Лидер «Яблока» в Татарстане Руслан Зинатуллин просит Конституционный суд РФ (КС) вынести отдельное Постановление, которое сделало бы невозможным привлечение к ответственности участников уличных акций за использование плакатов, которые кажутся полиции не соответствующими заявленной теме акции.
Поводом для обращение в КС стал штраф в 250 тыс. рублей, который Зинатуллин получил за то, что пришел на пикет за свободу прессы с плакатом в поддержку арестованного главреда рязанского издания «Вид Сбоку» Константина Смирнова.

Руслан Зинатуллин 1 февраля 2025 года. Фото: Татарстанское «Яблоко»
Плакат, с которым Руслан Зинатуллин 1 февраля 2025 года вышел в парк имени Карима Тинчурина в Казани, гласил: «Константин Смирнов – журналист, а не преступник». Таким образом Зинатуллин публично поддержал коллегу – лидера «Яблока» в Рязани и главного редактора регионального СМИ «Рязань. Вид сбоку» Константина Смирнова, арестованного по сфабрикованному обвинению в вымогательстве. Константин до сих пор содержится в СИЗО, его преследуют за активную борьбу с муниципальной реформой в регионе. Подробнее о его деле можно прочитать здесь.
Пикет, в котором участвовал Руслан Зинатуллин и другие активисты «Яблока» был согласован и проходил под лозунгом «За свободу слова и прессы!», никаких вопросов у властей или полиции к собравшимся во время проведения акции не было. Однако через несколько дней на лидера Татарстанского «Яблока» был составлен протокол по статье о нарушении правил проведения публичных мероприятий (ст.20.2 КоАП). Затем Зинатуллина оштрафовали на 250 тыс. рублей. Обвинение в суде привело аргументы о том, что содержание плаката «не соответствовало заявленной теме» акции.
В апреле 2025 года Руслан Зинатуллин обжаловал назначение штрафа в Верховный суд Республики Татарстан, но тот согласился с позицией обвинения. Тогда Зинатуллин подал жалобу в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, но в июле того же года суд оставил жалобу без удовлетворения. Тогда лидер Татарстанского «Яблока» обратился в Верховный суд России, но и там жалоба была оставлена без удовлетворения – в октябре прошлого года.
Все этапы обжалования несправедливого судебного решения были пройдены, и Руслан Зинатуллин направил жалобу в Конституционный суд. В документе оспаривается не назначенный штраф, но сама норма, применение которой сделало преследование возможным: Руслан Зинатуллин просит КС признать несоответствие закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» Конституции РФ.
В Определении от 26 ноября 2018 г. № 3089-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Просанова Игоря Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 и пунктом 2 части 3 статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» Конституционный Суд указал на следующее:
В жалобе Зинатуллин напоминает КС о его собственном определении от 2018 года (№ 3089-О). Тогда КС указывал, что закон «О митингах» развивает и конкретизирует ст. 31 Конституции (она гарантирует гражданам право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование).
Согласно тексту определения КС (со ссылкой на «митинговое» законодательство), участники публичного мероприятия имеют право использовать «различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещённые законодательством РФ». Использование запрещённой символики и агитации будет считаться нарушением порядка.
«Данное правовое регулирование не может рассматриваться как позволяющее признавать используемые участником публичного мероприятия символику и иные средства публичного выражения индивидуального мнения запрещенными законодательством РФ исключительно ввиду их несоответствия целям публичного мероприятия и, следовательно, само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя», – определил в 2018 году КС.
Ниже в тексте жалобы Руслан Зинатуллин буквально расшифровывает КС его собственную позицию: признавать нарушающими законодательство РФ можно только действия организаторов или участников митинга или пикета, когда те ведут себя деструктивно – намереваются совершить или, более того, совершают какие-либо действия, угрожающие общественному порядку.
Текст плаката в поддержку Константина Смирнова не только не нарушал законы России, он также не содержал экстремистских, оскорбительных, клеветнических или непристойных элементов, в нём отсутствовали также призывы к нарушению закона.
«Признание текста этого плаката не соответствующим регламенту публичного мероприятия – то есть не соответствующим его заявленной цели – как видно из судебных решений, основывается на чисто субъективном мнении судей. Экспертиза по делу не проводилась, мнения специалистов также отсутствуют», – подчёркивает в жалобе Руслан Зинатуллин.
Фактически это значит, что вопреки правовой позиции КС, лидера Татарстанского «Яблока» привлекли к ответственности только на основании признания (судом) плаката как не соответствующего целям пикета. То есть плакат в защиту журналиста и главного редактора крупного СМИ признали не соответствующим тематике пикета «За свободу слова и прессы!».
В жалобе Руслан Зинатуллин также указывает, что во всех судах (начиная с апелляции в ВС Республики Татарстан) ссылался на позицию КС от 2018 года, но суды планомерно игнорировали этот довод. Из этого следует сделать вывод, что «правовая позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в указанном определении, не является источником права для судов общей юрисдикции». Для её закрепления требуется принятие именно Постановления Конституционного Суда РФ. Об этом и просит КС Руслан Зинатуллин – вынести постановление, игнорировать которое нижестоящие суды не смогут.
Он ещё раз напоминает, что получил штраф только за субъективную оценку его плаката, что никакой общественной опасности плакат и пикет в целом не представляли, а также о том, что всё это едва ли соответствует ст.31 Конституции России.
На основании вышеуказанного он просит КС:
признать п.2 ч.2 ст.6 и п.2 ч.3 ст.6 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» во взаимосвязи с ч.8 ст.20.2 КоАП не соответствующими Конституции РФ, так как эти нормы «позволяют привлекать участника согласованного публичного мероприятия к административной ответственности за использование во время этого публичного мероприятия символики и иных средств публичного выражения индивидуального мнения исключительно ввиду их несоответствия целям публичного мероприятия»;
признать необходимость пересмотра судебных решений и постановлений, вынесенных по настоящему делу.
Отметим, что если жалоба Руслана Зинатуллина будет принята к рассмотрению, КС может вынести постановление, в котором ещё раз должен будет озвучить свою позицию (о недопустимости субъективной оценки) из определения 2018 года. Это в дальнейшем может повлиять как на пересмотр решения о штрафе Руслана Зинатуллина, так и на тысячи административных дел за якобы незаконное участие в митингах и пикетах по всей стране.
О ком статья?
Член федерального Бюро партии, председатель регионального отделения партии в Татарстане
