31 августа 2020
Григорий Явлинский специально для сайта

Второе июля. Политическая ситуация в России после 1 июля, задачи демократического движения и перспективы развития партии 

Оглавление

Резюме
Вместо вступления
Часть 1. Конец эпохи

Часть 2. Новое начало: «Программа 2 июля»

Часть 3. «Яблоко»
Концепция реформы партии «Яблоко»

Обсуждение концепции реформы партии

Внесение путинских поправок в Конституцию ознаменовало поражение демократических реформ, начатых в России в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. Основные причины провала: отказ от государственно-правовой оценки сталинизма и преступлений советского периода, грубые просчеты в логике и содержании реформ 90-х годов: гиперинфляция, залоговые аукционы, слияние власти, собственности и бизнеса, порождение олигархии. На этой основе в стране создан автократический, неправовой, полукриминальный и антисоциальный политический режим с хронически стагнирующей экономикой и беднеющим населением. Результатом также стали политика, продиктованная имперским мышлением, следование принципу «ограниченного суверенитета» в отношении республик бывшего СССР, попытки грубого вмешательства в дела соседних государств, аннексия Крыма и война на Донбассе, заказные убийства политических оппонентов и журналистов, война в Сирии, принятие большого числа репрессивных реакционных законов.

Цель оппозиции в новых условиях — переоснование российского государства: созыв Учредительного собрания, принятие  и строительство современной страны на основе действительно легитимной народной Конституции. Необходимо решение следующих задач: подготовка проекта новой демократической Конституции; работа по подготовке, созыву и проведению Учредительного собрания, возможность принять участие в котором должны иметь все политические силы России, чтобы представить свои предложения о государственном устройстве — от конституционной монархии до парламентской республики, а также предложить для обсуждения соответствующие проекты конституционных актов; настойчивая деятельность по разъяснению необходимости государственно-общественной оценки большевизма, сталинизма и советского периода; разработка и продвижение программы экономических реформ: безусловное укрепление прав частной собственности; существенное снижение роли государства и объема его присутствия в экономике; комплекс мер, опирающийся на активные классы общества — промышленную элиту, финансовые круги, предпринимателей; разработка судебной реформы, подготовка изменений в Уголовный кодекс и реформы ФСИН; освобождение СМИ от государственного контроля.

Демократическая оппозиция более не должна выступать в роли советника или консультанта властей. Необходимо политическое принуждение власти к диалогу с оппозицией. Необходимо строить современную политическую партию, учиться и практиковать современную публичную политику, готовить политические кадры. Конец эпохи, проигранной нами, надо превратить в начало новой. Для этого необходимы новый способ действия, другие приоритеты и принципиально новая политика, тезисы которой изложены в настоящем докладе. В докладе также предложена Концепция реформы партии «Яблоко», что является настоятельным требованием времени и новой политической реальности в стране.

Вместо вступления

События лета 2020 года подводят черту под целой эпохой и четко обозначают намерения постсоветских властей на ближайшие годы. Фальсификации уступили место откровенной и наглой лжи. Тезис «мы никогда никуда не уйдем» стал универсальным ответом власти на требования перемен.

В Беларуси и России ситуации по сути очень похожи: авторитарные режимы не в состоянии вести диалог с обществом, единственное, что их занимает, — это вопрос самосохранения. Протестующие против лжи на выборах и возмущенные насилием сотни тысяч граждан Беларуси вышли в августе на улицы, но благородный патриотический протест столкнулся с тоталитарной машиной подавления, готовой, защищая режим, безжалостно расправиться с собственным народом.

На горьком примере Беларуси очевидно, как гражданскому протесту не хватает политики, политической составляющей. И дело не только в формальном отсутствии каких-либо органов оппозиции или деклараций, которые можно спешно создать «под ситуацию». Политическое содержание не виньетка, не брошюра, а стержень альтернативы, основа обращенной в будущее идеологии, программы реформ, обязательная предпосылка для существования политической партии с серьезным и уважаемым лидером, для борьбы и победы. Безусловно, необходимым условием действенного протеста является настроение и решимость людей выйти на улицы, и чем больше таких людей, тем лучше. Однако это необходимое, но недостаточное условие. Требуются массовая осознанная идея, оппозиционная политическая программа и лидер. Без этого даже самые многочисленные митинги неспособны поменять режим. Политика — единственный путь к реальным переменам.

belarus-2.jpgДемонстрация протеста против фальсификации на выборах, репрессий и диктатуры. Минск, 23 августа 2020 года

И в России, и в Беларуси несменяемые режимы десятилетиями выжигали политическое поле, уничтожая политику, деполитизируя граждан, убивая содержательную альтернативу правящей авторитарной модели, умышленно вели общество к политической деградации. И то, как сегодня Кремль реагирует на события в Минске, — продолжение этой линии. Москва говорит, что «внутрибелорусские проблемы» могут быть решены только «руководством этой страны в диалоге с ее гражданами», заявляя при этом о «согласии с любым решением Лукашенко». Вот Лукашенко и ведет этот «диалог» с автоматом в руках, называя граждан Беларуси «крысами». Судя по всему, такая модель «общения» власти с оппозицией, да и вообще со всеми самостоятельно мыслящими гражданами будет реализоваться в России в ближайшие годы: жесткое подавление любых протестов, репрессии, пытки, покушения, отравления, убийства. История с Алексеем Навальным — тому подтверждение.

Поэтому тем, кому небезразлично будущее нашей страны, нужно вновь начинать серьезную политическую работу. Прежде всего необходимо понять причины провала постсоветской модернизации и без иллюзий определить, каким образом нужно действовать в сложившихся обстоятельствах. Чтобы, когда страна всколыхнется снова, когда сложатся условия — как это было в России в 1990 году или в Беларуси в 2020-м, — люди наконец победили: обрели свободу, демократию, справедливость и уважение.    

Часть 1. Конец эпохи

1 июля 2020 года произошел слом российской государственности, просуществовавшей почти тридцать постсоветских лет: официально был закреплен отказ от формальной ориентации на демократическую легитимность, федерализма, движения вперед от советского прошлого к современной цивилизации XXI века.

Несменяемость персональной власти Владимира Путина теперь закреплена в Конституции страны. Там же прописаны основы корпоративного полумафиозного и суперавторитарного государства с шовинистической идеологией.

manezhnaya1990-1.jpg
Митинг против коммунистической диктатуры, 4 февраля 1990 года, Москва, Манежная площадь


Надо признать, подобный исход был практически неизбежен: это логическое следствие многих ключевых решений, принимавшихся на государственном уровне все постсоветские годы (см. таймлайн). Эпоха постсоветской модернизации России завершилась. Демократия потерпела поражение.

