9 февраля 2016
Тимур Гедеванишвили, член Петербугского ЯБЛОКА

Тимур Гедеванишвили: Истина дороже «Платона»

6 февраля 2016 года по всей России прошли акции протеста водителей-дальнобойщиков против внедрения системы «Платон». Напомню в двух словах, что это за нововведение. Система предназначена для взимания с грузовых автомобилей массой более 12 тонн дополнительной платы за проезд по федеральным автодорогам. Основная часть выручки направляется в Федеральный дорожный фонд.

В принципе, ничего предосудительного в таком сборе нет. Тяжелые грузовики создают куда большую нагрузку на дорожную инфраструктуру, чем все остальные транспортные средства. И, собственно, взимание с фур дополнительных денег на ремонт этих самых дорог – общемировая практика. Однако в наших с вами реалиях, как всегда в мелочах (и не только) – прячется тот, кого я не буду называть, дабы не оскорбить чувства верующих.

«Платон» – обман

Ладно бы, если реализация этой идеи споткнулась о традиционное российское «хотели как лучше…».  В конце концов, со временем, все бы выправилось и наладилось по здравому уму. Дело, однако, в том, что внедрение «Платона», сколь благородным не был бы этот замысел – с самого начала сопровождается сплошным обманом.

Когда в 2010 году принималось решение о введении дополнительной платы за проезд с большегрузов – Правительством РФ было обещано отменить транспортный налог. Более того, его обещали отменить и за счет установления акцизов на топливо. А сейчас, по факту, имеем три налога на один автомобиль: транспортный, топливо-акцизный и теперь вот «Платон». Обман? Обман!

Изначально, «Платон» разрабатывался и декларировался как система взимания платы за тоннаж. «ПЛАта за ТОНну» – откуда и название. Это абсолютно логично и правильно – кто больше весит, тот и дорогу больше «раздолбывает». Всем все ясно. Однако на деле, мзда взимается за километры пробега. И не важно, весит ли твой автомобиль 12 тонн, 40 или вообще идешь порожняком. Снова обман!

Чиновники от транспорта убеждают нас, что повышение цены на потребительские товары, такие как хлеб и прочие продукты первой необходимости будет совсем незначительным: от одной до десяти копеек. Действительно – мелочь, казалось бы. И правда, они показывают нам расчеты, где достоверно видно, что повышение цены на буханку хлеба при доставке ее из хлебозавода в магазин, например – как раз те самые несколько копеек. 

Буханки и булки, однако, не растут на хлебозаводе сами из воздуха. Поле надо вспахать, привезти и засеять семена, удобрения привезти. Урожай собираем – везем зерно в хранилище. Потом зерно везем на мукомольный завод. Потом муку – на хлебозавод. И это все – большегрузы. А есть еще накладные расходы в рознице: паллеты туда-сюда, отходы вывозить и так далее. Далеко не на «Газелях» это все ездит. 

Правительство показывает народу доводы о «незначительном» подорожании готовых продуктов при доставке их конечному получателю. Трогательно «забывая» учесть все вовлеченные в производство этого продукта логистические цепочки. Бесстыдная и наглая ложь!

По данным Росстата, примерно 80% тоннажа всех грузоперевозок в России в 2015 году – это автомобильный транспорт. Не думайте, что тема «Платона» касается только большегрузников. В «Платоне» изначально зарезервирован функционал для обкладывания данью вообще всех автомобилей.

Друг Президента – в мелочах

А как же остальные, меньшие с виду, претензии к «Платону»? Не такие уж они и мелкие, как могло бы показаться. И как-то слишком уж удачно ложатся в паззл изначального обмана.

