологии в Северной Осетии?

Анатолий Сидаков: Под страхом увольнения с работы митинги и пикеты с нами вместе проводили наши соратники – Анатолий Колхидов, Георгий Гамаев, Герман Ревазов, Виктор Макеев, Тамерлан Сидаков, Ацамаз Хадиков, Алан Аликов, Луиза Мамукаева, Мурат Битаров, Лина Рубаева, Зарина Гацалова, Мадина Гуриева, Герман Кулаев, Оксана Багаева, Юрий Хамицев, Артур Гагулаев, Владислав Бестолов, Татьяна Цаголова, Залина Каирова, Руслан Лалиев, Уракова Ирина, Залина Кесаева, Ирина Басиева. Благодаря их активной гражданской позиции протесты стали масштабнее и процесс по закрытию «Электроцинка» приобрел необратимый характер. Ими была проделала огромная работа. 

Анатолий Казбекович, вас знают, как наиболее последовательного и принципиального защитника прав сельских жителей, фермеров, пострадавших от непомерных амбиций местных латифундистов. Люди, столкнувшиеся с несправедливостью при распределении и использовании пашенных земель с интересами влиятельных арендаторов, обращаются за помощью именно к вам. 

Анатолий Сидаков: Да, проблема мне знакома не понаслышке. Федеральное руководство «Яблока» контролирует эту ситуацию и знает всю подноготную этого противостояния местных крестьян с латифундистами. Два года назад, 29 декабря 2017 года назад на XX Съезде партии «ЯБЛОКО» делегаты обратились с заявлением на имя президента России Владимира Владимировича Путина. В нашем обращении была изложена досконально ситуация с пашенными землями в Северной Осетии. В частности, напомню, что Съезд партии «Яблоко» принял обращение Северо-Осетинского регионального отделения к президенту Путину с требованием остановить передел земельных активов и сельскохозяйственных предприятий в Северной Осетии. С такой просьбой в партию обратились члены инициативных групп местных трудовых коллективов, занятых в сфере производства сельскохозяйственной продукции. Причиной обращения стали противозаконные действия должностных лиц, результатом чего стал передел тысяч гектаров пахотных земель, разрушение предприятий и ликвидация рабочих мест.

Согласно положениям Земельного кодекса, сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. Охрана земель находится в ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Однако, в результате нарушения законодательства, без проведения собраний пайщиков в республике была проведена процедура банкротства колхозов, а имущество (пахотные земли, сельскохозяйственная техника) были переданы посторонним лицам.

Партия «Яблоко» настаивает на том, чтобы Генпрокуратура РФ провела комплексную проверку законности ликвидации колхозов на территории республики Северная Осетия-Алания и передачи земель сторонним пользователям. Кроме того, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору обязана провести внеплановую проверку относительно порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

В ответе, полученном из Администрации Президента, сообщается, что поставленные партией вопросы находятся в компетенции Россельхознадзора и проверка законности использования земель – прерогатива Генеральной Прокуратуры России. Однако прокуратура Северной Осетии не спешила заниматься своими непосредственными обязанностями по расследованию фактов незаконного приобретения земель крупными бизнесменами и чиновниками в ущерб интересам сельхозпроизводителей и сельских жителей, которые остаются бесправными пред произволом частных собственников, забравшие в долгосрочную аренду сотни гектаров земли не совсем законными методами. Совместно с обратившимися в партию обманутыми крестьянами два года назад мы основали северо-осетинскую общественную организацию содействия сельскому хозяйству «Сельсовет». Занимаемся защитой прав работников сельского хозяйства. Они оказались в безысходной ситуации, сложившейся по вине некоторых нечестных бизнесменов, взявшие обманным путем колхозные поля в долгосрочную аренду. Вместе с активистами «Сельсовета» мы добиваемся возвращения бывших колхозных пашен и имущества работникам сельского хозяйства. Власти, в частности прокуратура Северной Осетии, не хочет объективно расследовать эти дела. Ушедший в отставку прокурор Северной Осетии Владимир Векшин десять лет возглавлял прокуратуру республики. Совершенно чужой человек для Осетии, закрывал глаза на многие проблемы простых граждан, которые месяцами не могли попасть к нему на прием. Проблема использования пашенных земель из разряда нерешенных Векшиным проблем. Он оставил ее в наследство преемнику, и мы обязательно поставим эти вопросы перед новым прокурором.