Рубежи поражения 

Постсоветские реформы решили ряд потребительских задач: наполнили магазины, обеспечили доступность простейших услуг, создали хотя и ограниченный, монопольный, но реальный рынок товаров и услуг, открыв его связь с внешними рынками (внешняя торговля). По сути, состоялся обмен нефти и газа на более или менее заполненные прилавки в магазинах.

Однако, с точки зрения экономики как системы, задача достижения нового качества экономики и уровня жизни людей так и не была решена. Постсоветская модернизация ни в полноценном экономическом смысле, ни в человеческом отношении не состоялась.

За последние тридцать лет существенно были улучшены условия жизни для 15–20% населения — прежде всего жителей столицы и некоторых других крупных городов, а также тех, кто имеет отношение к сырьевой отрасли и финансовому сектору, «элит» в различных областях, государственных чиновников.

При этом уровень жизни абсолютного большинства населения (80–85%) все эти десятилетия продолжал оставаться низким, а в последние годы начал еще и падать. Но главный итог постсоветской модернизации — это отсутствие перспективы практически для всех граждан страны. Для многих, кстати, произошедшее 1 июля 2020 года — конец эпохи несбывшихся надежд. Осознание этого будет так или иначе приходить, влиять на поведение людей.

В сфере высоких технологий сделано крайне мало, если что-то сделано вообще. Международный успех российских технологических проектов — заслуга частных разработчиков, работавших скорее вопреки государственной системе, чем благодаря ей.

Достижения в военно-промышленном комплексе также сомнительны. Путинские презентации нового оружия с использованием анимации и кинематографических спецэффектов не внушают доверия, а только нагнетают страх. Главным стратегическим ресурсом российского ВПК по-прежнему являются не новые разработки, а созданный в советское время огромный ядерный арсенал, способный уничтожить планету. При этом реальная угроза уничтожения страны и людей атомной войной усиливается по мере разрушения системы глобальной ядерной безопасности (см. «Опасность войны», декабрь 2019 года). Возросла вероятность локальных войн по периметру российских границ. Через 30 лет после вывода советских войск из Афганистана наши соотечественники воюют в Сирии, Ливии, Судане.

Когда тридцать лет назад только начиналось движение к переменам, основным мотивом этого процесса были развитие человека, реализация интеллектуального и творческого потенциала нации. Но к 2020 году не было достигнуто ничего:

  • нет свободы;
  • нет жизни без страха;
  • нет уважения к человеку;
  • нет уверенности в перспективе, в будущем детей;
  • нет защиты от произвола;
  • нет суда, вызывающего доверие и позволяющего надеяться на справедливое правовое решение;
  • нет влияния на власть гражданина в собственной стране, на ее состав и действия.

Надо признать, спустя 30 лет после начала демократические реформы в России завершились неудачей.

Причины провала

Говоря о причинах провала демократизации в России, конечно, нельзя не вспомнить об исторических и культурных особенностях нашей страны[1], а также о мировых политических и экономических трендах последних 30 лет[2]. Мы считаем эти факторы-причины существенными, но все же не определяющими. Они заслуживают отдельного разговора.

stalinism-1.jpgВ 2019 году роль Сталина в истории положительно оценивали 70% россиян

Ключевые причины краха постсоветской модернизации — важнейшие политические события 1990–2020 годов, — на наш взгляд, следующие:

1. Категорический отказ от полномасштабной оценки и политики преодоления большевизма, сталинизма, преступлений советского периода. Сохранение преемственности с большевистско-сталинской государственной политикой и современный большевизм (см. «Большой террор и современный большевизм», 2017 год). Формирование отношения к советско-большевистскому наследию как к основе суверенитета, отождествляемого с неприкосновенностью собственной власти. Отказ от диалога как инструмента политики, понимание политической конкуренции только как покушения на власть, а независимого суда — как источника потенциальной опасности. Неосуществленная после исчезновения СССР смена элит, концентрация вокруг кандидата в Политбюро ЦК КПСС Бориса Ельцина советских кадров — парторгов, комсомольских функционеров и «красных директоров».

2. Грубые просчеты в логике и содержании реформ[3]. Переоценка значения экономических преобразований — фактическое следование марксистскому тезису «базис предопределяет надстройку». Недооценка необходимости политических реформ, глубинной перестройки судебной и административной системы, коренных изменений в системе органов безопасности, защиты свободы слова и СМИ от фактической цензуры, необходимости реализации антикриминальной и антикоррупционной политики, полное сохранение кадровой преемственности.

Особое значение имел отказ от собственной российской программы экономической реформы. И это при наличии отечественного интеллектуального потенциала для разработки такой реформы, человеческого потенциала для ее реализации, при уникальном характере реформируемой экономики. Причина — неверие во внутренние силы (прежде всего, в людей), слепое следование «универсальным» рецептам, психологическая зависимость от внешнего одобрения и западных кредитов.

Именно поэтому не были реализованы «500 дней» и Экономический договор между бывшими республиками СССР.

Осенью 1991 года главы тринадцати бывших советских республик (балтийские государства как наблюдатели, остальные как участники) подписали Экономический договор и пакет специальных соглашений к нему. Договор предусматривал создание Банковского союза, введение общей валюты (рубля), единое таможенное пространство, свободную торговлю, общий рынок и общее правовое пространство на территории бывшего СССР. 

vaucher2-1.jpg
В 1992 году инфляция в России составила 2600%, началась ваучерная приватизация

В результате грубых экономических ошибок, сознательных и несознательных преступных решений, , следования часто политически мотивированным иностранным рекомендациям, подкрепленным кредитами, вместо создания основания для современной рыночной экономики в России был заложен фундамент олигархической мафиозной корпоративной авторитарной системы. Самыми крупными блоками в этом фундаменте стали: 

  • Беловежские соглашения и разрыв экономических связей между бывшими советскими республиками в 1991 году;
  • конфискация сбережений граждан вследствие гиперинфляции в 2600% в 1992 году;
  • ваучерная приватизация вместо массовой продажи реальной собственности на приемлемых для людей условиях и окончательная ликвидация предпосылок для появления среднего класса;
  • залоговые аукционы, рождение олигархии;
  • слияние власти, собственности и бизнеса, превращение государственной власти в главного олигарха и как неизбежное следствие — отсутствие условий для создания независимого суда и независимых СМИ, незаинтересованность государства и крупного бизнеса в их существовании.

