15 января 2020
Пресс-релиз

«Путин готовит для себя новую государственную должность». Лидеры «Яблока» о послании президента Федеральному собранию

poslanie2020-2.png

В ходе ежегодного послания Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил внести поправки в Конституцию России, очевидно направленные на то, чтобы сохранить себя на вершине государственной власти и после 2024 года, когда закончится его очередной президентский срок. Немало слов было сказано и о преодолении бедности в стране, которую он возглавляет вот уже больше 20 лет. Другие важные темы послания, на которые в своих комментариях обращают внимание лидеры «Яблока», – фактическая ликвидация международного права и местного самоуправления в стране.

Смотрите также: заявление председателя партии Николая Рыбакова от 16 января 2020 года Предложения Путина – маскировка консервации системы

Николай Рыбаков, председатель партии:

Сегодняшнее послание президента окончательно возвратило нас в брежневскую эпоху – размеренное чтение текста по бумаге, тишина в зале, в нужные моменты дружные аплодисменты.

Разумеется, режиссеры послания рассчитывали на оглушительный успех обещаний Владимира Путина. Иначе трудно объяснить, почему трансляция велась даже на фасадах домов. Прозвучало много социальных обещаний, которые могут кому-то показаться привлекательными, но очевидно, что они не способны победить бедность как проблему и никак не повлияют на реальные трудности россиян.

Если на 21-м году своего правления политический лидер рассуждает о преодолении бедности в стране, то обсуждать необходимо прежде всего вопрос о смене такого руководителя. Если «майские указы» 2012 года до сих пор не исполняются в полной мере, то это вопрос к президенту и правительству – чем они занимались все предыдущие годы?

Предложения Владимира Путина по поводу изменений Конституции и, в частности, закрепления в ней статуса и роли Государственного совета, – это, судя по всему, начало транзита власти, который так широко обсуждается в последнее время. Владимир Путин не может более баллотироваться на новый президентский срок и готовит для себя новую государственную должность.

Хорошо, что президент предложил проголосовать за пакет поправок в Конституцию на референдуме. Всероссийский референдум проводился в нашей стране лишь однажды, почти 30 лет назад, в 1993 году. Тогда граждане как раз проголосовали за утверждение нынешней Конституции.

Всеобщих голосований должно быть больше, а россияне должны чаще участвовать в решении системных политических вопросов.

Партия «Яблоко» давно выступает за изменение законодательства о референдумах: должны быть смягчены условия, необходимые для инициирования референдума, и должен быть расширен список тем, которые могут выноситься на всеобщее голосование.

Хотя даже в отсутствии референдума сейчас довольно легко можно наблюдать за отношением населения к тем или иным событиям. Например, к сегодняшнему посланию. На ютуб-канале «России 24» 4200 лайков и 13 100 дизлайков, на канале НТВ – 1400 лайков и 3100 дизлайков зрителей. Это реальное отношение населения нашей страны к Путину, его предложениям, посланиям, ко всей этой системе в целом.

Интересно, что поправки в Конституцию, касающиеся Государственного совета, по сути, вводят новую, четвертую ветвь власти. Государственный совет как новый политический орган – структура избыточная и является всего лишь возможной синекурой для Владимира Путина. Трех ветвей власти, которые в России представлены Федеральным Собранием, Правительством РФ и федеральными судами, вполне достаточно для управления государством. Это доказывает мировой опыт.

Главное, что нужно сейчас сделать, – предоставить этим ветвям независимость, перестать управлять государством в ручном режиме и дать возможность демократическим институтам функционировать самостоятельно.

Источник: Facebook

Григорий Явлинский, председатель Федерального политического комитета партии:

Путин обратился к Федеральному собранию. Люди хотят перемен, сказал президент. И предложил внести изменения в Конституцию. Чтобы никакие международные суды, никакое международное право больше уже не мешали построению изолированного авторитарного (то есть суверенного в представлении Путина) государства. Чтобы Госдума (в том виде, в котором она есть) утверждала правительство, которое президент в любой момент сможет отправить в отставку. Чтобы суд выглядел независимым от всех и всего, кроме президента. Ну а под переменами, очевидно, понимается перемещение Медведева из правительства в Совет безопасности.

