29 сентября 2014
Блог Арсения Афиногенова

Арсений Афиногенов: Тихая смерть петербургского трамвая

Жизненный цикл петербургского трамвая можно описать как известную шутку над советскими «пятилетками». Лозунг одной пятилетки: «Догнать и перегнать!». Лозунг следующей: «Догнуть и перегнуть!». Лозунг последней – «Догнить и перегнить»…

Вплоть до начала 90х петербургский трамвай действительно «догонял и перегонял». Действительно, самая обширная сеть, колоссальный пассажиропоток (превышающий метрополитен, между прочим), планы по развитию – у нашего трамвая было всё.

Начиная с 90х вектор резко изменился. Два губернатора — как Яковлев, так и Матвиенко – вели политику, целенаправленно уничтожающую трамвай Петербурга, в результате чего мы «догнули и перегнули» треть сети, практически уничтожили маршруты в центре города и оставили без адекватных транспортных связей многие места, зачастую лишь номинально прикрываемые автобусными маршрутами. В Коломне люди повально ходят пешком либо пересели в маршрутки, которые (какое совпадение) стали процветать и собирать огромные пассажиропотоки.

Затем, после протестного митинга летом 2007го года, демонтажи трамвайных путей почти прекратились (демонтировались в основном уже неиспользуемые пути), выпуск вагонов на линии перестал уменьшаться. Тогда и произошла своеобразная «заморозка» состояния трамвайной системы, которая длится и нашего времени. В чём заключается эта «заморозка»?

1. Власти не сокращают маршрутную сеть, не осуществляют новые демонтажи

2. При этом они не делают шагов в качественном изменении движения: не отдают приоритет трамваю, не организуют новые выделенные полосы, не следят за соблюдением ПДД автомобилистами – в общем, вообще ничего не делают

3. Кроме того, в силу «дороговизны» правительство города практически прекратило закупки трамвайных вагонов – по 10-15 штук ежегодно при необходимости в замене нескольких сотен вагонов уже не то, что «вчера», а буквально в прошлом десятилетии.

4. Наконец, чтобы успокаивать «буйные» ряды думающих о транспорте людей, власти не забывают постоянно вбрасывать новые и новые прожекты по закупке трамваев, новым линиям и т.д. Причём на этом можно даже освоить определённое количество денежных средств: предпроектные разработки, проектирование, перепроектирование, допроектирование, перепроектирование допроектирования и т.д. и т.п. Этим можно заниматься вечно – одна только история с транспортом в Пулково чего стоит.

Почему власти так делают? В первую очередь, потому, что таким образом не нарушаются чьи-либо интересы – ни номинально пассажиров общественного транспорта (ведь ничего не разрушается же, выпуск почти не уменьшается), ни автомобилистов (не отнимаются полосы для движения «под трамвай»). На закупках трамвайных вагонов деньги тоже постоянно экономятся «в целях оптимизации бюджета» или ещё почему-нибудь, а люди как ездили в технически и морально устаревших вагонах, так и ездят.

Но в условиях постоянно усложняющейся дорожной ситуации и обветшания трамвайных вагонов такое бездействие является смертельным для трамвайной сети. По сути, консервация трамвая с нынешним подвижным составом, нынешней маршрутной сетью и текущей ситуацией на дорогах означает его гниение и неизбежную смерть. В условиях всеобщего молчания (ведь очевидных поводов для беспокойства опять-таки нет) происходит медленное разлагание сети: вагоны постепенно разваливаются, а те, что продолжают ходить, всё больше топнут в пробках и ДТП.

Мне, возможно, приведут контраргументы: ведь мы же, например, открыли движение по Садовой улице! Но я хочу напомнить, что открытие было пробито в основном силами трамвайных активистов в «Горэлектротрансе» и было реализовано в наихудшем варианте из возможных: выделенной полосы для трамвая нет, движение обрубается по Сенной площади. И это я ещё не упомянул того, что для того, чтобы осуществить оборот по Сенной площади со съездом в обратную сторону, водителю нужно потратить до десяти минут и даже больше в час-пик.

Рассмотрим наглядно основные беды петербургского трамвая: подвижной состав и приоритет движения.

Начнём с подвижного состава. В Петербурге на текущий момент основной вид трамвайного вагона – ЛВС-86. Вот он.

Трамвай модели ЛВС-86 на Кузнечном переулке

Это и есть символ нынешнего состояния петербургского трамвая. Дребезжащий, высокий, неудобный, протекающий, холодный, часто неухоженный (зато в последнее время несколько раз перекрашенный), медленный вагон – вот в чём мы катаемся уже долгие годы. Какой тут комфорт? Таких вагонов на ходу – несколько сотен, и все без исключения нужно заменить.

Чтобы лучше понимать, о чём я говорю. Это, например, узел сочленения данного вагона, уровень пола при этом идёт «горкой».