Первоиюльская система: генезис и этапы становления

В результате неудачных реформ в России появилась политическая система-гибрид, состоящая из:

  • советских, националбольшевистских политических моделей и институтов;
  • примитивного, полурыночного капитализма;
  • масштабных коррупционных взаимосвязей, свойственных режимам, где отсутствуют независимое правосудие и свободные СМИ;
  • олигархии, то есть слившегося с властью крупного бизнеса.

zalogi-1.jpgВ ноябре-декабре 1995 года в России прошли залоговые аукционы, в результате которых крупнейшие промышленные и наиболее прибыльные российские компании (такие, как «Норильский никель», ЮКОС, «Сибнефть») попали в частные руки

После 1993 года возникло и начало практически реализовываться понимание государства как корпорации (государства-мафии), основанной прежде всего на эксплуатации доступных ресурсов (люди при этом также рассматриваются как ресурс) и охране удерживаемой ею власти от каких бы то ни было малейших посягательств. 

Это стало основой системы Владимира Путина, его несменяемого режима, что и было в итоге оформлено и закреплено в Конституции 1 июля 2020 года (cм. «Оформление корпоративного государства», март 2020 года). То, что случилось, — закономерный результат последних тридцати лет. Основные вехи продвижения к «режиму 1 июля» можно определить так:

  • неприятие политического компромисса в стране в 1993 году и война в Чечне;
  • фальсификация выборов всех уровней с использованием административного ресурса и пропагандистской машины для достижения корпоративных целей в 1996м, 1999-м, 2000-м и во все последующие годы;
  • сохранение системного недостатка легитимности государства и компенсация ее опорой на ложь и насилие;
  • выбор Ельциным работника КГБ в качестве гаранта сохранения созданной системы и продолжателя начатого;
  • кадровая политика, основанная на приоритете лояльности, подчинения, умения «вписаться» в систему;
  • реализация понимания власти как авторитарной «вертикали», подавление политических оппонентов всеми доступными средствами — вплоть до физического уничтожения;
  • монополизация контроля над СМИ: медиавойны с участием государства, ставшие следствием слияния власти и собственности, неизбежная «победа» государства как самого сильного «игрока»;
  • политика, продиктованная имперским мышлением, следование принципу «ограниченного суверенитета» в отношении республик бывшего СССР, попытки грубого вмешательства в дела соседних государств, аннексия Крыма и война на Донбассе.

slider2.jpgВойна на Донбассе, 2014

Последовательное пренебрежение институтами демократии и гражданского общества привело к подмене сущностей, формированию путинской концепции постсоветской истории, согласно которой распад советской системы произошел по каким-то неясным причинам, скорее всего вследствие «заговора» и «козней врагов». Теперь же, после всего пережитого, якобы необходимо «подниматься с колен», «восстанавливать суверенитет» и двигаться по своему собственному «уникальному пути» (это комплекс неполноценности, который зародился в России по своим, внутренним причинам, но сейчас отчасти совпал с мировым трендом). Однако альтернативу европейскому пути — с перспективой реализации и развития — режим Путина не создал и создать не может (см. «Путь, которого нет», 2015).

slider4.jpg
Война в Сирии, 2015 год

Такая оторванная от реальности постмодернистская модель удовлетворяет исключительно личные амбиции ограниченного круга людей. В качестве идеологического стержня для этой модели выбрана победа в Великой Отечественной войне (см. «Парадная идеология», июнь 2020). Так кремлевские деятели рассчитывают использовать готовность людей к самопожертвованию ради интересов государства, создать в обществе атмосферу ненависти и непрерывной борьбы с Западом и в условиях этого противостояния добиться подчинения населения чиновничьей вертикали, возомнившей себя государством.

Понятно, что такая конструкция может существовать только при наличии весьма значительных ресурсов. Многолетняя экономическая стагнация, усиленная отказом власти поддержать экономику и бизнес во время пандемии коронавируса, в сочетании с западными санкциями и нарастающим технологическим отставанием России от развитых стран ставит под сомнение достаточность ресурсов на сколько-нибудь длительный период. Потребуется переход к некоему варианту мобилизационной модели, аккумулированию правящей группой важнейших ресурсов и распределению их по собственному усмотрению. Это будет означать открытое противопоставление интересов правящих элит интересам много лет беднеющего населения: люди могут не согласиться с дальнейшим снижением уровня жизни ради бесконечного «вставания с колен». Тем более что в обществе уже давно назревает ощущение, что режим Путина (особенно после конституционно-правового оформления 1 июля 2020 года) полностью лишен перспективы.

Если развал этой системы лишь вопрос времени, то форма, в которой это произойдет, неочевидна. Объективно неостановимый рост недовольства снизу в сочетании с зацикленностью режима на самосохранении, многолетним сознательным конструированием репрессивного аппарата и последовательным уничтожением политики как таковой — это гремучая смесь. Понимание этого обязывает сделать все возможное, чтобы не допустить кровопролития. Насилие и жертвы при смене власти не позволят стране нормально двигаться вперед.

Чтобы избежать кровопролития, необходимо уже сейчас воссоздавать демократическую политику силами активной части гражданского общества (см. «Активизм и политика», 2019), выстраивать альтернативу, понятную большинству граждан страны.

Часть 2. Новое начало: «Программа 2 июля»

Естественное развитие России было прервано в 1917 году преступным большевистским переворотом и разгоном Учредительного собрания. Продолжить движение вперед можно только с помощью восстановления демократической легитимности и создания такого государства, которое станет продолжением гражданского общества[4].

Падение большевистской системы, освобождение от коммунизма Восточной Европы, реализация стремления народов советских республик к свободе в конце 1980-х — начале 1990-х годов — сдвиг, сонаправленный ходу истории. Это неизбежное следствие нежизнеспособности советской системы. При этом двигателем тех общественно-политических процессов было стремление позднесоветского общества к переменам вполне определенного направления: демократия, контроль общества над властью, рыночная экономика, равенство возможностей, повышение уровня и качества жизни.

Разорвать замкнутый круг

То, что желаемое не было достигнуто, не означает, что это невозможно в будущем. Неудача постсоветской модернизации имеет вполне определенные причины, которые обязательно должны быть поняты и учтены на будущее. Это sine qua non[5] продвижения вперед. Без этого не будут преодолены большевизм и сталинизм, не будет демонтирована олигархическая система слияния власти и бизнеса, а цели останутся демагогическими и ложными. Такими целями вновь станут оправдывать любые средства. И это будет бесконечное и бессмысленное хождение по кругу.
Эти оценки — не умозрительные заключения, такое видение подтверждено работой партии «Яблоко» с момента создания. Находясь внутри (но не являясь частью) корпоративной мафиозной системы, «Яблоко», осознавая свою ответственность, пыталось корректировать процесс движения страны в ином, перспективном направлении. Это было смыслом и целью существования партии как общественно-политической силы.

