В воскресенье, 9 ноября, в Москве состоялись похороны одного из самых выдающихся правозащитников – и современной России, и советской эпохи – Валерия Васильевича Борщева. Он скончался 3 ноября в возрасте 82 лет после продолжительной болезни – дома, в окружении родных, принципиально предпочитая свободу больничным стенам. Именно «свобода», а ещё «вера», «достоинство», «отзывчивость», «героизм» и «мужество» звучали в воскресенье в адрес покойного. Для многих, кто пришёл с ним проститься, Валерий Борщев оказался не просто другом, единомышленником, коллегой или учителем, но буквально символом – нескольких эпох и главных ценностей, определяющих жизнь.

Валерий Борщев похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве. Фото: пресс-служба партии
Прощание и отпевание проходило в Храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. Валерий Борщев был верующим человеком, более того – лидером христианских демократов. Он верил, что религиозные заповеди православия и демократические ориентиры мирской жизни – верные союзники в защите достоинства каждой человеческой личности.
Проститься с ним пришли люди всех возрастов – в храме в этот день молились за упокой и молодые правозащитники, и зрелые адвокаты, и опытные политики, и известные журналисты. Среди них были, к примеру, главный редактор «Новой газеты» и нобелевский лауреат Дмитрий Муратов, адвокат Михаил Бирюков, член Федерального политкомитета «Яблока», общественник Евгений Бунимович, а также представители «Комитета за гражданские права» (который ранее возглавлял друг и соратник Борщева, правозащитник Андрей Бабушкин, скоропостижно скончавшийся в 2022 году) и бывшие участники Московской Хельсинской группы – старейшей правозащитной организации в РФ, сопредседателем которой был Валерий Борщев и которую Минюст ликвидировал в 2023 году по надуманному поводу.
И, конечно, в храме в этот день собрались десятки соратников Валерия Борщева по «Яблоку». В партию Борщев пришёл на заре её создания – в 1993 году. Председатель Федерального политкомитета «Яблока» Григорий Явлинский потом вспоминал, что воспринял тогда присоединение Борщева как «знак доверия и духовной близости».
За годы в «Яблоке» Валерий Васильевич возглавил Правозащитную фракцию и стал
членом Федерального политкомитета партии, он представлял её в Госдуме, где разработал и, по собственному признанию, «продавил» в 2008 году закон об ОНК – общественные наблюдательные комиссии стали обязательными во всей стране, а их участники смогли посещать СИЗО и колонии, защищая заключённых и их права. Валерий Борщев первым возглавил тогда ОНК Москвы и получил возможность помогать заключённым, до большинства из которых никому не было дела. Эту работу он продолжил затем в качестве члена ОНК Московской области.

Председатель партии «Яблоко» Николай Рыбаков на церемонии прощания с Валерием Борщевым. Фото: пресс-служба партии
Валерий Васильевич не только стоял у истоков «Яблока», но и привил российской политике идею прав человека, сказал на церемонии прощания председатель партии Николай Рыбаков:
«Он понимал: права человека – ни политические, ни социальные, ни религиозные – никогда не будут в нашей стране защищены без глубоких политических изменений.
При этом он всегда находил возможность уделять внимание как глобальным задачам, так и каждому, кто обращался к нему за помощью. Он никогда не забывал о нуждах простых людей, особенно тех, кто остро нуждался в защите, и всего себя без остатка отдавал этому служению. Он привнёс в политику спокойствие, интеллигентность, вежливость и взаимоуважение. Последние годы были для него особенно тяжёлыми, когда стало ясно, что прежний мир ушёл. Он глубоко переживал о том, чтобы мы смогли достичь цели, ради которой все сейчас работают, – чтобы прекратилась гибель людей, чтобы прекратилась стрельба. Этому он отдал свою жизнь. Мы будем делать всё возможное, чтобы дело, которому Валерий Васильевич посвятил свою жизнь, наконец свершилось – чтобы вернулся мир, а во главе всего в нашей стране наконец был человек и его жизнь. Светлая память».
