30 мая
Статья дня

Бюджет «секретят», потому что тратят на самосохранение власти

Правительство хочет сделать его еще менее прозрачным

Во внесенных на прошлой неделе в Госдуму правительственных поправках в бюджет впервые за много лет не оказалось данных о полных расходах по функциональным направлениям, таким как оборона или безопасность. Увидеть, на что идут секретные расходы, станет еще труднее. В «ЯБЛОКЕ» считают, что структура нынешнего бюджета и объем скрытых статей расходов говорят о стремлении федеральной власти гарантировать собственную несменяемость, а также о возможном распределении ресурсов в пользу близкого к ней крупного бизнеса.

Фото: Артем Коротаев/ТАСС

По информации РБК, впервые с 2008 года в пакете документов, внесенных в парламент, не оказалось информации о полных расходах бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации («Общегосударственные вопросы», «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Национальная экономика» и т.д. — всего 14 разделов, в каждом из которых выделено еще до 13 направлений). Полные расходы — это открытые плюс закрытые (секретные) ассигнования. В результате парламент и общество могут лишиться инструмента, который позволял хоть как-то детализировать секретные расходы бюджета. Минфин не видит такой проблемы и объясняет изменение, которое считает несущественным, большей ориентацией правительства на «программно-целевой подход».

Портал поясняет, как структурирована бюджетная информация, и приводит данные о том, какая часть бюджета является закрытой: «Структура российского бюджета подается тремя способами — функциональный (по разделам и подразделам), программный (по программам и непрограммным мероприятиям) и ведомственный (по главным распорядителям бюджетных средств). Во всех трех измерениях Минфин давно представляет только открытую часть расходов, но специальное приложение к пояснительной записке давало возможность увидеть полную структуру расходов (вместе с закрытой частью) хотя бы в разрезе разделов и подразделов.

В «ЯБЛОКЕ» считают, что инициированные правительством поправки лишают граждан последних возможностей узнать, как именно государство тратит средства государственной казны.  

«В последнее время федеральный бюджет достиг максимальной секретности за всю постсоветскую историю, – констатирует председатель Федерального политкомитета партии Григорий Явлинский. - Доля закрытых расходов в бюджете растет непрерывно с 2009 года, увеличившись с тех пор более чем в 2,5 раза. Уже в 2015 году доля секретных расходов составляла 20% (в бюджете США, например, лишь около 10%). В наших условиях это значит, что никто ничего толком проконтролировать не может и оценить эффективность секретных расходов невозможно».

«Бюджетный процесс является непрозрачным и закрытым для общественного обсуждения, а сам бюджет построен на основе произвольно выбранных приоритетов, – говорится в заявлении Бюро «ЯБЛОКА», подвергшего критике федеральный бюджет на 2017 год еще до внесения новых поправок. - Засекреченными являются 72% оборонных расходов, 6% расходов на общегосударственные вопросы, 8% расходов на национальную экономику, 34% расходов на правоохранительную деятельность».

«Тенденция на лицо, - анализирует суть предложенных поправок зампред «ЯБЛОКА», экономист Сергей Иваненко. - Все это означает реставрацию советских порядков, при которых власть бесконтрольно распоряжается финансовым ресурсом. Даже тот ограниченный контроль, которым располагало общество над исполнением бюджета, не говоря уже о его составлении, фактически сворачивается. Это делается тогда, когда бюджет направлен главным образом на самосохранение власти. Поэтому огромные расходы идут на военную сферу и полицейский надзор. Интересно, что в этих поправках «секретятся» не только «оборонка» и безопасность, но и такие статьи расходов как «Национальная экономика». Можно предположить, что там есть какие-то крупные суммы, которые тратятся на проекты олигархических структур, на условные «Платоны».

Между тем, не смотря на значительное сопротивление исполнительной власти, «ЯБЛОКУ» все-таки удается добиваться локальных побед, последовательно отстаивая прозрачность бюджетного процесса. В частности, в апреле этого года партии удалось протащить через Законодательное собрание Санкт-Петербурга законопроект Григория Явлинского. Его положения позволяют сделать информацию о бюджете Петербурга, как на этапе его формирования, так и на этапе освоения, существенно более открытой.