Да, мы не смогли изменить траекторию движения страны. Но все политические оценки и прогнозы «Яблока» оказались верными, все созданное демократической альтернативой содержание остается актуальным.

Мы не поддерживали Конституцию 1993 года, потому что считали необходимым создание более прочного фундамента нового российского государства. Это касалось как демократичности и правового характера содержания Основного закона, так и вовлечения в процесс создания Конституции и основ государства как можно более широкого круга людей — и не в качестве статистов, которым нужно только одобрить то, что предложено.

Мы боролись против вредоносных реформ, обслуживающих интересы небольшой группы, мы выступали за реформы для большинства на выборах 1995 и 1996 годов. Мы действовали, исходя из сложившихся условий, пытались эволюционным путем прийти к переменам и...  проиграли.

Однако то, что делало «Яблоко» все эти годы, — созданные программы и законопроекты, а главное, политический вектор, направление честной социально-либеральной политики — индивидуальной свободы, жизни без страха, творчества, человеческого взаимопонимания — даже сегодня представляет собой реальную основу для движения вперед при наличии политической воли. Суть в том, что мы сформировали демократическую альтернативу Путину и его курсу на войну, на милитаризацию общества, на запугивание в политических целях. Мы публично обосновывали и отстаивали альтернативное направление развития государства. Наконец, именно по нашей инициативе уже в 2020 году началась работа над альтернативным проектом Конституции, и мы можем представить результат этой работы (см. Конституция свободных людей). Нам есть что продолжать.

Новые условия — новая программа

Теперь, после 1 июля, мы оказались в новых условиях. В связи с этим есть два принципиальных обстоятельства.

Первое: после «голосования» 1 июля в России произошел отказ от правового государства, процедуры выборов превращаются в полную профанацию, «парламент» полностью является придатком и исполнителем путинских решений. Обнулены не только сроки президента Путина, но и Госдума, региональные законодательные собрания... Придется существовать в условиях отсутствия реального парламента...

Второе: существенно изменились объективные условия работы. Прежде всего это связано с появлением принципиально новых информационных, цифровых и коммуникационных технологий, а также технологий больших данных. В мире эти обстоятельства резко усилили влияние в политике популизма, национализма и в целом существенно понизили качество политики. Новое также заключается в том, что поле политики сильно сужается, выборы потеряли былое значение и участие в них теперь может рассматриваться прежде всего как опыт и тренинг кадров и в очень небольшой степени как форма влияния на политику. В России сочетание суперавторитарной модели правления с агрессивным полицейским государством и новыми технологиями ставит перед политиками чрезвычайно сложные задачи.

В новых условиях основной целью является переоснование государства: созыв Учредительного собрания и строительство современной страны на основе действительно легитимной народной Конституции.

Программными задачами ядра демократической оппозиции должны стать:

  • Подготовка проекта демократической социальнолиберальной Конституции, отражающей реалии современного мира, особенности информационных и цифровых технологий, сориентированной на молодежь, учитывающей негативный и позитивный опыт Конституции 1993 года. Это должен быть документ, максимально опирающийся на нормы прямого действия, позволяющие реализовать свободу, творчество, уважение к человеку, жизнь без страха, а также на институционализацию фундаментальных ценностей, таких как, например, запрет пыток, отмена всеобщего обязательного призыва в армию и переход на контрактную военную службу (см. Конституция свободных людей).
  • Масштабная политическая работа по созыву и проведению Учредительного собрания, возможность принять участие в котором должны иметь все политические силы России, чтобы представить свои предложения о государственном устройстве — от конституционной монархии до парламентской республики, а также предложить для обсуждения проекты конституционных актов. В ходе широкой и многоплановой дискуссии, всенародного обсуждения, публичных и профессиональных, политических дебатов, с учетом мнения граждан будут выработаны ключевые нормы, которые в дальнейшем могут быть приняты Учредительным собранием. Очевидно, что подготовка такого Учредительного собрания — многолетняя процедура, что борьба за созыв такого органа будет очень непростой. Однако возвращение России к реальной легитимности и прекращение вековой государственной лжи и насилия — важнейшая историческая задача (см. «Ложь и легитимность», 2011 год и «Февральские параллели», 2007 год).
  • Непрерывная всесторонняя политическая и просветительская работа по разъяснению необходимости государственнообщественной оценки большевизма, сталинизма и советского периода. Без преодоления сталинистско-большевистского наследия демократизация страны невозможна. Большевизм будет возвращаться в форме необольшевизма, постмодернизма, «текучего зла» (см. «Преодоление сталинизма», 2009 год, «Большой террор и современный большевизм», 2017 год).
  • Разработка программы экономических реформ: безусловное укрепление прав частной собственности; существенное снижение роли государства и объема его присутствия в экономике; повышение конкуренции и демонополизация; оптимизация налоговой и денежной политики; отказ от консервации ресурсов для чрезвычайных обстоятельств (вооруженные конфликты и другие конфронтации); комплекс мер, опирающийся на активные классы общества — промышленную элиту, финансовые круги, предпринимателей; система мер по отделению власти от бизнеса и собственности, т. е. демонтаж главной причины краха постсоветской модернизации — слияния власти и собственности.[6]
  • Разработка судебной реформы, подготовка изменений в Уголовный кодекс и реформы ФСИН; освобождение от тотального государственного контроля СМИ; совершенствование систем миграционного контроля, создание института адаптации мигрантов, защита прав мигрантов[7].
  • Подготовка реформы избирательной системы[8].
  • Меры по нормализации внешнеполитического положения России (Крым, Донбасс, Сирия), комплекс политических мер по выходу из режима санкций[9].
  • Создание национальной экологической программы, направленной на снижение климатических рисков, которые все больше становятся определяющим фактором для долгосрочных перспектив экономики и жизни страны.
  • Формирование, обучение и подготовка корпуса кадров политиков новой эпохи — людей, чьи ценностные ориентиры будут принципиально отличаться от образа мыслей и действия взращенных путинской системой функционеров.

Иначе говоря, после 1 июля 2020 года ключевой задачей является подготовка, политическая артикуляция и продвижение полного комплекса мер по построению нового российского государства. Эта задача сродни тому, что предполагалось сделать после завершения советского периода, но сделано не было (либо было, но с грубыми, а иногда и с преступными ошибками). Понимание допущенных ошибок и уроки, объясняющие причины краха постсоветской модернизации, чрезвычайно важны. 

