25 ноября Замоскворецкий суд Москвы продлил арест зампреда «Яблока» Максима Круглова на месяц – до 29 декабря. Выступая в суде, защита Круглова подчёркивала – у следствия не только нет ни одного аргумента в пользу ареста, но и в принципе нет повода преследовать политика. Более того, материалы дела составлены небрежно, в них допущены грубые ошибки, а аргументы в пользу ареста не укладываются в нормы УПК.

Максим Круглов на заседании 25 ноября 2025 года. Фото: пресс-служба партии
Заседания Замоскворецкого суда Москвы продолжаются в здании Перовского райсуда (в столице проходят масштабные ремонтные работы судебных помещений). Из-за этого и ранее распространённые накладки по времени заседаний и логистике доставки фигурантов на процессы только усугубились. Так, назначенное на 12 часов заседание по вопросу продления меры пресечения Максиму Круглову, началось во вторник с четырёхчасовым опозданием. Никто из десятков друзей, коллег и родных Круглова, впрочем не разошёлся – все ждали короткой встречи, ведь Максим должен был присутствовать на заседании лично.
Напомним, он лишён свободы с 1 октября и официально арестован с 2 октября по обвинению в публичном распространении «фейков» об армии (ст. 207.3 УК РФ). Это обвинение не имеет под собой никаких реальных оснований и является частью политического давления на независимые голоса, уверены в «Яблоке».
Поддержать Максима Круглова в суд в частности приезжали члены федерального Бюро Владимир Дорохов и Андрей Морев, председатель Московского «Яблока» Кирилл Гончаров и зампред отделения Юрий Шейн. Председатель партии Николай Рыбаков передал суду личное поручительство за Круглова – в этот раз присутствовать лично лидер «Яблока» не смог, так как присутствовал на другом заседании суда – в Рязани. Там суд тоже продлевал меру пресечения члену «Яблока», лидеру рязанского отделения Константину Смирнову.
Когда суд в Москве всё же начался и в зал пустили журналистов, родственников Круглова и большинство его соратников, слово взяла представительница следствия. Она требовала продлить арест – на месяц, до 29 декабря – и объясняла это следующими аргументами: Круглов якобы может скрыться от следствия и даже покинуть РФ, так как имеет загранпаспорт и открытую Шенгенскую визу; он совершил «тяжёлое преступление против власти и безопасности»; он «неоднократно демонстрировал пренебрежение действующей власти».
Эти доводы коротко поддержала прокурор, после чего выступила уже сторона защиты.
Адвокат Наталия Тихонова начала с главного – в ходатайстве следствия ни разу не упоминаются законные причины для продления меры пресечения:
«Мы не услышали, какие именно следственные действия необходимо произвести с Кругловым в ближайший месяц и почему их нельзя было произвести ранее. Уголовно-процессуальный закон содержит три причины для избрания меры пресечения: человек может скрыться, продолжит заниматься преступной деятельностью либо будет препятствовать производству по делу. Ни одного факта, которые бы подтверждали хотя бы одну из законных причин для содержания его в СИЗО, следствие не приводит»
Так, Максим Круглов не только никогда не скрывался от следствия, но и ни разу не был адресатом повестки СК с момента возбуждения уголовного дела, подчеркнула адвокат. Его попросту не вызывали на беседу или допрос, его задержали и сразу арестовали, объясняя необходимость СИЗО гипотетическими попытками Круглова скрыться. То есть следствие делает предположение и использует его как причину для фактического лишения человека свободы.
Кроме того, у Максима Круглова пожилая мать и младшая сестра, заботу о которых – в том числе и финансовую – он брал на себя, пока работал. Теперь такой возможности получить поддержку у родных нет.
«Прямые и устойчивые социальные связи Максима Сергеевича не позволяют говорить о том, что он попытается скрыться, – продолжала Наталия Тихонова. – Кроме того, он давал следствию подробные показания и никаким образом не препятствовал производству. У него были изъяты все технические средства, они все сейчас в распоряжении следствия – и это тоже говорит о том, что он не сможет в дальнейшем заниматься деятельностью, которую следствие вменяет ему в качестве вины и которая не является какими-то насильственными действиями»
Основания для избрания какой-то меры пресечения в принципе и продления этой меры отсутствуют, сказала адвокат и перечислила: Круглов ранее не судим, имеет учёную степень кандидата политических наук, положительно характеризуется коллегами, соседями и избирателями, пользуется их уважением. Затем Наталия Тихонова в подтверждение своих слов зачитала суду порядка десяти характеристик: от бывших коллег Круглова по Мосгордуме (депутатов других политических фракций), избирателей-москвичей и, конечно, соратников по «Яблоку». От последних суду были переданы и десять личных поручительств.
Адвокат Сергей Бадамшин в свою очередь заметил, что следствие продолжает допускать грубые ошибки в элементарном документообороте: ходатайствует о продлении меры по делу, фигурантом которого Максим Круглов не является (в материалах следствия дана ссылка на номер дела, не имеющего отношения к Максиму Круглову). Напомним, защита и ранее указывала на «чудовищное количество ошибок» и «небрежность» следствия: в материалах дела говорится, что Круглову вменяется публичное распространение «фейков» в соцсети ещё в 2020 году, хотя на тот момент подобной статьи УК ещё не существовало; там же говорится, что Круглов обвиняется «в коррупционном преступлении», что на самом деле прямая ложь.
Максим Круглов тоже имел возможность выступить. Он рассказал, что за два месяца в заключении с ним не проведено никаких следственных действий. Аргумент следствия о наличии у него загранпаспорта и визы политик раскритиковал: паспорт с визой давно изъят самим следствием, доступа к документу у Круглова нет. Тезис о том, что политик якобы неоднократно демонстрировал пренебрежение к власти, Круглов тоже отверг. Он напомнил, что суть легальной политической работы состоит в предоставлении обществу альтернативных точек зрения на ту или иную проблему, ситуацию или явление.
«Это незамысловатое, совершенно не сложное дело, в котором следствие могло разобраться за два месяца, – сказал Круглов. – Если следствию не хватило этого времени, то я хотел бы дожидаться окончания расследования дома»
Так, Максим Круглов просил суд избрать ему меру пресечения в виде домашнего ареста, а его адвокаты – отменить меру пресечения вовсе.
Тем не менее, судья Александр Белик после отсутствия в совещательной комнате около 15 минут согласился со следствием и вынес решение о продлении ареста Максима Круглова – до 29 декабря 2025 года.
Лидер «Яблока» Николай Рыбаков по итогам двух заседаний 25 ноября – в Москве и в Рязани проводит параллель между преследованиями соратников – Максима Круглова и Константина Смирнова:
«Если не вдаваться в детали, события развиваются одинаково. Никаких следственных действий не происходит. Наши товарищи просто сидят. От суда до суда»
Рыбаков подчёркивает, что и в том, и в другом деле следствие участвует в заседаниях с одним лишь аргументом «так надо», который не имеет к праву никакого отношения. Именно «так надо» теперь повод (по мнению следствия) для продления арестов. «Адвокаты выдают один за другим аргументы, что оснований для самой серьезной меры пресечения, как для убийц, у наших коллег нет. Что по закону – максимум домашний арест. Никаких ответов от следствия и прокуратуры нет. Итог – СИЗО», – резюмирует Николай Рыбаков.
О ком статья?
Заместитель председателя партии, член федерального Бюро, заместитель председателя московского отделения. Руководитель фракции партии в Московской городской Думе (2019-2024). Кандидат политических наук
