6.5. Взаимосвязь 
              институциональных реформ и
              макроэкономической политики 
              Наконец, последнее – это взаимосвязь институциональных реформ, 
                о которых подробно говорилось выше, и макроэкономической политики 
                в смысле набора мер по поддержанию рыночного равновесия и стимулирования 
                роста инструментами кредитно-денежной политики. Хотя теоретически 
                две эти области имеют совершенно различную базу, естественно, 
                что между ними существует и тесная взаимосвязь.
               С одной стороны, как мы видели, институциональные факторы определяют 
                пределы и степень эффективности средств макроэкономической политики. 
                Одни и те же инструменты и подходы могут давать чрезвычайно высокую 
                отдачу в одних условиях и почти нулевую – в других. Более того, 
                в ряде случаев неадекватность базовых условий может приводить 
                к тому, что использование тех или иных приемов макроэкономического 
                регулирования может давать эффект, прямо противоположный задуманному, 
                – примером, в частности, могут служить ситуации, когда попытки 
                «зажать» рост денежной массы вели не к погашению инфляции, а (через 
                кризис неплатежей и рост неденежных расчетов) к усилению дезорганизации 
                денежного обращения и в конечном счете закреплению инфляционных 
                ожиданий. Мы также были свидетелями того, что попытки ограничить 
                отток капитала за рубеж вели к усилению его неконтролируемого 
                бегства. И так далее. 
               Я уже не говорю здесь о таких мерах, которые трудно назвать 
                даже ошибочными – здесь скорее подходит слово «извращенные». Например, 
                пользовавшаяся у нас в свое время популярностью линия на борьбу 
                с инфляцией посредством невыплаты зарплаты государственным служащим 
                – это на самом деле не политика, а извращение, причем в особо 
                циничной форме.
               С другой стороны, и характер макроэкономической политики может 
                в свою очередь оказывать непосредственное воздействие на ход институциональных 
                реформ, способствуя им или, наоборот, становясь препятствием на 
                пути их продвижения. 
               На самом деле успешные реформы возможны только в условиях пусть 
                не очень впечатляющего, но роста экономики и благоприятной общей 
                конъюнктуры. В условиях кризиса государству на самом деле не до 
                реформ, оно, как правило, озабочено (или, во всяком случае, должно 
                быть озабочено) другой проблемой – проблемой выживания. Поэтому 
                первейшая задача макроэкономической политики в условиях реформ 
                – удерживать экономику от спада, поддерживать, пусть даже ценой 
                нарушения сложившегося денежного баланса, импульсы роста и инвестиционную 
                активность в экономике. 
               Все, что пишется в учебниках по макроэкономике по поводу неких 
                идеальных схем, позволяющих достичь оптимальных темпов роста в 
                условиях равновесных рынков и конкуренции, близкой к совершенной 
                – это не более чем теоретические схемы, предназначенные исключительно 
                для того, чтобы лучше представить себе принципиальную взаимосвязь 
                между отдельными явлениями. В практике развитых стран они никогда 
                не были, да и не могли быть базой для определения параметров экономической 
                политики, которые на самом деле определяются на базе интуиции, 
                опыта и того же знания принципиального характера общих взаимосвязей.
               В полной мере все это должно относиться и к нам. Мы имеем дело 
                с экономикой, находящейся на сравнительно низком абсолютном уровне 
                развития; с экономикой, основу которой составляет добыча и первичная 
                переработка природных ресурсов. Мы имеем дело с экономикой, внутренняя 
                организация которой эклектична и противоречива, содержит в себе 
                элементы самого разного рода отношений, далеко не все из которых 
                отвечают представлениям о современной капиталистической рыночной 
                экономике. Мы имеем дело с экономикой, где степень доверия экономических 
                агентов друг к другу и к власти откровенно низка, что сильно искажает 
                реакцию хозяйствующих субъектов на посылаемые им мерами экономической 
                политики сигналы. Мы, наконец, имеем дело с экономикой открытого 
                типа, но специфически открытого типа, где при малейших поводах 
                для нервозности бизнес сравнительно легко покидает страну и никакими 
                полицейскими мерами этот процесс остановить невозможно. 
               Осознание всего этого позволяет нам, во-первых, сформулировать 
                тезис о безусловном приоритете институциональных реформ как средства 
                мерами экономической политики обеспечить в стране устойчивый рост, 
                а во-вторых, определить основы необходимой нам политики макроэкономического 
                регулирования. Заключаются же эти основы в том, что меры регулирования 
                должны быть:
               а) адекватными существующей системе, то есть предполагающими 
                не «точную настройку», а непосредственное и массированное воздействие 
                на хозяйствующие субъекты;
               б) нацеленными главным образом не на точные целевые ориентиры 
                (роста денежной массы, инфляции, сальдо торгового и текущего баланса, 
                относительных параметров бюджетной системы и т.д.), а на предотвращение 
                резких колебаний и критических ситуаций с важнейшими параметрами, 
                способных привести к всплеску негативных ожиданий;
               в) гибкими и основанными на эмпирическом опыте, то есть исходящими 
                из того, что количественные характеристики взаимосвязи между отдельными 
                параметрами и показателями в нашей неустойчивой пока системе могут 
                быстро и резко меняться и не поддаются точному прогнозированию;
               г) придающими особое значение социальным факторам, которые в 
                силу специфики нашего положения могут жестоко отомстить нам за 
                пренебрежение или недооценку, спутав карты в любой схеме, исходящей 
                даже из безусловно верной экономической логики.
               Названные мной общие принципы конечно не определяют, да и не 
                могут определить конкретную линию в той или иной области – я далек 
                от мысли, что можно сейчас взять и теоретически определить, какой 
                курс рубля и какой механизм его определения нам нужен, каков должен 
                быть допустимый порог инфляции или какова должна быть, например, 
                доходность государственных облигаций в тот или иной период. Все 
                эти вопросы должны решаться компетентными экономическими органами 
                комплексно и с учетом всей имеющейся у них информации. Важно другое 
                – макроэкономическая политика должна быть не самодовлеющей областью 
                деятельности экономического блока правительства или Центробанка, 
                а подчиненным элементом общей стратегии экономического роста и 
                социальных преобразований, которая на данный момент у правительства 
                (и у власти вообще) отсутствует. Наша задача – заставить власть 
                выработать такую стратегию и на базе диалога с обществом выстроить 
                минимально необходимое согласие, которое позволило бы скоординировать 
                деятельность созидательных сил в нашем обществе и преодолеть наконец 
                те узкие рамки, которые накладывает на его развитие сложившаяся 
                порочная и отсталая система отношений.