Новые трудности

События самого последнего времени высветили еще одно следствие провала постсоветской модернизации: плоды политической деградации общества. Суть в том, что абсолютно справедливое недовольство людей действиями властей проявляется не через политику — не путем осознанного отказа поддерживать абсурдные поправки в Конституцию в 2020 году, не путем голосования против Путина на выборах в 2018 году и даже не с помощью протеста против пенсионной реформы. Вместо всего этого народное недовольство выплескивается через спонтанные массовые акции в поддержку популярного в своем регионе чиновника из криминальной ЛДПР, что трактуется значительной частью столичных оппозиционных активистов как «начало демократического движения против тирании».

Это результат длительного политического оболванивания населения России с помощью пропаганды, вовлечения людей в эйфорию так называемой крымской весны, разжигания войны на востоке Украины, войны в Сирии, постоянной государственной лжи по всем существенным вопросам. При такой интенсивной и агрессивной промывке мозгов чрезвычайно сложно вести политическую работу, направленную на просвещение, объяснение и убеждение граждан в необходимости переоснования государства, необходимости преобразований, основанных на институционализации ценностей, построении современной демократической государственности.

khabarovsk-1.jpgПротесты в Хабаровске, июль 2020 года / AP Photo Игорь Волков

Мы все чаще сталкиваемся с ошибочным представлением о том, что политическая мысль не нужна, что политика — это только персонализированная схватка за власть, что настоящее действие — это только выход на митинги, что настоящая демократия вырастет из уличной активности сама собой.

Нет, не вырастет. Крах постсоветской модернизации это доказывает. Никакие Триумфальные, никакие Болотные и Пушкинские не смогли задать политический вектор уличному протесту. Даже самым массовым выступлениям необходимы содержание, четко сформулированные политические требования к власти и лидеры (см. «Активизм и политика», 2019 год). Если общество не хочет, отвыкло говорить сложно о сложном, значит, Путин и путинская Конституция победили, кто бы ни был хозяином Кремля.

Людям необходимо предлагать идейно четкую, ценностно ориентированную программу либерально-демократических (в истинном смысле этих слов) преобразований, а не стремиться с помощью манипулятивных технологий и любыми средствами «оседлать» протестную стихию.

Демократическая мысль обязательно должна присутствовать в общественно-политическом пространстве. Инициировать и поддерживать такой дискурс гораздо сложнее, чем кричать «долой Путина» или вести бессодержательные споры о том, кто и как обслуживает режим или «сливает» протест.

Создание интеллектуальной альтернативы, генерирование политической мысли, программное, содержательное наполнение политических лозунгов — это и есть то самое действие, о необходимости которого многие рассуждают. Но совсем немногие заняты реализацией этого действия.

Наступает время дефицита идей. Не примитивных популистских мыслей — их в избытке, а именно сложных идей. Возросший спрос на новые идеи — часть глобальных процессов, так же как и осознание необходимости противопоставить бессодержательному популизму настоящую гражданственность.

Что же касается массовой активности, то совсем недавно, в 2014 году, мы наблюдали кратковременную, но вполне искреннюю активность, сродни массовому помешательству — так называемую крымскую весну, напористо и агрессивно поддержанную всеми парламентскими партиями и их электоратом. Это стало возможным в том числе и потому, что людей последовательно отучали от политической мысли.

Достигнуть практических результатов

Особый разговор о практической реализации вырабатываемых мер. Опыт последних тридцати лет убедительно показал, что политическая оппозиция не должна выступать в роли советника или консультанта властей. Такая деятельность крайне малоэффективна. Необходимо политическое принуждение власти к диалогу с оппозицией. Оппоненты авторитарной власти должны вести с ней жесткий и очень конкретный диалог с позиций проработанной демократической альтернативы — идейной, программной и политической. Поддержка такого процесса в нынешних условиях будет для мыслящих и ответственных граждан серьезным политическим шагом, осмысленным гражданским действием, выражением протестной позиции. Именно последовательное и содержательное давление на власть со стороны политически организованного гражданского общества, а не только стихийные уличные выступления, какими бы массовыми они одномоментно ни были, откроет путь сначала к серьезному обсуждению актуальной повестки дня в широких кругах общества, а затем через форматы «круглого стола» с властью — к реальным переменам в стране и смене власти.

Если не работать над содержанием альтернативы, не инициировать широкий общественный дискурс, не вынуждать власть к диалогу — если ничего из этого не предпринимать, то никаких изменений добиться будет невозможно, какие бы персональные перестановки и ситуационные перевороты во власти ни происходили. Никакие акции протеста, никакие пикеты и митинги и даже революции не помогут.

За тридцать постсоветских лет властью было предпринято столько преступных шагов, что цепочка беззакония предопределена на долгие годы вперед. Такова логика политического процесса. Если в 2014-м Кремль мог провести на территории иностранного государства «референдум о статусе Крыма», то почему в 2020-м нельзя было устроить у себя в стране «плебисцит» по одобрению слома Конституции и продлению правления Путина до 2036 года? Поэтому совершенно бесполезно рассуждать о том, что что-то «неправильно посчитали».

Конец эпохи, проигранной нами, надо превратить в начало новой.

Для этого оппозиции, всем, кто не согласен с политикой Путина и понимает ее пагубность, нужен новый способ действия, другие приоритеты и принципиально новая политика, тезисы которой изложены в этой статье.

Для практической реализации новой политики необходима существенно обновленная современная эффективная политическая партия.

Часть 3. «Яблоко»

Прежде чем говорить о задачах партии в новых условиях, надо со всей ясностью сказать: нет никакой уверенности, что наша партия не будет ликвидирована. Например, на основании нового, внесенного уже в ГД проекта закона об экстремизме в связи с территориальной целостностью. В Минюсте РФ уже есть обращения «граждан» с требованием отменить регистрацию «Яблока» в связи с позицией по Крыму. Мы обязаны быть готовыми к подобному развитию событий.

Если такой процесс действительно начнется, мы его немедленно обсудим. Пока исходим из того, что партия продолжает существовать в легальном поле России.