Трамвай ЛВС-86, узел сочленения

Система электронной валидации работает на высшем уровне:

Электронный валидатор в трамвае

Последний писк моды: сиденье-холодильник! Или сиденье-сугроб, если хотите. Может, и актуально жарким летом, только такой элемент интерьера моя подруга сняла зимой.

Сиденье-сугроб в петербургском трамвае

Есть ещё откровенно доживающие свой срок «Машки» модели ЛМ-68М, подчас перекошенные от возраста, которые тоже нужно заменить на 110%.

А давайте теперь посмотрим на то, что нам обещают. Начнём со слов. Полтавченко: «До 2025 года мы планируем купить 350 новых трамваев». То есть это в среднем не менее 30 трамваев в год. Теперь перейдём к делам. В 2015 году планируется выделить 590 миллионов рублей на покупку трамваев , что, исходя из стоимости 55 млн рублей за трамвай, составит не более 11 трамваев. Более того, согласно программе развития транспорта до 2020го года, всего будет закуплено трамваев на 2,1 миллиарда рублей, а это не более 40 трамваев за 6 лет. Видимо, оставшиеся 310 трамваев Полтавченко планирует закупать в период 2021-25 годов, когда уже от нынешних трамваев ничего не останется. Возможно, к этому времени и от самого Полтавченко тоже ничего не останется.

Теперь – о развитии. Постоянно за последние годы появляются бравурные тексты о том, каким замечательным станет наш трамвай – откроются новые линии, будут пущены новые вагоны и т.п. На это хочется напомнить, что последним реальным открытием было строительство небольшой линии от м. «Старая Деревня» до улицы Савушкина, и это было в 2001м году. С тех пор в городе не было построено ни километра новых путей.

- Транспортную связь с Пулково постоянно обещают, но пересматривают и откладывают

- Линию по Гранитной улице, которая является скорее технической, нежели реально перевозящей людей, и то не могут уже построить который год

- Несколько лет нам также обещают различные вариации линий в Сертолово, Всеволожск и Колпино, обещая, что «вот-вот» приступят к проектированию. Всё это не заходит дальше очередных заседаний вроде совета по координации между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью.

Существует множество и других проектов, таких, как, например, полноценное возвращение трамвая на Садовую улицу, к Московскому вокзалу и т.п. Ничего из этого не делается.

И, наконец, о реальном отношении властей к приоритету трамвая. Это, например, Тучков мост. Здесь для трамвая – сплошная линия. Как её соблюдают автомобилисты, можно наглядно видеть на картинке. Взято отсюда

Трамвай на Тучковом мосту

На запрос о том, что в таких местах, где и так есть сплошная линия, можно поставить делиниаторы, нам пришёл поразительно безграмотный ответ.

Ответ КРТИ депутату Б.Л. Вишневскому на предложение оградить делиниаторами сплошные линии вдоль трамвайных полос

То есть, предполагается, что если заставить автомобилистов соблюдать ПДД, это ограничит пропускную способность дорог! О том, что она увеличится за счёт увеличившегося пассажиропотока в трамвае, естественно наши чиновники подумать не могут.

Вот ещё пример – Благодатная улица. Благодатная улица – это по три полосы движения в каждую сторону плюс трамвайные пути на совмещённом полотне.

ДТП на трамвайных путях — стандартная болезнь Благодатной улицы

Разумеется, для того, чтобы на остановке подойти к трамваю, необходимо перейти эти самые три наводнённые в том числе грузовиками полосы. Чем это порой заканчивается, можно не только предположить, но и почитать здесь. Наезды на пешеходов случаются нередко, но только некоторые из них, которые смогли зафиксировать, оказываются достоянием общественности.

Надо сказать, что на Благодатной улице тоже есть места, где трамвайные пути очерчены сплошной линией – например, перед Московским и Витебскими проспектами. Разумеется, соблюдение правил дорожного движения там такое же, как и в случае с Тучковым мостом. Реакция властей – такая же, то есть, никакая.

Таким образом, мы и приходим к плачевному выводу, что трамвай наш отправили на догнивание или, как любят отправлять раковых больных, «на доживание». Но дело-то в том, что у нашего трамвая ещё не четвёртая стадия рака, и его можно спасти. Да, денег действительно в городе немного, но затем, чтобы восстанавливать трамвайную сеть из руин, их потребуется намного больше.

Так что я считаю, что:

- Немедленно, начиная со следующего года, трамвайный парк Петербурга должен пополняться новыми вагонами в количестве не менее 50 штук ежегодно, вместимостью, аналогичной вместимости ЛВС-86 или большей.

- В кратчайшие сроки должна быть разработана, принята к действию и реализована программа по переводу трамвайных путей, совмещённых с автомобильным движением, на выделенные полосы, с организацией удобных остановок для пассажиров и оптимальным движением транспорта.

- Должна быть принята реальная программа строительства новых трамвайных линий и реализована в соответствии со сроками, указанными в этой программе.

В противном случае у нашего трамвая есть все шансы догнить и перегнить. И это, увы, касается не только одного трамвая.

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Транспорт


Все статьи по теме: Транспорт