25 марта 2015
Пресс-релиз

В «ЯБЛОКЕ» обсудили проблемы обучения и адаптации детей мигрантов в московских школах

Вчера в офисе партии «ЯБЛОКО» прошел круглый стол «Обучение и социализация детей мигрантов в образовательных организациях города Москвы». Итогом мероприятия стало обсуждение проекта резолюции по разработке новых образовательных стандартов, создающих безбарьерную среду для всех нуждающихся в получении качественного образования.

В мероприятии приняли участие секретарь Политкомитета партии «ЯБЛОКО», профессор Галина Михалева, заместитель Гендерной фракции «ЯБЛОКО» Ольга Радаева, директор центра миграционных исследований Дмитрий Полетаев, директор Центра адаптации и обучению детей беженцев Екатерина Кокорина, президент межрегионального узбекского землячества «Ватандош» Усман Баратов и другие. Модератором выступил заместитель председателя Московского «ЯБЛОКА», муниципальный депутат Григорий Семенов.

В столице постоянно проживают тысячи детей из семей мигрантов. По закону, все они имеют право посещать школу и получать полноценное среднее образование. Такую гарантию дает ст. 43 Конституции РФ. На практике ситуация совершенно иная.

Открывая мероприятие, Григорий Семенов отметил, что образование в нашей стране является одновременно и правом и обязанностью. «Образование — это не бонус, это один из тех столпов, на котором зиждется наше общество, человек образованный – это благо для общества», – сказал он.

«Проблемы детей мигрантов решаются, в том числе, и реформами законодательства», – отметил Семенов.

Галина Михалева сказала, что проблема обучения детей мигрантов не исключительно российская проблема, в любой стране миграция – это признак глобализации. Задача тех стран, куда приезжают беженцы и мигранты, находящиеся вне контекста культуры и стремящиеся улучшить свою жизнь или обезопасить детей, решить вопрос механизма интеграции. «В России об этом никогда не думали, не рассчитывали, к мигрантам относятся как к людям второго сорта, к их детям еще хуже», – отметила она.

Согласно официальной статистике, каждый год 17 млн человек приезжают в Россию, 2 млн 759 тысяч из них работают (данные ФМС).

«Нам пытаются преподнести эту проблему как что-то новое, но существуют успешные мировые практики, механизмы интеграции уже разработаны, и их можно использовать, – сказала Михалева, – Везде есть понимание того, что проблему надо решать на государственном уровне».

Михалева пояснила, что адаптация к культуре происходит через обучение детей и родителей, дополнительных языковых курсов в школах, знакомство с культурой.

Екатерина Кокорина рассказала о проекте обучения и адаптации детей-беженцев. Главная проблема: московские школы не принимают детей приезжих в московские школы из-за отсутствия документов. При этом, согласно новому закону министерства образования, который определяет процедуру приема детей в школу, в интернет-заявке необходимо внести данные о регистрации. У детей в результате нет никакой возможности обучаться.

По мнению специалиста, для глубокого понимания проблемы необходимо проводить социологические исследования. Также она заявила о необходимости обжаловать приказ министерства образования, но для этого необходим конкретный заявитель (родитель).

Усман Баратов отметил, что приток людей, не владеющих русским языком, в России увеличился. «В школе дети не могут идти наравне с остальными, из-за этого страдает весь класс», – сказал он. По мнению Баратова, в школах необходимо проводить дополнительные занятия по русскому языку для приезжих учеников.

Ольга Радаева считает, что необходимо действовать сообща: «Мы должны связываться с зарубежными экспертами, анализировать опыт их стран, как позитивный, так и негативный».

Она привела в пример обучение детей-мигрантов в Великобритании, где воспитывают чувство толерантности по отношению к людям других культур. «У нас этого нет и не было. Видимо, надо властям давать практические намеки, иначе ситуация будет усугубляться», – заключила она.

Дмитрий Полетаев представил исследование, созданное на основе глубинных интервью с директорами школ, по проблемам обучения детей-мигрантов.

По статистике, около 14 % женщин приезжают в Россию с детьми. Дети мигрантов получают доступ к обучению в последнюю очередь, места распределяются между детьми москвичей и россиянами из других регионов.

Он отметил, что ученики, которые обучались в российских школах, а потом возвращаются назад —это проводники российской культуры на родине. «Это создание лояльности, в других странах программы лояльности стоят больших денег», – сказал он.

В конце мероприятия участники обсудили проект резолюции для Департамента образования Москвы и других ведомств. В ней участники предлагают выработать новые образовательные стандарты, создающих безбарьерную среду для всех нуждающихся в получении качественного образования.


Статьи по теме: Межнациональные отношения


Все статьи по теме: Межнациональные отношения