Обращение Путина ежегодное. Однако президент даже не упомянул знаковые для жизни страны события минувшего года: систематические подбрасывания полицией наркотиков неудобным гражданам; беспомощность власти в борьбе с лесными пожарами и наводнениями в Сибири; гибель четырнадцати моряков при пожаре на атомной подводной лодке; использование ФСБ амнистии капитала против бизнеса; убийство солдат сослуживцем в Забайкалье; новый закон, по которому каждый гражданин РФ может считаться иностранным агентом; отстранение России из-за допинга от Олимпиад; война на Донбассе, в Сирии и теперь еще и в Ливии.

Происходящее свидетельствует о том, что российская политическая и экономическая система стала опасной для граждан страны, утратила эффективность и критически отстала от мирового уровня.

Предложенные изменения Конституции не имеют ничего общего с этой главной российской проблемой и никак не улучшат жизнь в стране. Введение в Основной закон Госсовета и перераспределение полномочий между президентом и парламентом направлено на решение совсем другой задачи — обеспечение формального транзита власти без реальных изменений. Это «сдержки и противовесы», которые не ведут к реальному разделению властей, а создают возможности для верхушечных манипуляций. Механизм отстранения судей Верховного и Конституционного судов, а также внесение специального положения о том, что международное законодательство, соответствующие договоры и обязательства нам не указ, закрепляют уже существующие черты авторитарной самоизолирующей системы Путина — как раз то, что привело к кризису и крайней неэффективности действующей системы.

Некое «голосование граждан страны» за предложенные Путиным в послании поправки — это еще одна манипуляция, которая даст возможность безапелляционно ссылаться «на волю народа» без проведения настоящего конституционного референдума. Более того, как объяснил пресс-секретарь президента, «речь не может идти о референдуме и фактически даже не подразумевает какого-либо принятия путем голосования». То есть по сути это еще один плебисцит за Путина, за его персональную легитимацию.

В своем послании 15 января 2020 года Путин, по сути, предложил не только сохранить эту систему, но и сделать ее еще более авторитарной, более закрытой и окончательно неэффективной. В этом главный смысл послания Федеральному собранию и итог минувших двух десятилетий Путина.

Текст полностью

Иван Большаков, заместитель председателя партии:

Такого рода «реформаторские» послания у нашей власти всегда получаются по принципу «один шаг вперед, два шага назад». И хорошие инициативы вроде усиления роли парламента компенсируются откровенно вредными инициативами типа отказа от норм международного права и создания надстроек над всеми ветвями власти вроде руководящей и направляющей роли Госсовета.

Конечно, ни о какой парламентской республике речь не идет, но формирование правительства Госдумой даже в этой системе полезно хотя бы с той точки зрения, что появится ответственный за провалы в социально-экономической политике. Глядишь, и экономическое голосование («как голосуем, так и живем» – только наоборот) постепенно станет нормой. А это большой стресс для авторитарных режимов и возможность для оппозиции.

Но, как известно, дьявол всегда в деталях. Поэтому дождемся сначала конкретных поправок: на том этапе можно столько шагов назад заложить, что от полезной инициативы не останется и следа.

Источник: Facebook

Борис Вишневский, заместитель председателя партии:

Сперва – об изменениях, которые должны якобы «гарантировать суверенитет России» и «приоритет Конституции России в нашем правовом пространстве».

Под этим Путин понимает следующее: «требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции».

С одной стороны – выглядит, как пересказ тезисов политических клоунов из движения «НОД», постоянно требующих отменить приоритет международного права над национальным. И уже высказаны (в частности, моими друзьями и коллегами Григорием Явлинским и Львом Шлосбергом) обоснованные опасения, что это может обернуться изоляцией России от системы международного права и невозможностью защиты прав и свобод граждан России на основе норм международного права в ЕСПЧ.

