6 сентября 2023
Пресс-релиз

«Вся моя борьба за правду была не ради ее торжества. Она была ради мира». Суд огласит приговор журналисту Михаилу Афанасьеву

7 сентября в Абаканском городском суде состоится оглашение приговора по уголовному делу в отношении журналиста «Нового Фокуса» и члена «Яблока» Михаила Афанасьева. Прокурор запросил журналисту 6 лет колонии по статье о распространении «фейков об армии» (п. «а» ч. 2 ст. 207.3 УК РФ). Председатель «Яблока» Николай Рыбаков прилетит в Хакасию на оглашение приговора, чтобы поддержать Афанасьева. Заседание начнется в 10:00 по местному времени (6:00 мск).

Публикуем письмо, которое Михаил Афанасьев написал членам Чувашского «Яблока». В нем журналист, вспоминает о детстве и отношению к миру, а также делится самыми сокровенными чувствами – любовью к пятерым своим детям, тревогой за них и чувством долга родителя.

Здравствуйте, дорогие «яблочники»!

Всегда очень радуюсь новыми письмам от единомышленников. Тем более, из такого замечательного города как Чебоксары.

Хочу подарить вам символ добра и исполнения желаний. Это божья коровка, и, если очень сильно захотеть, она выполнит доброе желание. Я уже свое загадал, чтобы вы мне обязательно писали.

У меня дела как они могут быть в подобных заведениях. Невероятная тоска и тревога за своих детей во всем этом страшнейшем шорохе воинственности и запредельной ненависти. Я родился и жил первые 15 лет жизни еще при СССР, и в те времена очень нагонялся страх перед войной и американцами, вынашивающими планы по захвату нашей родины.

Но вместе с тем очень сильно было движение за мир. Проходили специальные уроки мира, где мы вырезали голубей мира, пели песни «пусть всегда будет солнце», и это, пожалуй, был единственный урок, где нам, детям, предлагалось рассуждать на тему мира. Мы высказывались, почему мир так необходим, обсуждали как хорошо бы жили люди без угрозы войны.

И прекрасно помню, как рассуждали на эту тему уже после уроков, даже когда просто гуляли. Мир для меня — самое ценное. Как для каждого человека. Как для человечества в целом. Несмотря на всю воинственность и страх, как-то в воздухе ощущался поиск, эдакое зондированное стран на пути к миру. Наставив все эти ракеты друг другу в лоб, мировые лидеры словно поняли, что дальше — все. И не понимая, что делать дальше, застряли в этом состоянии.

Если помните, тогда дали дорогу детям. Было опубликовано в советских СМИ письмо 10-летней школьницы из США Саманты Смит, и девчушка по-детски прямо и добродушно спросила тогдашнего лидера СССР Юрия Андропова, зачем он хочет захватить ее родину и начать войну, ведь «Бог создал мир, чтобы мы жили вместе и заботились о нем, а не завоевывали его». Ее письмо обсуждалось на наших этих «уроках мира», и мы, напуганные планами американцев советские дети, вдруг узнали, что американские дети тоже боятся войны и переживают за свою родину.

Дети начали ездить друг к другу. А в 1989 году я вышел во двор у себя в Абакане, и там обсуждали американских сверстников. Это было сродни встрече с инопланетянами (существование которых тогда тоже широко обсуждалось в советском обществе). Оказалось, по обмену приехали американские дети в семьи в нашем и домах рядом.

С детьми наших заокеанских врагов мы играли в футбол, ходили на дискотеки и поняли, что они, в общем-то, такие, как и мы. Очень хорошие, добрые и хотят только мира, да дружить с нами. Мы тогда не просто не говорили о том, что возможна война. Мы просто забыли об этом. Какая еще война с парнем, которым мы шли вместе на дискотеку? Мы бы с ним сами кому угодно вломили за попытку нас ненавидеть друг друга.

