13 марта 2018
Пресс-релиз

«Современную экономику могут создать только свободные творческие люди»

Кандидат в президенты России Григорий Явлинский во вторник представил свою программу реформы образования в России и обсудил с экспертами основные проблемы отечественной системы обучения. По мнению Явлинского, современная и эффективная экономика не может быть построена на базе системы образования, направленной на консервацию действующего режима. Кандидат в президенты рассказал, где найти средства для увеличения бюджета на образование и науку, и почему школам нужны разные учебники.

«Когда я формировал программу, мы с коллегами исходили из того, что образование, наука и высокие технологии — это единый комплекс в современных условиях. И все эти направления являются единым важнейшим стратегическим направлением, их даже разрывать неправильно», — начал свое выступление Григорий Явлинский.

Кандидат в президенты уверен, что бюджет, выделяемый на образование должен быть не немее 5,5% от валового внутреннего продукта (ВВП), а сейчас он не превышает 3,9%. На науку, по его словам, стоит выделять до 2% ВВП (то есть увеличить вдвое).

«Такая система должна обеспечить ту самую науку, без которой та самая оборона и мультфильмы Путина невозможны. Современную оборону нельзя сделать без современной качественной российской науки. Ведь это все советские разработки, которыми мы сейчас хвалимся, они старые», — отметил Явлинский.

Он напомнил, что приоритетом системы Владимира Путина являются вопросы, связанные с гонкой вооружений и дальнейшей изоляции России, что ставит нашу страну на грань самых непредсказуемых событий.

«Сейчас стоит развилка — что такое образование в России? В системе Путина главная цель образования — это сохранение этого режима, цель идеологическая. И система образования выстроена как идеологическая пропагандистская база режима. Эта система консервирует положение вещей, она обращена назад, она лишает страну будущего. Для экономики будущего нужна другая система образования, которая делает людей творческими, свободными, разными, открытыми», — подчеркнул кандидат в президенты.

По его словам, важнейшим вопросом является академическая свобода. Такую точку зрения поддерживают и эксперты. Завуч московской школы №2 Александр Ковальджи в ходе беседы отметил, что на сегодняшний день в сфере образования перегибают с контролем и не дают развиваться талантливым педагогам, способным предложить нестандартные решения. «У нас кризис доверия — все надо контролировать, регулировать, вертикаль власти уже переросла границы. Нужна свобода, но ее надо заслужить. Мне кажется, что учителя, у которого хорошие результаты, надо перестать контролировать. К сожалению, талантливые люди постоянно предлагают решения, а их пытаются за это наказать и скрутить руки», — сказал Ковальджи.

Евгений Бунимович, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук

Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук Евгений Бунимович также подчеркнул необходимость развития творческого мышления и разнообразия образовательных процессов: «Так сегодня меняется мир, что прежде всего востребованы люди с творческим критическим мышлением, открытым разумом, с умением в разных ситуациях принимать решения, работать в группах, коллективах, открыто принимать другие мнения и резоны. Нам говорят, что мы окружены кольцом недоброжелателей, и нам нужно обороняться. Но невозможно создать современную технологическую модель без критического разума, без умения взаимодействовать с людьми разных взглядов», — отметил Бунимович.

Он уверен, что странной выглядит сегодня идея о единых учебниках, когда каждый может через Интернет найти любую информацию и версии событий.

«Даже в СССР не было единых учебников — в силу практической ситуации осознали, что нужна конкуренция. Представление, что единый учебник может создать единую модель мира — это прошлый век. История показывает, что дети разные, нельзя их всех сделать одинаковыми и нужно им разное», — заключил эксперт, согласившись с предложенной Григорием Явлинским вариативностью образования и разнообразием учебников.

«Создать постиндустриальную экономику могут только свободные творческие люди, которые учились в обстановке вариативности образования, при разнообразии учебников, в условиях академической свободы, у преподавателей, которых не держали на крючке с помощью надбавок и поощрений», — заявил Григорий Явлинский.

Председатель партии «Яблоко» Эмилия Слабунова считает, что «невозможно создать цифровую экономику, которая требует свободной творческой личности, в условиях несвободного образования, в котором буквально закатывается в асфальт всяческая вариативность, индивидуальность». При нынешней системе, утверждает она, «невозможно совершить никаких прорывов, кроме прорыва ко дну».

Представляя свою программу, Явлинский подчеркнул необходимость прекращения практики слияния школ и вузов, детских садов и других образовательных учреждений, а также уничтожение библиотек. Программа также предусматривает доступность образовательных кредитов для любого ребенка в России независимо от его происхождения и уровня обеспеченности его семьи.