Мы много раз за последние годы говорили о необходимости изменений в партии, ее организации и устройстве. Практически в неизменном виде партия существует уже почти двадцать лет. Новая ситуация, сложившаяся в стране после 1 июля, настоятельно требует от нас решительных действий.

main-1.jpg

При подготовке концептуальных предложений о реформе партии мы исходили из того, что генеральная цель партии остается неизменной: построение в России современного демократического государства европейского типа, а также из необходимости реализации следующих политических задач:

  • «жить не по лжи» в публичной политике, говорить правду о нашей стране: о политике, экономике, социальной сфере, культуре — Крым, Сирия, Донбасс и др.;
  • защищать и отстаивать моральнонравственные ценности: право на жизнь и свободу, приоритет личности, равенство перед законом, уважение к человеку, жизнь без страха, творчество, равенство возможностей...;
  • строить современную политическую партию, учиться и практиковать современную публичную политику, готовить политические кадры;
  • активно бороться за необратимое преодоление сталинизма и большевизма;
  • разрабатывать и предъявлять обществу перспективную всеобъемлющую программу реформ;    
  • бороться против идеологии реванша, национализма, шовинизма, популизма и политических спекуляций;
  • разработать и реализовать программу защиты граждан от цифровой диктатуры, обеспечения «цифровых прав» граждан, инициировать гражданский электронный и цифровой контроль «снизу вверх».

Совершенно очевидно, что сегодня «Яблоко» оказалось в принципиально новых условиях. В связи с этим есть два принципиальных обстоятельства.

Первое: после «голосования» 1 июля в России произошел отказ от правового государства, процедуры выборов превращаются в полную профанацию, «парламент» полностью является придатком и исполнителем путинских решений. Обнулены не только сроки президента Путина, но и Госдума, региональные законодательные собрания... «Яблоко» как партия парламентского типа не может существовать в условиях отсутствия сколько-нибудь похожих на настоящие выборов, отсутствия парламента... Продолжение деятельности как ни в чем не бывало — это обман избирателей.

Второе: существенно изменились объективные условия работы партии. Прежде всего это связано с появлением принципиально новых информационных, цифровых и коммуникационных технологий, а также технологий больших данных. Это предполагает, например, возможность для любого члена партии с легкостью выходить в публичную сферу с чем угодно и когда угодно, ни с кем не консультируясь и не сверяясь. Все более широкое распространение в партии таких процедур, как праймериз, фандрайзинг и т. п., полностью меняет принципы принятия решений. В мире эти обстоятельства резко усилили влияние в политике популизма, национализма и в целом существенно понизили качество политики.

Необходимо искать новые структурно-организационные подходы к работе партии. Следует рассмотреть более жесткие требования к соблюдению идеологии, программы партии и, конечно, дисциплине в партии. На этой основе готовить новые кадры. Сочетание в нашей стране суперавторитарной модели правления с агрессивным полицейским государством и новыми технологиями ставит перед партией чрезвычайно сложные задачи.

Новое также заключается в том, что поле политики сильно сужается, выборы потеряли былое значение и участие в них теперь может рассматриваться прежде всего как опыт и тренинг кадров и в значительно меньшей степени, чем раньше, как способ влияния на политику.

В этом контексте в ноябре текущего года, на второй части XXI Съезда, следует рассмотреть предложения о новой организационной структуре партии, повышении дисциплины, что является настоятельным требованием обстоятельств, и внести соответствующие изменения в Устав.

Три главных элемента реформы партии: политическая позиция; кадры; организация.

————

mn-29022020_2_0.jpg

Концепция реформы партии «Яблоко»[10]

Партия как организация*[11]

Предлагается перейти к идеологической кадровой партии, главным содержанием работы которой является политическая работа по выработке и продвижению политической альтернативы: проекта Новой Конституции, Учредительного собрания, построения в России современного демократического государства. Партия стремится к широкой поддержке в обществе, но при безусловном приоритете сохранения смысла и направленности политической работы.

Во имя достижения стратегических целей — построения в России современного демократического государства — партия может сотрудничать с самыми разными политическими силами России, строго сохраняя при этом собственную политическую идентичность: социально-либеральную идеологию, в основе которой свобода и справедливость. 

Подготовка кадров профессиональных политиков — одна из основных задач партии. Число членов партии может быть небольшим. Число сторонников и волонтеров — максимальным. 

Партии необходим опытный, профессиональный, эффективный, компетентный и при этом компактный аппарат.

Расширенная партия состоит из членов партии и сторонников, а также входящих в состав аппарата или примыкающих к партии экспертных структур.

Члены партии. Политики, люди, стремящиеся стать политиками, граждане, понимающие и разделяющие демократическую социально-либеральную идеологию партии и морально-этические, нравственные основы партии, желающие участвовать в политике и ответственно выполняющие взятые на себя обязательства по реализации целей и задач партии.

Сторонники и волонтеры. Приверженцы базовых ценностей и идей партии, обеспечивающие связь с гражданами, вовлеченные в ее массовые кампании и инициативы.

Смысл и цели

В новых условиях следует сосредоточить свое внимание на главных направлениях, аккумулируя на них все внимание и ресурсы.

Предлагается составить перечень тем и вопросов, с которыми работает партия. 

Сосредоточиться на больших среднесрочных и долгосрочных проектах, которые являются смыслом существования партии и/или которые она может реализовать лучше всего. Это подготовка и пропаганда переоснования российской государственности — проект Конституции и Учредительное собрание, масштабная экономическая реформа, экология, правозащита, политическое образование и просвещение. Ежегодно утверждать портфель проектов (федеральных, межрегиональных и региональных) и работать над их реализацией. Финансировать не людей и направления, а проекты.

Ежегодно проводить общефедеральные политические кампании по ключевым политическим темам (создавать связанные информационные поводы и использовать все формы политической активности в рамках одного актуального вопроса), что поможет сделать деятельность партии заметной и донести позицию до большего числа адресатов. 

Необходимо сочетать критику и альтернативу, связывать реакцию на событие с собственной повесткой, находить перспективные темы и вопросы, при этом действовать активно уже сейчас, даже если они в данный момент не актуализированы. Это позволит «застолбить» тему, связать ее в глазах избирателя с «Яблоком», создать цепь ассоциаций между проблемами и путями их решения.

Членство и ответственность*

В условиях жесткого авторитарного режима, дрейфующего к фашизму, необходимы решительное повышение дисциплины, защита от манипуляций и повышение качественного уровня членов организации. 

С этой целью предлагается повысить ответственность членов партии, сделать условия вступления требующими большей подготовки и ответственности, расширить и детализировать основания для исключения из партии.

Первое. В партии сохраняется два вида членства – зарегистрированные и незарегистрированные члены.