В 1970-е годы Валерий Борщев работал в «Комсомольской правде», был успешным журналистом, но принципиально ушёл – в знак протеста против осуждения редколлегией Александра Солженицына. Он дружил с академиком Андреем Сахаровым. Он участвовал в переговорах с боевиками в Чечне и был добровольным заложником в Буденновске вместе с Сергеем Ковалеёвым и другими депутатами. Он входил во всевозможные комитеты и правозащитные объединения, часто их возглавлял – так, мягко и настойчиво, он каждый день защищал главное, во что верил – ценность человеческой жизни и свободы.
Поэтому многие из пришедших проститься с ним в воскресенье – и бывшие однокурсники, и сегодняшние сотрудники правозащитных НКО, и представители аппарата омбудсменов – говорили о доверии. Тысячи людей рассчитывали на Валерия Борщева за его долгую жизнь, и никто не оставался обделён. Необыкновенный. Бескорыстный. Бесстрашный. Упёртый. Усердный. Благородный. Свободолюбивый. Никогда не разделявший мораль и закон.
Это лишь малая часть слов, которые звучали во время прощания в храме и возле него в адрес Валерия Борщева.

Зампред московского «Яблока» Кирилл Гончаров (в центре) и члены Федерального бюро партии Владимир Дорохов и Андрей Морев на церемонии прощания с Валерием Борщевым. Фото: пресс-служба партии
Юрист Дмитрий Макаров, сопредседатель ликвидированной МХГ вспоминал тот исторический судебный процесс 2023 года, где Валерий Борщев выступал в защиту старейшей правозащитной организации:
«Он говорил тогда (минюсту и прокуратуре – прим.) прямым текстом “вы совершаете грех, вы убиваете уничтожаете десятилетия работы людей одним росчерком пера”. Образ Валерия Борщева во время того выступления – один из самых ярких, которые приходят сейчас. Его тихий, уверенный, настойчивый голос это голос связи нескольких поколений. Он звучал тогда в зале суда и продолжает звучать сегодня как напоминание об ушедшей эпохе, о новом витке подлости и о необходимости стоять за свои ценности. И да, многие его достижения, сегодня искажаются – я имею в виду изменение института ОНК, сути этого института. Но опыт и знания Валерия Васильевича, его пример – остаются с нами. Я уверен, что помимо его вклада как общественного деятеля и политика, как правозащитника, многие запомнят его как человека отзывчивого, жизнерадостного, готового прийти на помощь, сочетающего в себе с одной стороны интеллигентность, с другой – напористость. Он запомнится нам таким»

Председатель Федерального Политического комитета Григорий Явлинский на похоронах Валерия Борщева. Фото: пресс-служба партии
Григорий Явлинский в храме не выступал. Он прощался с близким соратником и дорогим другом молча и тихо. Когда церемония прощания и ритуал отпевания были окончены процессия переместилась на Николо-Архангельское кладбище. Уже там, без камер Григорий Алексеевич признался – Борщев «был рядом во всех трудных и важных делах – спокойный, честный, принципиальный»: «Мы могли спорить, не соглашаться по отдельным вопросам, но всегда знали, что Валерий Васильевич поступит по совести».
«Помню случай из нашей совместной работы в Государственной Думе, – рассказал Григорий Явлинский. – Когда готовилось голосование по вопросу, связанному с известной личностью, многие ждали, что Валерий Васильевич поддержит общую позицию. Но он не стал голосовать. На мой вопрос, почему, он ответил: “Разве не видите, что то, что сейчас происходит, – это не критика, это уже травля. А в травле я не участвую. Против кого бы она ни была”. Этот ответ стал для нас уроком на всю жизнь»
Уход Валерия Борщева – больше, чем личная потеря для его близких и даже для всего «Яблока», речь об утрате, которую переживает сейчас всё правозащитное сообщество, вся страна, заключил Григорий Явлинский: «Нам всем будет не хватать Валерия Васильевича – его мудрости, доброты и неподдельной веры. Мы будем продолжать его благородное дело – дело защиты человека, его жизни и достоинства. Светлая память».

