7 ноября 2013
Блог Владимира Майджи

Владимира Майджи: Пророки и жрецы

Все, о чем пойдет речь в этой статье, высказывалось многократно, поэтому автор не претендует здесь на оригинальность и новизну идей. Однако, имея в виду сложившуюся ситуацию в российском обществе, необходимо лишний раз повториться. Речь пойдет о политической борьбе, какими могут быть методы этой борьбы, что является эффективным, а что наоборот бесполезно или даже вредно.

Говоря о политической борьбе необходимо понимать, что она имеет свои законы. Незнание этих законов, неразборчивость в методах политической борьбы имеет последствием многочисленные беды. В связи с этим политику всегда необходимо помнить об этих законах и уметь прогнозировать последствия своих действий. Гражданам же необходимо оценивать действия политиков с позиции стабильности и процветания общества в ближайшем будущем и в долгосрочной перспективе, ибо не всякая сиюминутная выгода оправдана перед лицом истории.
В своей одноименной работе известный социолог и философ Эрих Фромм развивает мысль, что философские, религиозные или политические лидеры могут быть разделены на «пророков» и «жрецов». Первые – это те, «кто проповедует идеи – и не обязательно новые – и живет в соответствии с ними». «Жрецы», согласно Фромму «используют идею, чтобы организовать людей, чтобы управлять ими с помощью ее должного выражения». Далее в повествовании Э.Фромм показывает, что отнюдь не всегда конечная цель «пророков» и «жрецов» совпадают, не всегда действия «жрецов» реально соответствуют идеям «пророков». Таким образом, возможны принципиально разные способы ведения политической борьбы. Один из них заключается в соответствии целей и способов их достижения. Другой кратко может быть сформулирован, как формула «цель оправдывает средства». Нетрудно показать, что если, например, речь идет о борьбе с беззаконием власти, борьба при втором способе трансформируется в борьбу беззакония с беззаконием. Следует признать безрезультатными и опасными призывы к таким действиям, будь то силовые или ненасильственные методы. Результатом не является и не может являться развитие общества. Результат может быть только один – новое беззаконие.
Именно эта ситуация, на мой взгляд, наблюдается, в современной России. Высокая политическая активность населения в начале 90-х, подогретая идеей, что есть возможность лично влиять на курс развития, была уничтожена ложью, коррупцией, двойными стандартами. Уход граждан из политики опасен уже тем, что снижается контроль над властью. Чем бесконтрольнее власть, тем менее она ограничена ответственностью за свои действия. В этом случае общество оказывается расколотым на два лагеря: на тех, в чьих руках сосредоточена власть и на тех, кто эту власть терпит. При этом беззаконие творится и сверху, и снизу. И власть, и остальное общество предпочитают (до определенного предела) не вмешиваться в жизнь друг друга и решать свои задачи. Эти задачи оказываются совершенно несвязанными с развитием страны.
Выходом из такой ситуации должны стать, во-первых личное участие граждан в политике, во-вторых, участие это должно носить законный характер. Общество должно отличать «пророков» от «жрецов», должно выдвигать своих представителей во власть, контролировать этих представителей, если надо заменять их новыми. Для этого в сознании граждан вместо идеи противопоставления себя государству должна укорениться идея участия, сопричастности, личной ответственности за будущее своей страны, идея необходимости участия личности в политическом процессе. При этом понимание политического процесса не должно заменяться голосованием.
Политика не начинается голосованием и не заканчивается им. Политическая борьба должна начинаться с формирования запроса на перемены, далее следует постановка целей, выработка программы, выдвижение представителей, а уже потом программа получает свою оценку путем голосования, после чего должен осуществляться контроль за выполнением программы. Оценка политической программы при голосовании тем объективнее, чем больше вовлеченность общества в предыдущие стадии политической борьбы (от запроса на перемены до выработки программы). При равнодушии и неучастии общества результаты голосования носят случайный, сильно подверженный влиянию характер. В связи с этим голосование на выборах важный, обязательный, но отнюдь не единственный этап политического процесса.
Многое в нашей жизни, имея определенный смысл и цель, оказывается в своем воплощении далеко от задуманного. Политика в этом смысле не является исключением. Надо понимать, что под красивыми обертками политических лозунгов, обещаний, могут скрываться амбиции отдельных людей, какие-то отвлеченные планы, иногда ошибки и даже откровенная глупость. Гарантией избежать всего этого является участие общества в политическом процессе на всех его стадиях, правильное понимание его.
К сожалению, политика полна авантюристов, людей нечистых на руку, подлых. Важно не дать себя ослепить, не поддаться на обманки, на подмены политических проблем чем-то еще. Только активность граждан может сформировать запрос на изменения и запустить процесс политической конкуренции и политической борьбы. Важно отличить истинных «пророков» от тех, кто пытается выдать себя за них. Вместе с тем необходимо помнить о необходимости законных методов борьбы и об отказе от беззакония, о личной ответственности. Борьбу с беззаконием необходимо начинать с себя, иногда с того, что кажется незаметным. Ибо если хочешь жить по закону, перестань бегать на красный!

 

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Политическая культура


Все статьи по теме: Политическая культура