В эти дни исполняется 80 лет бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки.
6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29 «Enola Gay» сбросил на японский город Хиросиму атомную бомбу, эквивалентную по мощности 13-18 килотоннам тротила. Через три дня, 9 августа 1945 года, другой американский бомбардировщик, B-29 «Bockscar», сбросил на город Нагасаки атомную бомбу, эквивалентную 19-21 килотонне тротила. В результате двух взрывов мгновенно погибли 80 тысяч человек, а к концу 1945 года общее число погибших составило от 150 до 246 тысяч человек.
На начало 2025 года, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), в мире насчитывалось девять ядерных держав (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан, КНДР и Израиль), у которых в общей сложности есть примерно 12 240 боеголовок. При этом Россия и США вместе обладают примерно 90% всего мирового ядерного оружия. Современные боеголовки могут иметь мощность от сотен килотонн до нескольких мегатонн, то есть в десятки, сотни или даже тысячи раз мощнее сброшенных в 1945 году на Японию бомб. Простые арифметические действия дают понять, что количество и мощность ядерного оружия, которым обладают только Россия и США, будет достаточными, чтобы уничтожить все человечество на нашей планете.
В этом контексте отвратительные словесные перепалки в соцсетях между современными политиками и даже лидерами ядерных держав — это не просто болтовня, это реальные шаги в направлении нарастания экзистенциальной опасности абсолютно для всех — и в первую очередь, для граждан России и Европы. В бункере никто не отсидится. Такова реальность.
Действующим политикам — американским, европейским, российским — необходимо немедленно развернуть реальный конструктивный диалог по восстановлению договоров о ядерном сдерживании, прекратить словесную и практическую военную эскалацию, особенно в ядерной сфере, незамедлительно вернуться к переговорам и соглашениям о стратегических наступательных вооружениях (СНВ).
В декабре 2019 года была опубликована статья «Опасность войны», актуальность которой за шесть лет в связи с нарастанием мирового беспорядка резко возросла, и теперь призыв в статье адресован не только лидерам США и России, но и европейским политикам, а также Китаю, Индии, Пакистану:
«Если в конце XX века угроза ядерной войны считалась наиболее существенной, теперь, не став менее страшной, она забалтывается, заслоняется на политическом уровне разного калибра амбициями и потому все больше превращается в реальную опасность войны. <…> Существует абсолютно настоятельная необходимость как можно скорее вернуться к переговорам о контроле над ядерными вооружениями. <…> Такая острая необходимость и срочность обусловлены тем, что из-за политической близорукости и безответственности <…> от режима ядерного сдерживания скоро ничего не останется».
Что конкретно необходимо делать, чтобы предотвратить мировую катастрофу? Срочно начать работу над новым многосторонним договором о стратегических наступательных вооружениях (СНВ) и добиваться:
« <…> обеспечения контроля над авиационными ядерными крылатыми ракетами и авиабомбами тяжелых бомбардировщиков, включения в общие потолки межконтинентальных крылатых ракет наземного базирования, а также межконтинентальных ракетно-планирующих гиперзвуковых систем, независимо от вида их боеголовок. Таким образом, можно для начала косвенно ограничить средства, опасно снижающие порог применения ядерного оружия. Новое соглашение должно охватывать частично-орбитальные МБР и автономные подводные аппараты большой дальности. Наряду с этим необходимо согласовать меры транспарентности и разграничения систем ПРО на стратегическую (глобальную) оборону от межконтинентальных баллистических ракет и региональные системы ПРО и ПВО для защиты от баллистических и крылатых ракет средней и малой дальности. Это нужно для того, чтобы ограничить первую и развивать последнюю. Параллельно следует инициировать переговоры по космическим вооружениям, начав с запрещения испытаний любых противоспутниковых систем. Необходимо также перейти к диалогу о взаимном отказе от средств и методов кибератак против стратегических информационно-управляющих систем друг друга».
Острота нынешнего момента в том, что теперь практической составной частью этого процесса является урегулирование российско-украинского конфликта.
Сегодня жизненно необходимо незамедлительное заключение соглашения о прекращении огня, включающее технические условия разведения войск, контрольные и наблюдательные механизмы, гарантии безопасности тыловых объектов и многое другое. Именно это является важнейшим условием устранения реально надвигающейся ядерной угрозы — задачей, направленной на сохранение жизни людей и будущего нашей планеты. Надо понимать: абсолютно любое применение ядерного оружия — какой-то малой мощности, тактического или чего-либо подобного — неизбежно и немедленно приведет к встречному массированному ядерному удару. И это будет конец.
Трагедия в Хиросиме и Нагасаки — напоминание о том, что самая невообразимая катастрофа может стать реальностью.