29 мая 2003
"Известия", 29.05.2003

Даешь безвизовый режим!

31 мая в Санкт-Петербурге прошел саммит Россия - Европейский союз, на котором российская сторона должна была поставить перед европейцами вопрос о разработке серьезной программы мер по введению безвизового режима для взаимных поездок граждан наших государств. Существующий визовый режим создает серьезные барьеры для развития сотрудничества между Востоком и Западом Европы - так считает лидер пар-тии "ЯБЛОКО". Визы создают проблемы людям и негативный образ государствам. Накануне саммита Григорий Явлинский поделился видением этой проблемы с корреспондентом газеты "Известия".

К чему ведут полумеры

Необходимость получения виз и - особенно - обременительная процедура их выдачи все чаще создают негативный образ той страны, куда направляются российский или европейский бизнесмен, общественный деятель, ученый, студент, школьник, турист. Законопослушных граждан, которые намерены ненадолго выехать в Европу по делам, для учебы или на отдых и вполне способны обеспечить свое пребывание там материально, обрекают на унизительные допросы или на мучительную процедуру получения громадного количества документов, доказывающих их благонамеренность.

Ожидающееся расширение ЕС на Восток еще больше обострит проблему виз. Достигнутый между Россией и ЕС компромисс по Калининградской области, предполагающий введение упрощенных документов для транзита по территории ЕС, также осложняет существующую визовую систему, вводя в нее два вида квазивизовых документов для российских граждан. Кроме того, визовый режим затрудняет сообщение между родственниками, проживающими в России и странах Балтии.

Рассмотрим, например, проблему Калининграда в том состоянии, в котором она находится сейчас. Договоренности на саммите Россия - ЕС в ноябре 2002 года о транзите в Калининградскую область и обратно через территорию будущих членов ЕС (Польша, Литва) сделали визовую политику ЕС по отношению к России двойственной. Начиная с 1 июля 2003 года параллельно с обычным порядком выдачи виз, в том числе транзитных, гражданам России вводится система выдачи упрощенных документов транзита.

По данным губернатора области, в 2001 году в Калининградской области через пункты пропуска на литовском и польском участках границы в обоих направлениях проследовало почти 8 млн российских и иностранных граждан и свыше 3 млн единиц автотранспорта. Кроме того, более 1,5 млн жителей региона воспользовались железнодорожным и автомобильным транспортом для посещения остальной части России, транзитом пересекая территорию Литвы. Общее количество виз только для транзитного следования, которое потребуется российским гражданам после вступления в силу договора, будет исчисляться сотнями тысяч. Ежедневно придется оформлять почти пять тысяч виз. От огромных материальных и организационных затрат обе стороны мог бы избавить безвизовый режим между Россией и ЕС.

Рост Евросоюза и безвизовый режим

Расширение Шенгенской зоны за счет новых членов ЕС ведет к ужесточению режима вдоль ее внешних границ, создает дополнительные барьеры для свободного передвижения, свободного общения людей на континенте. Обеспечение свободного передвижения людей в целях развития экономических и культурных связей двух интеграционных объединений (ЕС и СНГ) становится важной политической задачей. Вступившие в ЕС страны Центральной и Восточной Европы становятся потенциальными лоббирующими агентами при обсуждении безвизового режима, поскольку у них более тесные экономические и культурные связи, чем у стран Западной Европы, с европейскими странами СНГ.

Между тем статистика туристических потоков свидетельствует: объем турпоездок в Турцию и Египет вырос, а в страны Центральной и Восточной Европы сократился. Крайне сложно объяснить российскому гражданину, почему он раньше мог отдыхать в Карловых Варах или Варне без визы, а теперь должен получать визу. Какова будет реакция 200 с лишним тысяч россиян, которые традиционно посещают, например, Кипр, когда им предложат получить визу и заплатить за нее (пусть даже незначительную сумму)? В то же время данные консульских учреждений России в странах ЕС и кандидатах свидетельствуют о растущей динамике поездок европейцев в Россию, причем их общее число даже превосходит число выезжающих в Европу россиян. Налицо взаимная заинтересованность в снятии визовых барьеров между Россией и ЕС.

После расширения Евросоюза более 50% товарооборота России будет приходиться на долю входящих в него стран. В последние годы экономическое сотрудничество по линии Россия - ЕС развивалось в новом направлении. Это относится прежде всего к рассчитанному на длительную перспективу энергетическому диалогу. Ведется разработка концепции общего экономического пространства. Развивается сотрудничество в области науки и технологий, космоса, связи. Интенсификация и структурирование экономических контактов между Россией и ЕС требуют ликвидации визового барьера для развития деловой активности.

