24 сентября Минфин РФ сообщил о свой инициативе повысить налог на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 22%. Это предложение уже включено в проект бюджета на 2026-2028 годы. Если оно будет одобрено, повышение произойдёт с 1 января 2026 года. Инициативу правительства комментирует член политкомитета «Яблока», доктор экономических наук Евгений Гонтмахер.
Евгений Гонтмахер. Фото: пресс-служба партии
О причинах
Министр финансов Антон Силуанов сказал откровенно – это делается для финансирования обороны и безопасности страны. Дело в том, что у нас большая дыра в бюджете. Его дефицит намного выше запланированного на 2025 год. Вместо изначально ожидаемых 1,1 трлн руб. будет, судя по всему, 8-9 трлн. И эту дырку надо чем-то закрывать. Если ничего не делать и будет продолжаться специальная военная операция, то в следующем году дефицит будет ещё больше.
С другой стороны, у нас из-за санкций доходы бюджета от экспорта газа и нефти, угля и другого сырья довольно существенно падают. Для закрытия дефицита бюджета можно было бы использовать заимствования, но никто в долг Российской Федерации как из числа зарубежных кредиторов, так и внутри страны не особо горит желанием давать. Поэтому остаётся один вариант – повышать налоги. Тем самым правительство нарушает то указание, которое дал Путин в прошлом году: «Президент нам поручил, - заявлял Силуанов на ПМЭФ-2024, - базово до 2030 года не менять налоговую систему. И это будет сделано. Какие-то точечные корректировки – они всегда имеют место быть». Тем не менее, прошёл год, и предлагается значительная новация – повышение ставки одного из важнейших налогов (НДС) с 20 до 22%.
Предлагается и вторая новация, не менее жёсткая. У нас предприятия малого бизнеса могут переходить на упрощённую систему налогообложения, если у них доход ниже 60 млн рублей. А тут предлагается снизить этот порог до 10 млн.
В том, что предложено, прослеживается чисто фискальная логика, и никто её не скрывает: государству банально не хватает денег.
О последствиях
Это точно проинфляционные новации, потому что производители, которые сейчас платят 20%, будут вкладывать эти дополнительные 2 процентных пункта в цену продукции, которую мы с вами покупаем. В итоге их оплатит конечный потребитель: население и предприятия, которые покупают товары и услуги у других предприятий. Насколько дополнительная инфляция будет существенной, приведёт ли это к её взрывоопасному росту, пока сказать сложно. Но это не будет способствовать планам правительства снизить инфляцию до 4%, как они хотят в 2026 году, это маловероятно. Тем более, сохраняются все другие инфляционные факторы.
То есть это удорожание жизни. Будет ли это компенсировано ростом доходов? Сомневаюсь – ведь ситуация с дефицитом бюджета по-прежнему будет напряжённой, несмотря на предлагаемое повышение налогов. В лучшем случае для некоторых категорий населения (например, для пенсионеров) получится покрыть это удорожание. Повышение налогов – классика экономики, которая считает себя рыночной, – как правило, не способствует экономическому росту. Наоборот, это фактор, который экономический рост тормозит, тем более, в наших условиях, когда есть много других факторов, которые этому росту не способствуют. Недаром мы наблюдаем «охлаждение» экономики, которая, как отмечают эксперты, балансирует между стагнацией и рецессией.
Так что это вынужденный шаг, который ничего позитивного нашей экономике не принесёт.
Об альтернативах
Прекращение огня, о необходимости которого постоянно говорит «Яблоко», может повлиять на уровень расходов бюджета, потому что специальная военная операция стоит больших денег. Но понятно, что финансовая инерция будет очень большой. Даже если представить, что прекращение огня состоится, это не значит, что через пару месяцев не будет необходимости финансировать оборонные расходы в прежнем размере: ВПК будет интенсивно работать ещё год-два для пополнения запасов вооружений, армия не будет быстро демобилизована. Поэтому предлагаемое (и фактически предрешённое) повышение налогов вряд ли сменится в среднесрочной перспективе их снижением, даже если что-то очень сильно поменяется и в экономике, и в стране в целом.
Об НДС в других странах
На фоне европейских стран наш уровень НДС выше среднего. Не самый большой, есть выше, но мы приближаемся к лидерам: Польша - 23%, Дания - 25%, Норвегия - 25%, Швеция - 25%, Венгрия - 27%.