22 октября Центр «Насилию.нет», десять лет помогавший жертвам домашнего насилия, объявил о закрытии – продолжать работу в условиях ужесточения законодательства об «иноагентах» оказалось невозможно. Токсичные статусы НКО получила еще в 2020-м, а руководитель центра Анна Ривина – в 2023-м, но к концу 2025-го организация оказалась парализована. Депутат петербургского ЗакСа от «Яблока» Ольга Штанникова называет закрытие центра огромной потерей для всего российского общества. Она подчеркивает, что государство демонстративно давит на «третий сектор», вынуждая организации помощи заниматься бюрократией, а не оказывать реальную поддержку жертвам.

Участница акции против домашнего насилия, Казань, 2019 год. Фото: пресс-служба партии
Центр «Насилию.нет» был основан в 2015 году. Все десять лет работы он развивал юридическую и психологическую помощь всем жертвам домашнего насилия и в частности – женщинам, организовал группы поддержки и сопровождение пострадавших офлайн и онлайн (то есть обращаться в центр можно было из любой точки мира). Кроме того, центр работал и с помощью агрессорам, что раньше казалось абсурдным, а также вел масштабную просветительскую кампанию раз за разом подчеркивая – проблема насилия в России гораздо более серьезна, чем принято считать. В декабре 2020 года Минюст внес НКО в реестр «иноагентов», из-за чего в дальнейшем центр был оштрафован совокупно на 900 тысяч рублей. Руководительница центра Анна Ривина получила тот же статус в феврале 2023 года.
Напомним, что с 2020 до 2025 года включительно законодательство об «иноагентах» значительно ужесточалось как минимум четыре раза. Людям и организациям с таким статусом в России сегодня нельзя практически ничего, кроме регулярного предоставления отчетности о своих финансах в Минюст: ни преподавать, ни вести какую-либо просветительскую работу, ни принимать пожертвования (то есть принимать можно, но технически заключить договор на такой перевод с банком или мобильным оператором – нельзя), ни публиковаться и т.д.
В июне 2025 года центр объявил, что находится на грани закрытия и потому сокращает ряд программ поддержки – это было связано с массовым отказом российских сервисов от сотрудничества: пожертвования доноров не проходили, операции оказались заблокированы. В сентябре «Насилию.нет» перестал в принципе получать какие-либо пожертвования из России. В заявлении НКО и Анны Ривиной от 21 октября говорится, что «Насилию.нет» продолжит работу до 30 декабря, затем будет закрыт. Помощь продолжат оказывать независимые от центра юристы и психологи.
Депутат Законодательного Собрания Петербурга от «Яблока» Ольга Штанникова напоминает, что вклад центра «Насилию.нет» в борьбу с домашним насилием в России не просто неоценим, но и был, в частности, признан государством. Так, в 2019 году центр выиграл грант «Москва – добрый город» и реализовал проект «Москва против домашнего насилия», целью которого была поддержка женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Затем началась эпоха признания НКО «иноагентами», и всё изменилось.
«Почти десять лет центр помогал жертвам домашнего насилия и вел просветительские кампании, направленные на то, чтобы проблема домашнего насилия стала видимой, чтобы о ней заговорили в обществе, открыто и честно. Мы считаем, что закрытие центра “Насилию.нет” – большая потеря для общества», – говорит Штанникова.
Депутат напоминает, что сотрудничество государства и НКО имеет решающее значение для эффективного решения социальных проблем. Но только при условии объединения усилий: государство обеспечивает поддержку и стратегическое направление, а НКО – оперативное реагирование на возникающие проблемы. То есть, некоммерческие организации оказывают низкопороговую помощь – доступную
для широкого круга людей, в то время как для получения поддержки от государства надо соответствовать разным критериям: быть зарегистрированным в определенном месте, иметь определенный уровень дохода, обладать каким-то значимым с юридической точки зрения статусом. Всё это, как правило, еще следует подтверждать формально: предоставлять справки, выписки, характеристики, копии документов.
«Фракция “Яблоко” в заксобрании Санкт-Петербурга в очередной раз столкнулась с этим недавно, когда мы предложили внести изменения в региональный закон о бесплатной юридической помощи, предоставив право на ее получение жертвам домашнего насилия, – иллюстрирует проблему реальным примером Ольга Штанникова. – При обсуждении законопроекта представители исполнительных органов власти сосредоточили внимание не на сути инициативы, а на вопросе – какие документы смогут предоставить пострадавшие. Подобный подход показывает, насколько формализованной остаётся государственная система помощи».
При этом государство по-прежнему демонстрирует низкую заинтересованность в реальном партнерстве с негосударственными НКО. Система мер поддержки «третьего сектора» практически не развивается, даже при наличии налоговых льгот и отдельных инструментов финансовой поддержки. Это, например, подтверждается ситуацией в Санкт-Петербурге: в городском бюджете есть статья «субсидии СО НКО на выполнение общественно-полезных программ», которая не увеличивалась с 2023 года. Информационная поддержка НКО практически отсутствует, заключает депутат Ольга Штанникова:
«Как депутат фракции “Яблоко” я последовательно продвигаю инициативы, направленные на поддержку НКО: нашей фракцией внесен на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга законопроект, предлагающий установить возможность предоставления грантов на социальную рекламу НКО, деятельность которых направлена на повышение роли женщины в развитии общества, улучшение качества их жизни. Однако пока нам не удалось найти отклик среди депутатов других фракций».
Возвращаясь к теме закрытия неправительственных центров помощи, Ольга Штанникова указывает, что проблема давления на независимые НКО заслуживает отдельного внимания. К таким организациям с самого начала их существования активно применялось законодательство об «иностранных агентах», а последовательное ужесточение этого законодательства – практически ежегодно – сегодня означает «крест» на их работе. «НКО-иноагенты» не только лишены права получать господдержку, но также не могут проводить публичные мероприятия, производить информационную продукцию для несовершеннолетних, быть участниками консультативных и экспертных советов при органах публичной власти, применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и многое другое. Это значит, что существующая система поддержки «третьего сектора» остаётся недостаточной, а для независимых НКО, не следующих государственной повестке, – вовсе становится недоступной, констатирует Ольга Штанникова.
О ком статья?
Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Член Партийного арбитража