Почему нас не пускают в Европу

Шенгенская виза позволяет ее обладателю беспрепятственно передвигаться по большинству стран ЕС. Но удобства, предоставляемые этой визой, остаются невостребованными большинством граждан России, которые желают беспрепятственно съездить и отдохнуть в конкретной европейской стране.

К тому же происходит все большее ужесточение правил и норм, связанных с получением виз гражданами России. Часто люди вынуждены дважды или даже трижды обращаться в консульский отдел, чтобы получить согласие на поездку. Им приходится проходить унизительные допросы в консульских учреждениях, предоставлять большое количество документов, доказывая свое законопослушание и стремление всего лишь отдохнуть по заранее оплаченной турпутевке.

Визовые барьеры не только вызывают недоумение и возмущение российских граждан, но и "подкармливают" коррупцию, дельцов туристического бизнеса, которые обещают "без проблем" оформить шенгенскую визу, а иногда и вид на жительство или даже гражданство стран ЕС. Но в конечном счете страдает простой россиянин-турист. Поддавшись на рекламу, он честно предоставляет документы туристическому агенту, а если тот чем-то провинился перед консулами Европейского союза, то в итоге в "черном" списке Шенгена без права въезда на территорию стран ЕС оказываются и все его клиенты.

У Евросоюза есть свои причины так обращаться с россиянами. Одна из основных связана со стойкой уверенностью европейцев в том, что территория России активно используется международными криминальными группировками как плацдарм для "атак на Европу". Опасения, связанные с российской преступностью, заставляют вводить жесткие ограничения на въезд. Европейцы также убеждены в низкой эффективности российских правоохранительных органов.

Тем не менее на современном этапе между Россией и странами ЕС активно идет работа по созданию единого политико-правового поля и механизма по совместному противодействию терроризму и оргпреступности. На решение этой задачи направлено динамично развивающееся сотрудничество с ЕС по линии правоохранительных органов. В 1999 году Совет ЕС принял "Совместную стратегию в отношении России", направленную на поддержку государственных институтов и укрепление правового государства. В 2000 году был подписан план действий по борьбе с организованной преступностью, который предполагал организацию встреч министров внутренних дел и юстиции России и стран ЕС. Новый этап сотрудничества позволил достигнуть договоренности об обмене информацией о криминальной ситуации, принимаемых мерах, ведении борьбы с отмыванием денег, продаже наркотиков, торговле женщинами, украденными автомобилями и предотвращении другой незаконной деятельности. Таким образом, проблема не выглядит неразрешимой, хотя на решение ее может уйти довольно много времени.

Но главным объяснением отказа ЕС ввести безвизовый режим с Россией является незаконная миграция. Из-за отсутствия реального контроля на внешних границах России со странами СНГ в Центральной Азии Россия остается территорией, через которую проходит переправка эмигрантов из стран Азии в ЕС. Решение этой проблемы требует значительных экономических вложений и согласований правовых и организационных вопросов как со странами ЕС, так и между странами СНГ.

Что делать

Мы готовы предложить последовательный план конкретных действий, итогом которых станет установление безвизового режима. Необходимо проделать огромную предварительную работу, которая отвечает прежде всего нашим национальным интересам: принять меры по укреплению внешних границ, контролю за миграционными потоками, борьбе с терроризмом и преступностью, выделить определенные бюджетные средства на конкретные программы.

Немаловажную роль сыграет дальнейшее развитие сотрудничества органов правопорядка и юстиции, служб безопасности, пограничных и таможенных учреждений России как со странами СНГ, так и со странами Европейского союза.

Но это должно быть движение навстречу друг другу. Определенные действия должен предпринять и Евросоюз. Чтобы гражданам России был предоставлен безвизовый режим на поездки до 90 дней, необходимо решение Совета ЕС, относящее Россию к странам, гражданам которых не требуется виза. Для этого необходимо внести Россию в соответствующий список стран.

Очевидно, что подобные действия требуют времени и непростой дипломатической работы с обеих сторон. Мы считаем, что началом может стать постепенная отмена виз для определенных категорий граждан. Например, бизнесменов, совершающих деловые поездки, студентов, выезжающих в Европу получать образование, и т.д. Подобный подход позволит отработать нормативные и юридические моменты, разобраться в проблемах, которые пока еще трудно предсказать, и облегчить переход на полностью безвизовый режим.

Главное же в том, что, пока существует процедура получения виз, россияне не смогут чувствовать себя в Европе полноценными европейцами. Свой выбор в пользу европейской цивилизации Россия не раз на протяжении своей истории доказывала делом. Но окончательному объединению континента препятствует бюрократическая визовая процедура. Человек, которому постоянно напоминают, что он "второго сорта", - не самый лучший политический и деловой партнер.

Григорий Явлинский