Кандидат в президенты предлагает ввести минимальный норматив финансирования образовательного стандарта на одного учащегося, который будет общим для любого региона страны. Отдельно выделяется необходимость обеспечения национального мониторинга образования, не связанного с системой ЕГЭ и ГИА. Важным аспектом кандидат считает систему Российской академии наук (РАН) и возможность избрания, а не назначения ее президента. Явлинский также предлагает освободить от налога на добавленную стоимость (НДС) значительную часть инновационных и машиностроительных предприятий.

Кандидат в президенты пояснил, что при желании найти бюджет на образование, науку и высокие технологии не проблема, необходима лишь политическая воля и грамотное расходовании средств: «У нас нецелевые расходы министерств и ведомств составляют 700 млрд рублей каждый год; кроме того компании Роснефть и Газпром не выплачивают дивиденды, и за год они не выплачивают 400-600 млрд; непонятно по каким причинам Путин простил 160 млн долларов долгов; строительство стадионов в Петербурге за 45 млн рублей – странная история; или 212 млрд на строительство стадионов к Чемпионату мира по футболу, из которых на 90 с лишним превышает величину цены таких же стадионов в мире; еще 60 млрд рублей на строительство фонтанов в Грозном. Это все официальные цифры. Еще можно сказать про войну в Сирии за 250 млрд рублей, можно сказать про Донбасс – 330 млрд рублей», — сказал Явлинский, отметив также, что страна ежегодно теряет 3 млрд рублей за счет санкций, а именно столько сегодня составляет бюджет образования.

Оргсекретарь Центрального совета профсоюза «Университетская солидарность» Юрий Бределев не уверен, что проблему можно решить только бюджетом. Его беспокоит «идеологическое давление государства и вмешательство административного персонала» на педагогов. «Под видом воспитательных работ проводилась слежка за преподавателями, участились случаи увольнения за общественную деятельность», — сообщил Бределев. Он отмечает незащищенность педсостава, необходимость постоянного прохождения конкурсных процедур и краткосрочные контракты, которые в любой момент могут прервать. Бределев настаивает на реализации права на бессрочный трудовой договор.

О проблемах с учителями-дефектологами и психологами в школьных учреждениях в ходе дискуссии рассказал преподаватель Института прикладного анализа поведения Родион Барабанов. По его словам, в условиях недостаточного методического оснащения психологи сталкиваются с проблемой невозможности оказания специализированной и грамотной помощи детям.

На встрече также был поднят вопрос образования специалистов медицинской среды. Врач-эндокринолог, член EASD Ольга Демичева посетовала, что сегодня уровень среднего российского врача очень далек от мировых стандартов, при этом постдипломное образование для медиков становится недоступным. «Специалисты, которые выходят из медицинских вузов, не готовы работать с больным, они еще не врачи, которых можно свободно и безопасно для пациента пустить работать. Интернатура упраздняется, в ординатуре очень мало бесплатных мест, все очень дорого — не все могут себе это позволить. Значит либо, едва окончив мединститут, человек уходит из профессии (в основном в фармкомпании и рекламируют лекарства) или они идут на участки в поликлиники, к ним допускают пациентов, а этот выпускник имеет 12 минут на пациента по нынешним нормам. Так о каком качественном и доступном здравоохранении при такой подготовке медицинских кадров мы можем говорить?», — заявила Демичева.

Эксперты предложили создать рабочую группу с участием представителей профсоюзов и членов партии «Яблоко» для регулярного обсуждения вопросов образовательной системы. Григорий Явлинский отметил достоинство экспертных круглых столов, когда, «в отличие от дебатов можно действительно поговорить с людьми, которые в курсе дела».

«Программа, которую я предлагаю — это программа плавного разумного перехода от нынешней стагнирующей системы образования к современной и перспективной. Мы можем создать в России такую систему образования, которая будет реально устремлена в будущее, ляжет в фундамент современной экономики в России, будет конкурентоспособной, сможет реализовать природные и культурные традиции и качества, которые есть у нашего народа. Мы можем создать такую систему образования», подчеркнул в заключении Григорий Явлинский, призвав 18 марта проголосовать за создание современного образования.

«Мы много раз видели примеры, когда политический курс страны меняется при условии, что этот курс поддерживает пусть не большинство, но десятки миллионов людей», — подчеркнул кандидат в президенты.