В контексте затронутой проблемы по защите прав северо-осетинских крестьян я хотела спросить у вас и о проблеме восстановления трудовых и имущественных прав сотрудников ОАО «Бесланский Маисовый комбинат», ведь эти люди за помощью обращаются в региональное отделение партии «Яблоко».

Анатолий Сидаков: 26 августа мы провели митинг в Беслане, где была принята резолюция – бывшие работники предприятия обратилиськ президенту России с требованием обеспечить действие Конституции России в Северной Осетии. Люди годами не могут получить заработную плату. Мы выступили организаторами протестной акции, чтобы привлечь внимание федеральной власти к ситуации в республике. Представили в Администрацию Президента России резолюцию, в которой сообщается о намерениях обманутых работников ОАО «БМК» обратиться к Президенту РФ Владимиру Путину и к Генпрокурору РФ, Юрию Чайке с требованием «в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей работников прокуратуры РСО-Алания, привлечь к ответственности работников прокуратуры, грубо нарушающих права граждан РСО-Алания». Долгие годы, бывшие работники предприятия требуют от районных и республиканских властей призвать к ответственности владельцев и руководство комбината, задолжавшие коллективу заработную плату за несколько лет. Известно, что ранее владельцы комбината объявили о банкротстве, в итоге сотни работников остались на улице без средств к существованию. БМК обанкротило сознательно при попустительстве, так скажем, предыдущие руководители республики и бездействия прокуратуры Северной Осетии.

Давайте затронем тему, которая вслух не озвучивается, тем более в СМИ, но обсуждается и нашими читателями. Я знаю, что по вопросам защиты трудовых и социальных прав к вам обращаются и сотрудники, и пенсионеры силовых структур. Не так давно стала очевидцем вашего разговора с сотрудниками МВД, которые в какой-то момент выразили свое недовольство, дескать, местные кадры в министерстве на руководящие должности не назначаются. 

Анатолий Сидаков: Это проблема годами накапливается. МВД, как и другие силовые структуры, возглавляют в республике прикомандированные офицеры. Некоторые руководители МВД даже позволяют себе очень нелицеприятно отзываться о местных сотрудниках, якобы они по профессиональным качествам не могут возглавлять руководящие должности. Это давно не секрет, что северо-осетинские сотрудники не могут продвинуться по карьерной лестнице. Например, в МВД, прокуратуре, Следственном комитете – все руководство приезжие. В прокуратуре только один из заместителей местный. В чем проблема такой дискриминации? Осетины всегда славились воинской доблестью и честью, не только в военное время, но и в мирное. История знает массу тому примеров, и в наши дни это доказывается нашими земляками. Например, в июне этого года в Белоруссии на пост главы МВД был назначен осетин, генерал-майор Юрий Караев, до этого командовавший внутренними войсками. Осетины гордятся и многими другими земляками, которые прославляют наш народ, отдавая долг служения Родине. Это и первый заместитель министра обороны России Руслан Цаликов, это и Хасан Калоев, первый заместитель начальника объединенного штаба ОДКБ – начальник Центра планирования применения и подготовки войск (коллективных сил) ОДКБ. Я уверен, что в МВД много достойных перспективных сотрудников, которым надо дать дорогу, не надо бояться это делать, думаю, в Москве это понимают, и должны больше доверять местным кадрам. Но пока, если послушать мнения сотрудников МВД или Следственного комитета, то получается, что нет пророка в своем Отечестве, и на руководящие должности местные офицеры просто не допускаются. Считаю такое явление ошибочной кадровой политикой в правоохранительной системе. Мы намерены обратиться в Администрацию Президента Российской Федерации, чтобы покончить с этой порочной практикой в нашей республике.

Оригинал публикации: «Свободный взгляд»

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).