Вступивший в партию гражданин является незарегистрированным членом партии в течение года и не вступает в права члена партии на протяжении этого периода (не может избирать и избираться в руководящие органы, не получает полного доступа к мероприятиям, документам и трансляциям партии). По прошествии года он не становится зарегистрированным членом автоматически, а получает право подать соответствующее заявление, которое рассматривается руководящим органом. Иными словами, вводятся стаж и испытательный срок, на протяжении которого член партии может зарекомендовать себя, проявить активность и окончательно решить, хочет он присоединиться к «Яблоку» или нет.

Для более детального рассмотрения вопроса о приеме при федеральном Бюро и региональных советах создаются комиссии по приему. Претендент на членство в организации должен пройти собеседование в комиссии и получить ее рекомендацию. Решение о приеме принимается голосованием.

Создаются специальные механизмы защиты от рейдерских захватов и манипуляций с численностью.

Предлагается расширить перечень оснований для исключения и детализировать деяния, наносящие партии политический ущерб.

К перечисленным в уставе основаниям необходимо добавить:

  • противодействие исполнению решений руководящих органов партии;
  • различные формы нанесения политического ущерба;
  • публичные высказывания (включая высказывания в сети Интернет) и действия, наносящие ущерб репутации партии;
  • выдвижение на выборах против партийного кандидата и публичная поддержка другого кандидата при наличии собственного кандидата партии;
  • манипуляции с численностью членов и сторонников партии и результатами внутрипартийных голосований;
  • нарушение принципов коалиционной политики партии, вхождение в состав организации или коалиции, чья деятельность противоречит целям, задачам и интересам партии;
  • неуважение к членам и институтам партии, создание атмосферы склоки, раздоров, ненависти и нетерпимости в организации.

Возможно утверждение на съезде этического кодекса, включающего правила отношений между членами партии, внутрипартийных дискуссий и публикаций в интернете, вопросы взаимодействия с журналистами, органами власти, другими партиями и политиками. Вводится дисциплинарная ответственность.

Вопрос об исключении из партии и дисциплинарной ответственности рассматривает федеральный Партийный арбитраж по представлению Бюро партии, конференции регионального отделения или регионального совета. 

Сторонники

Партия стремится расширять свое влияние за счет многочисленных сторонников.

Сторонники регистрируются в специальном реестре, предусмотрено удостоверение. Чтобы зарегистрироваться, необходимо заполнить анкету и выразить согласие с Политическим меморандумом.

Из числа сторонников набираются наблюдатели, волонтеры, кандидаты. Члены партии, как правило, рекрутируются из числа сторонников.

На базе сторонников может быть сформирована Общественная организация «Яблоко».

Перерегистрация*  

Для переформатирования текущей ситуации в партии проводится перерегистрация. Те из членов, кто не принимает участие в деятельности партии или не соответствует требованиям устава партии, переводятся (по согласованию с ними и с разъяснением) в группу сторонников. Действующие члены партии проходят собеседование специальных комиссий, по итогам которых руководящим органом принимается решение об их статусе в качестве зарегистрированных или незарегистрированных членов.

Демократия и участие*

Одновременно с ужесточением дисциплины необходимо существенно расширить влияние членов и сторонников на процесс принятия решений, для чего перейти к обязательным процедурам праймериз, внутрипартийных референдумов и обсуждений. Эти процедуры призваны вовлечь большие группы людей в партийную деятельность. Однако это должно происходить не в ущерб качеству принимаемых решений. Так, например, предлагается определять с помощью праймериз лидеров списков на федеральных, региональных и местных выборах, кандидатов на все выборные должности. И при этом надо понимать, что сутью кадровой политики партии может быть только ставка на меритократию, когда властные политические функции и права управления делегируются наиболее компетентным и нравственным членам партии, получающим свои полномочия в соответствии с демократическими механизмами.

Внутрипартийные референдумы. Выборы председателя партии и председателей региональных отделений следует проводить с помощью общепартийного голосования (путем голосования всех зарегистрированных членов партии). Участвовать в борьбе за пост председателя смогут только кандидаты — члены партии, отвечающие определенным критериям, прошедшие соответствующие собеседования и утвержденные руководящим органом партии.

Общепартийное обсуждение. По наиболее острым или спорным вопросам будет использоваться практика общепартийных дискуссий. Обсуждение завершается заседанием Федерального совета, на котором проходит последний раунд обсуждения и подводятся общие итоги. Принятая по итогам обсуждения позиция партии становится официальной. Таким образом разрешаются спорные вопросы, базовые ценности и решения партии получают устойчивость.

Региональные отделения

Ситуация изменилась коренным образом, поэтому появилась насущная необходимость введения новых критериев эффективности деятельности региональных отделений.

Право голоса во внутрипартийных делах, как и финансирование, не должны быть уравнительными. «Яблоко» должно поощрять свои региональные отделения прежде всего за политическую работу по достижению целей партии.

При этом надо понимать, что в сложившихся условиях политическая активность и «успехи на выборах» не всегда тождественны.

Органы управления*

Предлагается сформировать Высший партийный совет. В Высший партийный совет входят члены партии, три срока подряд избиравшиеся в Политкомитет или Бюро партии, являющиеся членами партии более 15 лет и достигшие возраста 65 лет. Высший партийный совет вправе обсуждать и выносить решения по любым вопросам. Решения ВПС носят рекомендательный характер.

Федеральный политический комитет избирается на Съезде. Председатель и Ответственный секретарь избираются из числа избранных членов ФПК. ФПК разрабатывает стратегию партии и политическое содержание работы, политические программы и определяет позицию партии по крупным федеральным вопросам. Возможно рассмотрение вопроса о возрастных ограничениях для избрания членов ФПК. 

Федеральный политический комитет оставляет за собой право согласовывать списки кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы, получает право согласовывать список участников праймериз по определению кандидата в президенты России и лидеров списка на выборах депутатов Государственной Думы, а также кандидатуры для общепартийных голосований по выбору председателя партии. ФПК также будет принимать решение об инициировании общепартийной дискуссии.

Бюро должно осуществлять текущие функции управления, организовывать политические кампании и реагировать на происходящие в стране события. За каждым членом Бюро необходимо закрепить один из тематических вопросов, чтобы он становился спикером партии по данному вопросу. Спикер будет отвечать за подготовку заявлений, решений и партийных слушаний в зоне своей ответственности.

Бюро может создать орган оперативного управления, осуществляющий текущее планирование и реализацию принятых решений.

Региональные отделения должны согласовывать с Бюро партии не только кандидатов в губернаторы, но также политические коалиции и выдвижение на региональных и важных местных выборах кандидатов, не являющихся членами партии.

