31 января 2014
Пресс-релиз

В «ЯБЛОКЕ» прошел семинар «Полиция и иностранные граждане»

В «ЯБЛОКЕ» прошел семинар, посвященный работе полиции с иностранными гражданами. Мероприятие провел правозащитник, член партии «ЯБЛОКО», председатель комитета «За гражданские права» Андрей Бабушкин. Мероприятие прошло в рамках работы Комитета противодействия ксенофобии. 

Андрей Бабушкин

Андрей Бабушкин разъяснил присутствующим специфику работы полиции с иностранными гражданами – законность их задержания, проверку документов и правила депортации. В России депортации подлежат граждане, срок проживания которых сокращен, если аннулирован вид на жительство (в том числе на временное проживание), граждане, в отношении которых принято решение «нежелательности пребывания на территории РФ».

Решения о депортации принимает начальник территориального органа ФМС. Именно через эту структуру решается судьба иностранных граждан –¬ ни полиция, ни другие органы не могут обойти ФМС для решения всех вопросов, связанных с их проживанием на территории РФ.

«Решение о депортации принимается в трехдневный срок, иностранный гражданин должен получить копию решения о его депортации. Дело, которое заводится на иностранного гражданина, называется учетное дело, в него заносятся все материалы, в том числе заявление о его выдворении», – рассказал Бабушкин.

Срок хранения таких дел составляет 10 лет. И если раньше для получения информации о гражданах, депортированных на родину более 10 лет назад, можно было получить при помощи выписки из журнала, срок хранения которого составлял 25 лет, то сегодня это практику прекратили.

Информацию о депортации гражданина ФМС обязана отправить в Министерство иностранных дел и в ту организацию, которая пригласила гражданина. Представители ФМС также сопровождают иностранного гражданина в суд. «Представитель ФМС должен присутствовать на подобных заседаниях», – пояснил правозащитник.

Решение суда должно передаваться в МИД, но, по словам Бабушкина, «эта практика не срабатывает».

Среди тех, кто не может попадать под депортацию, граждане, которым отказано в признании статуса беженца. «Но здесь есть «лазейка». Оказывается, можно согласовать с МИДом депортацию человека на родину даже если он утверждает, что возвращение угрожает его жизни, МИД при этом может утверждать, что в его стране все спокойно», – сказал правозащитник. «Если у человека нет средств на получение визы, то условно, она оформляется за счет бюджетных средств», – добавил он.

При административном нарушении, связанном с миграционным учетом, сотрудник МВД обязан составить рапорт, протокол о доставлении, протокол административного задержания и незамедлительно передать материалы в органы ФМС для рассмотрения. «Самостоятельно рассмотреть это дело сотрудник полиции не имеет право», – заявил правозащитник.

Кроме того, в административном кодексе отсутствует понятие «подозрения на административное правонарушение». «Подозревать можно сколько угодно, это не имеет каких-либо правовых основ», – сказал Бабушкин.

Отдельно правозащитник остановился на самом процессе задержания, проверять личность задержанного приходится по нескольким базам. «К сожалению, до сих пор не существует единой базы данных, что доставляет дополнительные неудобства», – отметил Бабушкин.

Как показывает практика, рассмотрение дел затягивается Мосгорсудом иногда до нескольких месяцев. Но при этом, отметил правозащитник, есть примеры, когда Мосгорсуд отменял решения о депортации.

В конце доклада Андрей Бабушкин отметил наиболее важные моменты при работе полиции с иностранными гражданами. Среди них: процесс соблюдения закона при первичной проверки документов граждан, присутствие при подписании документов переводчика (часто задержанные подписывают материалы, не понимая, что в них) и размещение важной информации на иностранных языках. Он отметил, что комитет «За гражданские права» работает над продвижениями этих инициатив.


Статьи по теме: Комитет противодействия ксенофобии


Все статьи по теме: Комитет противодействия ксенофобии