[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Пресс-служба]
[Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Актуальные темы] [Персоналии]

Виктор Шейнис
"Яблоко" за честные выборы
Чего мы еще хотим
Москва, "ЭПИцентр", 1999 год

Задачи, которые были сформулированы в нашей предвыборной программе 1995 г. в области избирательного законодательства, в значительной мере выполнены. Но, во-первых, не все и не полностью, а во-вторых, жизнь ставит новые задачи. Мы готовы к продолжению этой работы в Государственной Думе следующего созыва. Для того у нас есть квалифицированные кадры, подготовленные законодательные инициативы и законопроекты, наработаны связи и взаимопонимание с участниками разработки избирательного законодательства в других партиях, в государственных институтах и общественных организациях. Впереди - огромный пласт работы.

Мы будем отражать попытки ревизии фундаментальных основ существующей избирательной системы, прежде всего - избрания депутатов Государственной Думы по спискам избирательных объединений и по одномандатным округам в равной пропорции. Противники этой системы в истекшие годы потерпели ряд серьезных поражений, но наивно было бы полагать, что их попытки будут оставлены. Сломать систему, легитимность которой подтверждена всем законодательством, новым и старым, и применением уже на нескольких выборах, конечно, нелегко. Но не исключено, что ее влиятельные антагонисты попытаются пойти напролом. Недаром на самом высоком уровне нам грозят после выборов вернуться к пересмотру избирательного законодательства с тем, чтобы ущемить роль партий, не раскрывая, как это собираются делать, "чтобы не сглазить".

Приоритетная задача - совершенствование законодательного механизма, пресекающего фальсификации и манипулирование волей избирателей. Здесь немало сделано, но, как уже отмечалось, политические и хозяйственные элиты, изобретатели "грязных технологий" применяют все новые приемы, подчиняющие им избирательный процесс. Особое внимание мы будем уделять "сопровождающим" законам, обеспечивающим механизм реализации избирательных норм, санкции за их нарушение: Уголовному кодексу, Кодексу об административных правонарушениях, закону о милиции и др.

Мы внесем и постараемся провести четыре закона, регулирующие выборы и референдумы на федеральном уровне.

Еще до окончания срока полномочий Госдумы нынешнего созыва мы рассчитываем провести новую редакцию закона о выборах Президента Российской Федерации. Проект, в который включено все, что отработано в других законах, нами уже подготовлен, согласован и, вероятно, будет внесен от имени президента, что должно облегчить его прохождение. Было бы неправильно оставлять его принятие будущей Думе, ибо дата следующих президентских выборов должна быть назначена уже в феврале 2000 г.

Принятый в 1995 г. Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" устарел. Его необходимо привести в соответствие с последней редакцией рамочного закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Мы знаем, как это сделать. Хотя идея распространения рамочного закона, принятого в 1994 г., на проведение не только выборов, но и референдумов, которые запускаются в регионах и на местах, принадлежала не нам, мы предложили и провели конкретное наполнение ряда статей этого закона, посвященных референдуму. Референдум, согласно нашей Конституции, - одна из двух высших форм, которые непосредственно выражают власть народа. На федеральном уровне с его помощью могут решаться ключевые проблемы развития страны. Но хорошо известно, как не раз референдум использовали различные демагоги, как с помощью плебисцитов продавливалось решение сложных вопросов, осознанный подход к которым требует соответствующей подготовки и немалой квалификации. Слишком памятны бонапартовские плебисциты, утвердившие авторитарную власть, и гитлеровские референдумы, проложившие путь одной из самых страшных и свирепых диктатур в истории. Поэтому мы решительно выступаем против смешения вопросов, которые можно решать методами прямой демократии, с вопросами, которые нуждаются в тщательной проработке парламентскими учреждениями, против облегченных процедур инициирования и проведения референдума.

Одна из наиболее болезненных проблем нашего государственного строительства - порядок формирования Совета Федерации. Сегодня это не парламентское учреждение и даже не подобие германского бундесрата, который, не являясь палатой парламента, реализует некоторые функции по согласованию позиций земельных правительств с бундестагом в области законодательства. Совет Федерации, как он существует с 1996 г., - совещание высших чиновников, избранных для выполнения другой работы, но "по совместительству", на основе рекомендаций своего никем не избираемого аппарата надзирающих за законодательным процессом и осуществляющих важные государственные назначения. Нынешний способ построения Совета Федерации противоречит и конституционному принципу разделения властей, и независимости высшей федеральной судебной и прокурорской власти от властей региональных и исполнительных, и необходимой профессионализации законодательной деятельности.

Мы вполне отдаем себе отчет в том, как сложно изменить существующий порядок, интересы каких влиятельных сил мы задеваем самой постановкой вопроса о реформе Совета Федерации, вызывая огонь на себя. Но мы убеждены, что верхняя палата должна быть органом демократического представительства граждан регионов России, а не их политических элит. Мы подготовили и внесем соответствующий законопроект, к которому намерены привлечь широкое общественное внимание.