Со своих ранних лет я знаю, как одновременно тяжело невероятно и в то же время легко достичь мира. И какая высокая цена человеческих жизней. Которые могли не убивать друг друга. А вместе играть в футбол, ходить на дискотеки, делиться друг с другом переживаниями от первой любви, победами и поражениями в своих делах и жизни. И кто бы тогда, 32 года назад, сказал мне, что призывы к миру будут приравнены к преступлению.

А в моей статье в защиту своих сограждан разглядят покушение на войну и за это отправят в тюрьму, отнимут жилье у моей семьи, будут издеваться над моей супругой и детьми. Я бы просто отшатнулся от такого человека как от заразного. Я не знаю, как все нынче происходящее закончится. Но такого в нашей многострадальной стране, потерявшей миллионы жизней, молодых жизней, никогда не должно повториться.

В журналистике я 26 лет, 16 из них меня судят, бьют, держат в тюрьме. Каждый раз, когда я трясся от страха, слушая очередной приговор, открывал глаза в луже собственной крови после нападения ими просыпался в тюрьме, я каждый раз задаю вселенной вопрос: за что? Ведь это всего лишь журналистское слово в защиту другого человека. Слово на страже правды. Они просто боятся правды — думал я. А значит, надо ради правды стоять вопреки всему. Это человек, и он имеет право требовать справедливости. А я журналист, он ближний мой, и дело моей жизни пером заступаться за него.

Нам пытаются закрыть рот, чтобы мы не говорили правду, а потому наш гражданский долг защищать свое право говорить о пороках и заступаться друг за друга словом. Иначе мы не можем заниматься обществом.

А недавно меня привезли на очередное заседание суда, и в зале сидели трое моих старших детей. Мне же «охранка» сделала все, чтобы я их не видел, только спустя год мельком удалось повидаться в коридоре. А тут сразу трое. Я смотрю на них сквозь эту клетку, не могу налюбоваться. А они каждый как понимает старается меня поддержать. Старший Данил (16 лет) подмигивает многозначительно, средний Иван (13 лет) улыбается, борясь со слезами, дочь София (11 лет) копирует, как я держу руки, и дразнит меня. Мы просто улетели с моими малышами и из зала суда, и вообще, всей этой гнетущей реальности.

И вдруг я понял наиважнейшую вещь.

Нет, не ради правды была моя карьера, не ради ее торжества боролся я с пороком и язвами на теле общества. Перед мной сидели три мои правды, все они моего производства, кровь и плоть моя. Весь мой смысл жизни, все мои чаяния, надежды и мечты о доброй памяти о себе. Но вся моя борьба за правду была не ради ее торжества. Она была ради мира. Мира! Где все мои правды в моих детях (всего у меня их пять), как и все правды на Земле могли бы мирно сосуществовать, дружить, любить, реализовывать себя, помогать друг другу и всему, чему считают важным (от братьев меньших до голодающих в Африке). И это долг любого отца, любого родителя бороться за жизнь своих детей и продолжение рода.

А это возможно только под мирным небом. Только в мире между всеми народами, где матери плачут на одном языке. А долг отцов, святая обязанность находить общий язык ради мира для своих потомков, потому что только в мире и безопасности отцы могут исполнить свое предназначение — обеспечивать выживаемость и продолжение своего рода. Жизнь своего потомства.

Мне сейчас нелегко, друзья мои, справедливость для таких как я, исключена. По крайней мере, пока требования политической повестки дня те, что мы видим. Но как сказал наш знаменитый однопартиец, нобелевский лауреат Дмитрий Андреевич Муратов, весь этот шорох показал нам главное — мы — люди. А люди хотят мира и бороться за него, даже когда этого сразу не понимают.

Обнимаю вас, дорогие мои, и буду очень надеяться на ответ. Тем, кто в застенках, это очень важно. Очень жду.


Статьи по теме: Преследования активистов Яблока


Все статьи по теме: Преследования активистов Яблока