6 мая 2009
Борис Вишневский, "Новая Газета"

Автобусный тур

Досрочное голосование на федеральных и региональных выборах, отмененное восемь лет назад, хотят вернуть обратно — соответствующий законопроект внесен в Госдуму хабаровскими депутатами. Как и «электронное голосование», досрочное баллотирование, вероятно, должно помочь партии власти сохранить электоральные показатели, которые «обычным» голосованием обеспечить уже нельзя.

Досрочное голосование в нынешних российских условиях — это неисчерпаемый ресурс для фальсификаций. Введенное для удобства избирателей, которые не могли посетить участок в день выборов, оно сразу же превратилось в инструмент манипулирования: с 1995 года «досрочников» возили на выборы автобусами.

В 2001 году досрочное голосование на федеральных и региональных выборах запретили, оставив его на муниципальном уровне и только в случае, если оно предусмотрено региональным законом. В Петербурге так и поступили — и получили в 2004—2005 годах на муниципальных выборах невиданные проценты «досрочников». В некоторых округах тогда 30% избирателей проголосовали досрочно, принеся одинаковые заявления об «отъезде на дачу» (особенно трогательно это выглядело в декабре) или об «отпуске» (их подавали и 80-летние заявители).

Согласно закону голоса «досрочников» подлежат отдельному подсчету. Выяснилось, что на одном и том же участке люди, голосовавшие досрочно, в 90—95% случаев отдавали голоса «Единой России». А те, кто пришел в день выборов, отдали «медведям» 5—10% голосов. Демократы оказались в не менее странном положении: в день выборов они могли получить 40% голосов, зато «досрочники» им совершенно не доверились. И, поскольку основную массу голосовавших составляли именно «досрочники», их голоса и решили исход выборов.

Объяснить эти чудеса законами электоральной статистики невозможно —только административным ресурсом. Или фальсификацией: пока идет досрочное голосование, бюллетенями распоряжается избирательная комиссия, а подменить бюллетени несложно. В итоге досрочное голосование в Петербурге отменили.

На фоне этих историй, описанных в свое время в «Новой», происшествия на выборах в Сочи не выглядят чем-то новым. И когда Борис Немцов удивляется, что более 90% «досрочников» проголосовали за единоросса Анатолия Пахомова, и уверяет, что «такого еще не видела путинская Россия», приходится констатировать: еще как видела! В Сочи «досрочники» составили 11% избирателей, а в Петербурге этот показатель превышался вдвое. Именно «досрочники» определяли исход выборов в Петербурге (в Сочи и без досрочного голосования все закончилось бы в первом туре). При этом разница между результатами досрочного и обычного голосований, сколь бы невероятной она ни выглядела, согласно закону не является основанием для отмены результатов выборов.

Похоже, сочинские выборы стали катализатором возвращения досрочного голосования. Оно может стать «палочкой-выручалочкой» для партии власти, которая во время кризиса теряет рейтинг. Правда, у Центральной избирательной комиссии, по словам ее председателя Владимира Чурова, отношение к этой инициативе пока «неоднозначное». Сам он также «неоднозначно» относится к возвращению досрочного голосования, говоря, что у него есть «и плюсы, и минусы», но не уточняя, какие.

«Плюс» у досрочного голосования только один. На любых выборах есть граждане, которые по объективным обстоятельствам не могут голосовать в срок, но хотели бы принять участие в выборах. Отмена досрочного голосования лишила их этой возможности. «Минусов» куда больше: широкие возможности административного манипулирования, отсутствие общественного контроля, облегчение злоупотреблений и фальсификаций.

Смотрите также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).