Бюро должно получить право согласовывать списки кандидатов на выборах в Мосгордуму и Законодательное собрание Санкт-Петербурга, участников праймериз по определению кандидатов в мэры Москвы, губернаторы Санкт-Петербурга и лидеров списков на выборах в Мосгордуму и Законодательное собрание Санкт-Петербурга, а также кандидатуры для общепартийных голосований по выбору председателей региональных отделений.

Партийный арбитраж должен стать влиятельным органом, разрешающим споры внутри партии. Он получит полномочия рассматривать вопросы об исключении из партии и приостановке деятельности руководящих органов региональных отделений.

Усиление ответственности членов партии и работа партии в новых условиях потребуют более четкого разделения функций между ВПС, ФПК, Бюро, Арбитражем и, самое главное, эффективного баланса властей, правильных сдержек и противовесов.

Ограничение сроков и иные изменения*

Институт ограничения сроков полномочий должен распространиться на другие партийные органы. По примеру председателя партии необходимо ограничить срок полномочий председателей региональных отделений 8 годами. Никто не должен заседать в ФПК, Бюро, КРК, Партийном арбитраже и региональном совете более 12 лет (в каждом из органов). Исключение могут составлять лица, входящие в коллегиальный орган по должности, а также почетные председатели партии. Для председателей региональных отделений сроки исчисляются с момента принятия соответствующего решения, для членов коллективных органов – с даты избрания текущего созыва.

Управление* 

Для повышения эффективности управления Федеральный аппарат партии предлагается разделить на две части.

Вывести из исполнительного аппарата сотрудников, являющихся политиками. Им следует присвоить статус «политических советников», получающих вознаграждение за политическую и экспертную работу. В эту группу должны быть включены должностные руководящие лица партии (председатель, заместители председателя, координатор ФПК) и отраслевые центры, работающие по отдельному плану и выполняющие задачи публичной экспертизы и выработки содержательной альтернативы.

Сотрудники исполнительной части аппарата должны наниматься исключительно по профессиональному принципу, оцениваться по результатам работы и получать рыночный уровень заработной платы.

Политическая академия и партийный журнал

Партия должна стать эффективным механизмом для воспитания будущих политиков. Для реализации этой задачи предлагается создать Политическую академию.

Цели академии – повышение качества членов организации и квалификации сотрудников региональных аппаратов (аналитиков, технологов, пиарщиков), воспитание партийных лидеров и лидеров общественного мнения, способных благодаря своим навыкам и качествам вести за собой людей и укреплять влияние партии.

Для продвижения ценностей партии и повышения интеллектуального уровня членов и сторонников организации предлагается создать регулярное печатное издание.

* * *

Федеральный политический комитет «Яблока» 23 июля 2020 года обсудил настоящий политический доклад и Концепцию реформы партии. В своем решении ФПК посчитал полезным публикацию доклада в СМИ, обсуждение новых задач партии на второй части XXI Съезда партии (ноябрь 2020 года) и принятие соответствующих решений Съезда.

Федеральный политический комитет поддержал основные предложения по реформе партии (Концепцию реформы), содержащиеся в докладе, в частности:

 – формирование кадровой партии и ее кадрового резерва на прочной ценностной и социально-либеральной идеологической основе;

– формирование, развитие и поддержание масштабной сети сторонников (Общественного движения);

– решительное укрепление партийной дисциплины, повышение ответственности членов партии при одновременном расширении влияния членов и сторонников на процесс принятия решений в партии;

– введение испытательного срока для вступления в партию, детализацию оснований для исключения из партии;

– ограничение сроков полномочий членов руководящих органов и другое.

Бюро рекомендовано обсудить цели и задачи партии в новых условиях, сформулированные в докладе, и подготовить план практической работы по их реализации. Председателю партии поручено сформировать рабочую группу для обобщения предложений по реформе партии и подготовке поправок в Программу и Устав партии для внесения Федеральным политическим комитетом совместно с Бюро партии пакета поправок на вторую часть XXI Съезда в ноябре текущего года.  

—————

[1] См. Явлинский Г. А., Космынин А. В. Историко-политические заметки: народ, страна, реформы. М., “Московские ведомости”, 2015.

[2] См. Явлинский Г. А. Рецессия капитализма — скрытые причины. Realeconomik. М., Изд-во ВШЭ, 2014.

[3] См. Николаев И. Первые с конца. Чего достигла Россия после развала СССР? “Новая газета”, июль 2020.

 Явлинский Г. А., Космынин А. В. Двадцать лет реформ. «Мир России», 2011, № 2, 3).

[4] См. Явлинский Г. А., Космынин А. В. Перспективы российского общества в XXI веке: окончательный уход или модернизация.  «Мир России», № 3, 2011.

[5] Sine qua non — обязательное и необходимое условие.

[6] См. Явлинский Г. А. «Необходимость и способы легитимации крупной частной собственности в России: постановка проблемы». Вопросы экономики, № 9, 2007; Явлинский Г. А. «Рецессия капитализма». ГУ ВШЭ, 2014; Явлинский Г. А. «Перспективы России. Экономический и политический взгляд». Галлея-Принт, 2006; Явлинский Г. А. «Стимулы и институты». ГУ ВШЭ, 2007.

[7] См. Ганнушкина С. А. Почему жители России просят убежище в Европе? 2019; Пандемия способствовала освобождению из ЦВСИГ 50% мигрантов. 2020.

[8] См. Дубровина Е. П. Предложения по реформированию избирательной системы Российской Федерации. 2019.

[9] См. спецпроект «А Крым наш?»; Явлинский Г. А. Урегулирование на Донбассе. 10 пунктов. 2010; Явлинский Г. А. «Война в Сирии: то, о чем надо помнить». 2019; Арбатов А. Г. «Коронавирус уйдет, а ядерное оружие останется». 2020.

[10] Представленная Концепция основана на тщательном анализе 44 партийных организаций в 21 стране мира, с учетом особенностей и ограничений авторитарного режима и иных российских реалий. Материал подготовлен на основе предложений И. В. Большакова и Аналитического управления партии (основная часть), Б. Г. Мисника, В. В. Игрунова с учетом соображений Н. И. Рыбакова, В. С. Горячева, А. В. Космынина, Т. В. Иваниной и др.

[11] * — требует изменений в Уставе.

Обсуждение концепции реформы партии

Виктор Шейнис «Партийная реформа в «Яблоке». Что целесообразно сделать и чего желательно избежать», 27 октября 2020 года

Автор

Явлинский Григорий Алексеевич

Председатель Федерального политического комитета партии «ЯБЛОКО», вице-президент Либерального интернационала. Доктор экономических наук, профессор НИУ Высшая школа экономики

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Реформа партии


Все статьи по теме: Реформа партии