Похороны Валерия Борщева на Николо-Архангельском кладбище. Фото: пресс-служба партии
Всю неделю с момента ухода Валерия Борщева «Яблоко» получает десятки слов соболезнований. Кроме того, соратники Валерия Васильевича публикуют свои воспоминания на личных страницах и в соцсетях региональных отделений. Часть из них в качестве жеста прощания с великим правозащитником, ярким соратником и мудрым наставником «Яблоко» приводит ниже.
Член Федерального политического комитета партии Александр Гнездилов, tg-канал «Гнездилов. Вне течения»:
«Опыт Валерия Борщёва очень важен для нас сегодня – и не только практически, как наследие выдающегося правозащитника, но и ценностно, идейно.
Вот дискуссии последних недель в соцсетях про “сочувствие и понимание”. Но ведь вся политическая жизнь и правозащитная работа Борщёва – и есть лучший ответ на нынешние, говоря словами Высоцкого, “ненужные споры”. Он и себе, и нам всем уже всё доказал и показал. Показал всей своей жизнью, что подлинное милосердие, та самая “милость к падшим”, не противоречит принципам и принципиальным оценкам происходящего, а порождается ими, прорастает из них.
Он был бесконечно добр, но не был “добреньким”, “удобным”, тем, кто готов всё списать, оправдать и закрыть глаза. Никогда! И в этом не было пресловутой “ненависти”, «пены на губах ангела» из расхожей цитаты Померанца – нет, лишь ясное различение добра и зла.
Борщёв любил людей всей душой и именно потому был с ними честен и называл вещи своими именами – ибо верил в лучшее в людях и боролся за это лучшее в них.
Много кто выступает против аморальности в политике. Борщёв шёл дальше – и вот этот его опыт я бы хотел, чтобы мы и запомнили, и сберегли, и передали в будущее:
Борщёв не раз на моей памяти выступал против решений и поступков, которые он называл “имморальными”. Не аморальными, идущими морали вопреки – а имморальными, то есть внеморальными, обходящими мораль, строящими политику помимо неё, вне понятий добра и зла: да, мол, иное нехорошо или даже откровенно плохо – но мы ведь и не соучаствуем в этом сами, не одобряем, а просто живём дальше, работаем с тем, что есть.
Борщёв принципиально не принимал такой имморальной политики. Он был человек и доброты, и совести. Одно и другое были сплавлены воедино. И того, и другого в современной России не хватает фатально. Потому так больно с Борщёвым расставаться.
И ещё. На вечере в “Яблоке” к своему 80-летию в декабре 2022 года, отвечая на вопрос, что мотивировало диссидентов на ежедневную борьбу, Валерий Васильевич сказал, что они добивались права на самоуважение и свободу:
Самоуважение и свобода. Самоуважение и свобода.
Самоуважение и...
Ведь если мы не будем делать политику про идеалы – кто другой станет её делать?»
Фонд «Культура Достоинства» Геннадия Бурбулиса:
«Мы все скорбим о невосполнимой утрате. Уход Валерия Васильевича – это огромная потеря для всего гражданского общества России, для каждого, кто верит в идеалы справедливости, добра и правды.
Валерий Васильевич был воплощением чести, принципиальности и несгибаемой гражданской позиции. Его смелость и внутренняя сила, основанные на гуманизме и достоинстве, служили нравственным ориентиром для всех нас. Он до конца оставался верен своим убеждениям.
Мы благодарны Валерию Васильевичу за его участие в мероприятиях Фонда, за его честность и прямоту, которые он всегда сохранял. Его слова были наполнены силой и убёжденностью, вызывающими глубочайшее уважение.
Разделяя с вами горечь утраты, мы сохраним светлую память о Валерии Васильевиче Борщёве – Человеке с большой буквы, чья жизнь стала примером служения правде и людям.
С глубокой скорбью и уважением»
Член Бюро калининградского регионального отделения «Яблока» Роман Морозов:
«Памяти Валерия Васильевича Борщёва.
Если бы мы сами распоряжались своей жизнью, то какой бы она была?
Воля и Дух даны каждому, но использовать их могут не все, и, если используют, то по-разному.