Но с другой стороны, если верно то, что поправки, как говорит Путин, «не затрагивают фундаментальных основ Конституции, а значит, могут быть утверждены парламентом в рамках действующей процедуры и действующего закона через принятие соответствующих конституционных законов» — это означает неприкосновенность первых двух глав Конституции (они не могут быть пересмотрены парламентом).

И это значит, что сохраняет действие статья 15 с приоритетом международных норм и договоров над российскими законами. Хотя эту статью российские власти научились частично обходить – не выполняя решения ЕСЧП, если Конституционный суд установит, что эти решения противоречат Конституции. Что суд успешно и делает в случаях, когда эти решения особенно неприятны для Кремля.

Так что, вопрос в том, попытаются ли российские власти теперь вообще де-факто игнорировать нормы международного права даже без изменения статьи 15 (а только это, похоже, Путин и понимает под «суверенитетом).

И не будут ли под теми гражданами России, чьим правам и свободам грозят ограничения, пониматься исключительно «друзья Путина», попавшие под международные санкции или иные, неприятные для них решения международных судов и других органов.

Текст полностью

Лев Шлосберг, член Федерального политического комитета партии:

Первое. Изоляция России от системы международного права, то есть невозможность защиты прав и свобод граждан России на основе норм международного права. По существу это означает выход России из юрисдикции Европейского суда по правам человека и, возможно, других международных надгосударственных институтов. Это создаёт также возможность принятия в России норм права, напрямую противоречащих нормам международного права. Это прямо запрещено действующей Конституцией.

Второе. Недопущение «второго Путина» – исключение возможности появления «долгого и сильного преемника»: из Конституции предложено изъять слово «подряд» в ограничениях сроков нахождения президента на должности, то есть всем последующим – не более двух сроков. Ограничение полномочий президента при назначении чиновников на высшие государственные должности через усиление роли Федерального Собрания также означает в первую очередь не усиление парламента, а ограничение полномочий будущего президента.

Третье. Первая прорисовка возможного места самого Путина после 2024 года (либо ранее, если выборы президента будут досрочными): глава Госсовета, полномочия которого будут закреплены в Конституции. Путин оставляет за собой возможность быть в течение какого-то времени архитектором государства. Этот сценарий не конкретизирован. Какая роль в Госсовете будет отведена губернаторам, не сказано, но вполне возможно появление нового коллегиального органа государственной власти, состоящего из губернаторов, председателя правительства и Путина.

Четвёртое. Объявление о создании единой системы публичной власти, что на деле может означать не усиление местного самоуправления, а встраивание его в единую вертикаль власти. С какими полномочиями и возможностями – пока неясно. Судебная власть остаётся подчинена президенту. Независимость судебной власти не будет обеспечена.

Пятое. Попытка компенсации разрушительных социальных и общественных последствий пенсионной реформы через пакет мер для молодых семей и молодых в целом через меры поддержки демографической политики и образования. Признание полного краха государственной реформы здравоохранения («оптимизации»). Предложенные меры для исправления ситуации недостаточны.

Важно. По изменениям в Конституцию предложен не референдум, а «всенародное голосование», когда достаточно получить большинство голосов при любом уровне участия граждан. Именно так – всенародным голосованием, а не объявленным референдумом – была принята действующая Конституция. При этом голосование, судя по всему, будет пакетным, «оптовым»: одной отметкой за все предложенные изменения, а не по каждому отдельно. Если так и произойдёт, то возможности выразить мнение по отдельным изменениям при голосовании у гражданина не будет. В целом большинство конституционных предложений не детализованы и в процессе их разработки могут быть «уточнены до неузнаваемости».

Путин предложил государственную реформу, которая будет направлена не на развитие демократии и укрепление свобод, а на сохранение созданной им системы подавления общества властью.

Источник: Telegram

Александр Гнездилов, член Федерального политического комитета партии:

Вот вам и социальное послание, друзья.

Ликвидация отдельной судебной ветви власти, местного самоуправления, международного права и переписывание прежде неприкосновенных первых глав Конституции, определяющих основы государственного строя России.

Все для спокойной старости человека - и мы знаем этого человека.

Источник: Facebook

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Послание президента Федеральному собранию


Все статьи по теме: Послание президента Федеральному собранию