В Конституции Российской Федерации предусмотрено издание федерального конституционного закона о Конституционном собрании. Мы не считаем эту задачу особенно неотложной, так как не видим необходимости на данном этапе ни принимать новую Конституцию, ни вторгаться в текст первой, второй и девятой глав Конституции, определивших основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина и порядок пересмотра Конституции, что нельзя сделать помимо Конституционного собрания. Мы отдаем отчет в том, что такое вторжение в условиях политической нестабильности, острого противостояния может оказаться не только излишним, но и опасным. Действительно неотложные изменения в Конституцию, связанные с федеративным устройством и организацией федеральной государственной власти, можно и нужно внести в виде поправок в ее главы III -VIII. Депутаты и эксперты "ЯБЛОКА" сейчас завершают подготовку таких поправок и предъявят их Государственной Думе следующего созыва и обществу. Но, наряду с этим, и конституционное "задание" - разработка и принятие закона о Конституционном собрании должно быть выполнено.

Мы подготовим и предложим соответствующий законопроект - в противовес уже появившимся проектам создания некоего надпарламента, включающего в полном составе депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, судей высших судов, чиновников президентской администрации и правительства, представителей региональных властей и т. д. и способного в лучшем случае лишь соглашаться или отклонять представленные конституционные проекты. На наш взгляд, Конституционное собрание должно быть компактным и высокопрофессиональным. Его члены должны избираться гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права специально для работы по изменению Конституции и не должны совмещать эту работу ни с какой другой, кроме научной или творческой. Избирательная система на выборах Конституционного собрания должна быть такой, чтобы обеспечить представительство основных подходов к тому, каким должно быть наше социальное и политическое устройство, - примерно в том же соотношении, в каком эти подходы получают поддержку в обществе. Это означает, по-видимому, что наиболее адекватным способом формирования Конституционного собрания были бы выборы по платформам и спискам кандидатов от политических организаций, заранее подготовивших и обнародовавших свои проекты изменений Конституции.

Разработку этих и других законов о выборах федеральных органов государственной власти, о референдумах, а также совершенствование законов, основная работа над которыми уже завершена, мы рассматриваем как этапы на пути к решению задачи, которая нами ставилась еще в 1994 г., - кодификации всего федерального законодательства о выборах и референдумах, созданию Избирательного кодекса.

Особо стоит весьма актуальная задача установления соответствия избирательных законов, принимаемых в субъектах Российской Федерации, нормам и гарантиям, содержащимся в федеральном законодательстве. В принципиальном плане она решается законом об основных гарантиях избирательных прав, нормы которого приоритетны и в котором, как кажется, мы приблизились к максимуму возможного при данном соотношении сил, а также распределении полномочий между Федерацией и регионами. Не секрет, однако, что в регионах действуют, а подчас и продолжают приниматься законы, вступающие в грубое противоречие с федеральным избирательным (и не только избирательным) законодательством. Исправить это положение чисто законодательным путем невозможно. Мы будем прибегать к политическим методам, ставить вопросы о несоответствии региональных законов перед судами и прокуратурой, участвовать, как это делаем и сейчас, в работе думских комиссий, создаваемых для расследования сигналов с мест о нарушении избирательного законодательства, установим и разовьем деловые контакты с нашими единомышленниками и коллегами, избранными в законодательные органы субъектов Федерации, в органы местного самоуправления, окажем им необходимую методическую и консультационную помощь, в частности, разрабатывая проекты модельных законов.

"ЯБЛОКО" принимало активное участие в работе Межпарламентской Ассамблеи СНГ, в частности, ее комитета по государственному строительству. Мы представили и провели в этом комитете схему рекомендаций по модельному закону об основных гарантиях избирательных прав граждан государств СНГ и проект модельного закона о местном референдуме. Имея в виду перспективу реинтеграции нашего Сообщества, мы придаем большое значение разумной унификации на добровольной основе законодательства, определяющего, в частности, порядок выборов органов государственной власти и местного самоуправления

Наконец, "ЯБЛОКО" будет поддерживать все общественные инициативы, направленные на проведение свободных, честных и чистых выборов, создание и поддержание в рабочем состоянии действенного общественного контроля за организацией и проведением выборов, подведением итогов голосования. В этой связи мы приветствуем инициативу "Общей газеты" по созданию общественного комитета "За честные выборы", в который согласились войти уважаемые общественные деятели, ученые, деятели литературы и искусства. Как партия, участвующая в выборах, мы, естественно, не можем делегировать своих представителей в этот комитет, но выражаем готовность к самому тесному сотрудничеству с ним.

Содержание

Критические дни демократии
Немного истории
1996 - 1999: что сделано
Мажоритарная или пропорциональная?
Для кого калашный ряд?
Кто командует парадом?
Закон против злоупотреблений власти
Закон против криминала
Закон против "грязных технологий"
Последний довод избирателя
Чего мы еще хотим
Ловушки избирательного закона

См. также:
В.Шейнис

Обсуждение книги
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Пресс-служба]
[Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Актуальные темы] [Персоналии]


info@yabloko.ru