03 июня 2013
Пресс-релиз, фото

Иностранные эксперты представили заключение на проект реконструкции Ленинского проспекта и Северо-Западную хорду

Сегодня в офисе партии «ЯБЛОКО» иностранные эксперты представили отчет: «Транспорт в Москве: проекты реконструкции Ленинского проспекта и Северо-Западной хорды в свете транспортной ситуации Москвы». Свои выводы и рекомендации представили академик, член Российской академии архитектуры и строительных наук, почетный профессор университета Пенсильвании (г. Филадельфия, США), автор книги «Транспорт в городах, удобных для жизни» д-р Вукан Р. Вучик и дипломированный инженер, магистр наук, старший советник по транспорту в правительстве Норвегии Тур Хотвайт. Работа над отчетом была инициирована фондом «городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца».

Открывая мероприятие, лидер партии «ЯБЛОКО» Сергей Митрохин отметил, что партия всегда выступала за то, «что для решения тяжелых проблем Москвы необходимо использовать международный опыт и приглашать международных специалистов, которые знают, как решались аналогичные проблемы в мегаполисах мира». К сожалению, правительство Москвы, независимо от того, кто его возглавляет, не прибегает к помощи иностранных экспертов. И тот изоляционизм, который возник при Лужкове, продолжается и при Собянине, добавил Сергей Митрохин.

Тур Хотвайт, Вукан Р. Вучик, Сергей Митрохин, Максим Кац

«Наши чиновники прекрасно все сами знают, где что строить, что сносить. В результате все их градостроительные проекты, как правило, оборачиваются еще большими проблемами и еще большими пробками», - отметил лидер «ЯБЛОКА».

Директор фонда «Городские проекты» Максим Кац рассказал, что решение о независимой экспертизе проектов возникло сразу после возникновения проектов реконструкции вылетных магистралей и хорд. «Мы очень удивились, потому что они противоречат, на первый взгляд, многим принципам, о которых я читал в книгах и узнавал у специалистов», рассказал Кац. Именно поэтому фонд решил пригласить независимый экспертный комитет из трех иностранных специалистов, которые приехали бы и на деньги, собранные жителями Москвы, провели анализ транспортной ситуации в столице и проектов. Всего было собрано 2,5 млн рублей. К сожалению, один из трех специалистов, вице-президент университета CNAM в Париже Жан-Клод Зив недавно скончался от хронической болезни.

Эксперты провели независимый анализ, результаты которого фонд будет презентовать как можно большему количеству людей, включая чиновников мэрии.

«Я с радостью пришел с презентацией отчета в партию «ЯБЛОКО», которая поддержала меня на выборах в муниципальное собрание Щукинского района, хотя я не являюсь е членом. Мне очень приятно быть здесь», - сказал Максим Кац.

Проанализировав текущую транспортную ситуацию в Москве, д-р Вукан Р. Вучик пришел к выводу, что в городе существует потребность в немедленном совершенствовании общественного транспорта и магистралей. Перегрузка, вызванная большим количеством транспорта, усугубляется большим количеством «автомашин представителей власти», которые пользуются тем же приоритетом, что и машины экстренных служб (этот феномен крайне редко встречается в других развитых странах).

Д-р Вучик отметил, что в Москве достаточно долго игнорировались интересы пешеходов, которые являются основным элементом города, удобного для жизни: условия их перемещения сегодня менее комфортны и безопасны, чем 20-30 лет назад.

«При этом вместо реализации радикальных решений по увеличению пропускной способности основных транспортных коридоров следует в первую очередь развивать общественный транспорт и использовать весь его потенциал для создания высокоэффективной транспортной системы», - рассказал эксперт.

Специалист также отметил, что текущая ситуация в столице сейчас находится под влиянием тех заблуждений, которые существовали и в других странах во время интенсивного роста автомобилизации. Основные из них: чтобы решить проблему с пробками, нужно расширить улицы, построить магистрали с большой пропускной способностью и крытые парковки; существование платных дорог невозможно, так как улицы – это общественная территория; уличная парковка должна быть бесплатной, что позволит привлечь бизнес в центр города.

Тур Хотвайт рассказал, что основной целью городского планирования должно быть развитие города, удобного для жизни, а не обеспечение максимального потока и скорости транспортных средств. А для того, чтобы сделать город удобным для жизни, необходимо в первую очередь развивать общественный транспорт, предпочитая его личному.

Тур Хотвайт

«Для баланса двух основных групп (общественного транспорта и автомобилей), необходимо проводить транспортную политику в двух направлениях: стимулирование использования общественного транспорта и дестимулирование использования частных автомобилей», - отметил эксперт.