Подозрительная секретность окружающая Концессионное соглашение между Росавтодором и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС) – непосредственным оператором «Платона». Я говорю не о том, что оно было заключено без каких-либо конкурсов, как того требует федеральный закон. И не только об отказе предоставить соглашение в суд по иску гражданина Навального. В самих офисах РТИТС в ответ на просьбу показать этот документ отвечают: «коммерческая тайна», «конфиденциально», «нет в офисе», «вам не нужно». В среде мошенников и жуликов это называется «отмазками», дабы отвлечь внимание от совершающегося грабежа.

Вопиющее отсутствие здравого смысла в методе взимания платы. Ущерб дороге, причиняемый автомобилем – напрямую зависит от его массы. У каждого транспортного средства есть техпаспорт, где указана его полная масса. На дорогах существуют, для чего-то, пункты взвешивания. Казалось бы – бери, считай, да плати. Нет, мзда берется за километры пробега. Здесь отсутствует корреляция с разбитием асфальта. Враг асфальта перегруз? Нет, не слышали об этом в РТИТС.

Сами дальнобойщики подтверждают: практически все перевозки происходят с загрузкой в один конец. То есть, обратно фура идет пустой, порожняком. И в этом случае, за что платит водитель? За то, что везет в кузове воздух.

А разве большие грузовики ездят только по дорогам федерального значения? Нет, ездят также и по региональным и муниципальным трассам. Деньги «Платона» взимаются только за проезд по федеральным дорогам. В местные дорожные фонды не попадает ничего. 

По данным Росавтодора, протяженность региональных и муниципальных дорог с покрытием составляет около 470 тысяч километров. А федеральных – примерно 52 тысячи. Разница почти в 10 раз! Ситуация, когда злодейство выдается за благодеяние, в среде вышеупомянутых мошенников называется «разводкой».

Серые котики теневой экономики

Основным аргументом против недовольных «Платоном» перевозчиков заявляется их работа «по-серому». Мол, налоги не платят, деятельность не прозрачна, налом в руки и так далее. Ну да, есть такое. А кто в России не без греха теневых бизнес-практик? Много таких, к сожалению. И в немалой степени благодаря правительству и чиновничеству, которые поддерживают малый и средний бизнес только на словах. На деле же вся эта не производящая ничего орда только душит, преследует и «кошмарит» предпринимателей. Некуда им деваться, кроме как уходить в тень.

Сколько перевозчиков работает «в тени»? Неизвестно. А вы, поставив себя на место клиента – доверите ценный груз непонятно кому? Без предпринимательской регистрации, счета в банке, ИНН? Для примера: килограмм мяса стоит 200 рублей. Фура 20 тонн. 200 х 20 000 = 4 000 000. Четыре миллиона рублей. Рискнете?

А посмотрим теперь в другую сторону. Бортовой прибор «Платон». Бесплатный, да. Но на нем нет никаких данных, кто и где его произвел, каков срок эксплуатации. И сертификации никакой нет, хотя прибор фискальный.

Другой интересный момент. По информации от водителей, платежи РТИТС принимает только наличными, и, внимание – без кассовых документов. Предполагаемый денежный оборот «Платона» - минимум десятки миллиардов рублей в год. Так у кого здесь в сером пуху свиное рыло?

Вся эта наша реальность, с упомянутым «тройным транспортным» налогом, взносами «на капремонт» домов, «вывозом мусора», планируемым акцизом на автомобильные колеса начинает кое-что напоминать. В ХХ веке жил в Италии один писатель-коммунист. Звали его Джанни Родари. Известен он своей детской книгой «Приключения Чиполлино».

В сказке идет речь о воображаемом автократическом государстве. В нем, как водится, властная верхушка всячески угнетала население. На протяжении повествования вводились налоги на воздух, на дождь, погоду, на тень и так далее. Тем не менее, случился хеппи-энд. Народ добился справедливости, клика была разогнана, в стране началось процветание. Местный диктатор был доведен до слез и посажен в тюрьму. Чего и я нынешнему Синьору Помидору и иже с ним – искренне желаю.

Источник

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Транспорт


Все статьи по теме: Транспорт