Валерий Васильевич, несмотря на перипетии судьбы, вынес опыт силы Воли и Духа, а не обиделся на весь белый свет и не разочаровался в людях. Это было его внутренним стержнем, оформленным доверием и уважением к людям. Человеколюбие – вот что он приобрёл и транслировал. Каждое рукопожатие было несознательной передачей теплоты и внутренней веры в человека.
Валерий Васильевич обладал своеобразной практичностью при решении вопросов, ставя задачи, которые направлены в будущее, с верной оценкой настоящего и прошлого. Его целью был человек будущего, который получает жизненный опыт и воспроизводит его в мире и согласии, в уважении, с готовностью не брать и не требовать, а созидать, в том числе писаные правила, которые строятся не на запрете и ограничениях, а на новых подходах и принципах, развивающих человеческое, вытесняя животное, ставя акцент на уважении и достоинстве. Нельзя остаться человеком, если унижаешь другого человека. Спасение души – не только жертвы, но и возможного истязателя или палача, вот сверхзадача, которая ставилась Валерием Васильевичем, что и нашло отражение в его деятельности и нормотворчестве.
Невозможно путём перечисления заслуг описать Валерия Васильевича как человека. Заслуги – лишь одна из сторон его жизни, замеченная обществом. Валерий Васильевич был Человеком и останется ориентиром для других, что и есть самая высокая оценка ему, когда Дух живёт в сердцах тех, кто получил этот заряд энергии созидания со смыслом уважения и достоинства к человеку и его правам.
Светлая память!»
Забайкальское региональное отделение «Яблока»:
«Забайкальское региональное отделение партии яблоко приносит свои соболезнования в связи с уходом из жизни Валерия борщева. Это был смелый и преданный своему делу человек светлая ему память!»
Новгородское региональное отделение «Яблока»:
Валерий Борщёв всю жизнь помогал, защищал, отстаивал права людей. В его биографии отразилась история нашей страны с её драматическими и порой трагическими событиями
Жизнь Борщёва – это сценарий для полнометражного остросюжетного фильма, где будут невероятные личные повороты – от журналиста «Комсомольской правды», пожарного в театре на Таганке, депутата Госдумы, и повороты, которая делала страна, – от сталинизма к оттепели, от позднесоветских репрессий к перестройке, к жестоким войнам и терактам новой России и в конце концов к сегодняшнему дню со стремительным откатом в прошлое.
А ещё Валерий Борщёв – это чувство юмора и стиль. Время стиляг пришлось на его юность, и он был одним из тех молодых людей, которые носили причёску «кок» и яркую одежду. Он никогда не впадал в уныние и всегда был «в образе»: фирменный красный галстук Борщёва помнят все, кто хотя бы раз с ним встречался.
В фильме Валерий Васильевич говорит:
"Свет в тоннеле есть. Эта власть зашла в тупик, она обанкротится, она нежизнеспособна, это очевидно. Она держится только на насилии. Это долго продлится не может. Ее крах неизбежен." И эти слова сегодня заучат как его завещание.
Зампред московского «Яблока» Кирилл Гончаров:
«Умер Валерий Васильевич Борщёв. Была долгая и тяжелая болезнь, но он до последнего вел активный образ жизни, иногда даже посещал мероприятия, всегда интересовался происходящими событиями, в общем – жил.
В 1974 работал в Комсомольский правде, но ушел оттуда в знак протеста против осуждения редколлегией Александра Солженицына.
В 1978 вышел из КПСС, на 12 лет раньше, чем это стало общим местом.
Буквально бросив профессию, на которую учился в МГУ и порвав с государственной системой устроился пожарным в театре на Таганке, но был свободен морально, для человека его склада характера - это наивысшая ценность. А дальше – перестройка, 90-ые, “Яблоко”.
В партии он был лидером христианско-демократического направления, а в нулевые и десятые еще и правозащитного. Четко знал и видел – куда идет государство. Он это уже проходил.
Общение с ним – удовольствие. Очень чуткий и мягкий, всегда вежлив и спокоен.
Валерий Васильевич – спасибо вам за всё. Прощайте».
О ком статья?
Член Федерального политкомитета партии (2012-2025). Сопредседатель Правозащитной фракции (2006-2025). Сопредседатель Московской Хельсинкской группы (2019-2025)
