04 декабря 2013
Заявление Бюро РОДП «ЯБЛОКО» от 23 ноября 2013 года

Об объективном и всестороннем расследовании причин авиакатастрофы в Казани

Партия «ЯБЛОКО» выражает соболезнования родным и близким погибших при катастрофе самолета рейса 363 в аэропорту Казани 17 ноября этого года.

Катастрофа не может оставить равнодушным никого. А неумолимая статистика с каждым годом все больше и больше подтверждает, что небо над территорией России совсем небезопасно. Последние годы Россия занимает первое место в мире по количеству погибших в авиакатастрофах и по числу авиапроисшествий, превышая среднемировой уровень авиакатастроф в 13 раз.

С телеэкрана заявляют, что в качестве основной причины катастрофы в Казани эксперты рассматривают ошибку пилота, неправильные действия экипажа в нештатной ситуации.

Озвученная версия превалировала в первые дни расследования аварии и остается основной, несмотря на возраст самолета и уже случавшиеся у него аварийные посадки. Такая версия представляется удобной многим: летчиков все равно уже нет и за ошибку пилота не отвечает никто. Если же самолет был неисправен, то отвечать придется большому числу людей: кто-то такое воздушное судно купил или взял в лизинг, кто-то допустил его к полету. Независимо от результатов экспертизы катастрофа в Казани еще раз обнажила те глубокие проблемы, которые существуют в системе внутренних пассажирских авиаперевозок в России.

Сложившаяся практика ведения крупного бизнеса в России не позволяет средним авиакомпаниям свободно конкурировать на рынке. При этом зарубежные компании не имеют доступа к осуществлению внутренних перевозок на территории России. В результате такого перекоса в группе риска оказываются в основном пассажиры региональных авиакомпаний. Такие авиакомпании чаще всего используют более дешевые самолеты, то есть зачастую более старые. Так, по данным «Росстата» срок максимальной эксплуатации самолета – тридцать лет, и примерно тридцать процентов самолетов в России старше этого возраста.

В интересах развития свободного рынка в сфере пассажирской авиации, предлагаем дать возможность иностранным авиакомпаниям осуществлять внутренние рейсы на территории РФ.

Считаем, что необходимо не только установить причины авиакатастрофы в Казани, но и настаиваем на обязательной проверке парка судов и практики подготовки пилотов в авиакомпании «Татарстан».

В целях обеспечения безопасности полетов мы предлагаем в кратчайшие сроки на законодательном уровне установить предельно допустимые сроки службы воздушных судов.

Считаем крайне важным развивать региональное авиасообщение на принципах безопасности, свободного рынка и конкуренции, признать развитие региональной и межрегиональной пассажирской авиации в России на этих принципах – одним из национальных приоритетов.

Председатель Партии

С.С. Митрохин