Также г-н Хотвайт рассказал, что среди основных транспортных ошибок Москвы – ухудшение общественного транспорта и субсидирование автомобилепользования, что приводит к хроническим заторам.

Д-р Вучик отметил, что для крупных городов строительство крупных магистралей предпочтительно за пределами города, в малозаселенной местности, тогда как внутри города предпочтительно развивать сеть общественного транспорта.

Говоря о проекте реконструкции Ленинского проспекта, эксперты отметили, что реализация проекта привлечет дополнительный транспортный поток от МКАД к центру города, что увеличит загруженность проспекта и существенно увеличит заторы на площади Гагарина, а также от Калужской площади к центру города.

«Размещение остановок общественного транспорта определяется магистральным транспортным потоком, а не удобством пассажиров. На многих перекрестках (например, на Ломоносовском проспекте) для пересадки с одного автобусного, троллейбусного или трамвайного маршрута на другой пассажирам потребуется пройти большое расстояние и перейти несколько проезжих частей. Таким образом, в случае реализации данного проекта условия перемещения для пассажиров общественного транспорта ухудшатся», - рассказал д-р Вучик.

По словам экспертов, разработчиками проекта даже не рассматривалась возможность строительства линии легкого рельсового транспорта, тогда как во многих мегаполисах мира с его помощью удалось разрешить многие транспортные проблемы.

Особо эксперты отметили, что такой проект типичен для фривея в пригородной зоне с неплотной застройкой, но никак не для городской улицы.

Одним из основных выводов специалистов по проекту реконструкции Ленинского проспекта стал вывод, что в проекте основное внимание уделяется автомагистрали, он нацелен на повышение пропускной способности и скорости транзитного транспортного потока, что привлекает больше автомашин на эту дорогу.

«Поэтому проект напрямую противоречит транспортной политике города. Этот вывод достаточно очевиден. Реализация данного проекта приведет к созданию автомагистрали с большой пропускной способностью и более высокими скоростями, а для общественного транспорта не будет сделано практически никаких улучшений. Все это сделает использование автомобиля более привлекательным и заставит часть пассажиров пересесть с общественного транспорта на личный», - рассказал Вукан Р. Вучик.

Говоря о Северо-Западной хорде, д-р Вучик отметил, что строительство хорды приведет к значительному ухудшению работы общественного транспорта. Так, реконструкция значительно увеличит путь общественного транспорта и он будет проезжать 150 лишних километров в день.

«Следует ли вынуждать 140-180 автобусов и троллейбусов в час, каждый из которых перевозит в среднем около 50 человек (8 тыс. пассажиров в час) проезжать дополнительные 700-1700 метров и делать один разворот или два правых поворота для того, чтобы ускорить перемещение около 1200 автомобилей, перевозящих около 1500 пассажиров в час? Очевидно, что ответ категорически отрицательный», - говорит Вукан Р. Вучик.

Вукан Р. Вучик

По словам экспертов, этот проект скорее вызовет увеличение заторов, а не их уменьшение.

Для того, чтобы в транспортной системе города был баланс, авторы отчета предлагают усовершенствовать весь общественный транспорт города и дестимулировать использование личных автомобилей с помощью введения платы за проезд или даже ограничения на владение автомобилей (как в Лондоне, Шанхае, Сингапуре и Пекине).

Специалисты особо отметили, что для создания благоприятной городской среды и при реконструкции городских дорог необходимо учитывать интересы всех ее пользователей: автомобилистов, местных жителей, пользователей общественного транспорта, бизнеса.

Во второй части встречи ее участники могли задать вопросы иностранным экспертам. Так, лидер «ЯБЛОКА» рассказал присутствующим об утренней инспекции парковок Государственной думы и Мосгордумы и спросил, как за рубежом борются с превышением полномочий должностных лиц. На примере Осло Тур Хотвайт рассказал, что в Норвегии не делается различий между разными категориями собственников или пользователей автомобилей. Так, плата за въезд в город и за парковку одинакова для всех, в том числе для чиновников. Льготы имеют только инвалиды. Все остальные – платят на общих основаниях.

Подводя итог встрече, Сергей Митрохин отметил, что «с удовлетворением понял еще раз, что действия партии «ЯБЛОКО», в частности по противодействию таким проектам как реконструкция Ленинского проспекта, строительство Северо-Западной хорды, а также множеству других проектов, которые обрушились на нас с Тверской,13, абсолютно справедливы». На нашей стороне не только протест, но и мировая наука, отметил лидер «ЯБЛОКА».