25 декабря Мосгорсуд рассмотрел апелляцию на арест зампреда «Яблока» Максима Круглова, который обвиняется в распространении «фейков» об армии и находится в СИЗО с 2 октября. Защита не в первый раз категорично настаивала: нет никаких оснований для ареста, следствие допускает критичные ошибки и не может обосновать своё регулярное требование оставить Круглова в изоляторе. Прокурор возражал: оснований для изменения меры пресечения нет. Сам Максим Круглов в этом заседании выбрал выступить с речью, посвящённой судебной системе.
За его выступлением следили друзья и коллеги из «Яблока» во главе с председателем Николаем Рыбаковым – все они приехали в суд, несмотря на то, что Максим присутствовал на заседании по видеосвязи из СИЗО-2 (Бутырка).

Максим Круглов на заседании Мосгорсуда 25 декабря 2025 года
Ниже мы публикуем текст выступления Максима Круглова полностью:
«Я хотел бы сказать большое спасибо всем, кто пришёл меня поддержать.
По сути, вопросы, которые мы сегодня рассматриваем, нет смысла – я не вижу большого смысла – обсуждать долго и подробно. Мне кажется, что будучи взрослыми людьми, мы примерно понимаем, чем закончится сегодняшнее заседание. К сожалению, находясь в этих стенах уже практически три месяца, я понял, что зловещая аббревиатура “БЗ” стала для арестантов абсолютно безальтернативной реальностью. Она расшифровывается как “без изменений” – её каждый день слышу я, мои сокамерники и другие заключённые.
Мы понимаем, что вопрос меры пресечения, в принципе, находится в руках следователя. Может быть, я ошибаюсь, я надеюсь ошибаться, но вот это умозрительное знание, которое у меня было на воле, здесь трансформируется в знание достаточно конкретное.
Скажем правду дипломатично: не в традициях нашей судебной системы возражать следствию, какие бы, на мой взгляд, абсурдные и нелепые обоснования следователя не были аргументированы в [пользу] предлагаемой им меры пресечения.
На мой взгляд, нет никакого смысла говорить по сути. С другой стороны – все мы люди, и какое-то ощущение ожидания и надежды на предновогоднее чудо не может во мне не жить. И поэтому, учитывая эту надежду, на случай, если вдруг суд рассматривает для себя возможность поступить сегодня как-то нетипично, не в рамках формальных правил функционирования системы, то я скажу, что не собираюсь скрываться от следствия – у меня есть квартира, в которой я могу отбывать, например, домашний арест. Мне вменяется в вину пост в интернете от 2022-го года, от апреля, если я не ошибаюсь. То есть, пост, по мнению следователя, написан 3,5 года назад.Мне не вменяется ни убийство, ни мошенничество, ни взяточничество, ни насилие, а пост, который 3,5 года ни у кого не вызывал никаких вопросов, никто не считал это угрозой против государственной безопасности, преступлением против государства и так далее. Сейчас считают. И я понимаю, что перед выборами в Государственную Думу я как заместитель председателя партии “Яблоко” не могу, по мнению системы, быть на свободе. Ведь партия выступает и за соглашение о прекращении огня, и за мир. Но это политическая история. Скоро выборы в Госдуму, и значит, по каким-то причинам надо, чтобы я находился в этих местах.
Однако, при этом будем справедливы и отметим, что судебная система не осуществляет какого-то избирательного правосудия. Здесь действительно все равны и ко всем примерно одинаковое отношение. Политическое дело, не политическое – всегда без изменений, всегда продление [меры пресечения], если следователь и прокурор выступают с подобным ходатайством. В принципе, принимая всю эту подоплёку, мне кажется, что достаточно очевидно – держать человека в тюрьме за мирную, гуманистическую запись в интернете, не имеет никакого смысла, и противоречит, в принципе, соображениям гуманности, правосудия и даже здравого смысла.
Но будучи политологом, преподавателем, в принципе, человеком, интересующимся российской историей, мне более-менее понятно, что происходит, почему происходит. Поэтому я думаю, что мы будем ждать решения уважаемого суда. И я желаю вам всем, особенно тем, кто пришёл сегодня, хороших праздников и поздравляю С Новым годом и Рождеством»
Суд совещался около десяти минут. Результат, как и предполагал Максим Круглов, оказался БЗ. Судья Наталья Боева объявила, что оснований для изменения меры пресечения или отмены её вовсе – нет.

Коллеги и друзья Максима Круглова в перерыве могли махать ему и жестами передавать привет (звук из зала был отключен)
Максим, даже по нынешнему российскому законодательству, не совершил никакого преступления, однако следствие считает – совершил, но ненасильственное, объяснил после заседания председатель «Яблока» Николай Рыбаков:
«И за ненасильственное преступление, за пост в социальных сетях, человек должен сидеть в Бутырке? Почему нельзя было дать человеку возможность провести Новый год дома с мамой и сестрой, изменив меру пресечения на более гуманную? После реформы Александра II в судах в России была надпись – “Правда и милость да царствуют в судах”. К сожалению, очень часто сегодня в российских судах люди не могут ни доказать правду, ни рассчитывать на милость. Как и Максим сегодня»
«Яблоко» продолжит всеми возможными законными способами бороться за свободу Максима Круглова и других членов партии, подвергающихся незаконному уголовному преследованию, подчеркнул Николай Рыбаков.
Напомним, позиция «Яблока» по вопросу ареста и предъявленных обвинений Максиму Круглову объявлена Федеральным бюро партии: «Преследование Круглова – очередной удар по всем тем в России, кто сохраняет собственное мнение и открыто выступает за мир. Партия “Яблоко” требует немедленного освобождения Максима Круглова и прекращения уголовного дела против него»
О ком статья?
Заместитель председателя партии, член федерального Бюро, заместитель председателя московского отделения. Руководитель фракции партии в Московской городской Думе (2019-2024). Кандидат политических наук
