[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Пресс-служба]
[Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Актуальные темы] [Персоналии]

Виктор Шейнис
"Яблоко" за честные выборы
Ловушки избирательного закона
Москва, "ЭПИцентр", 1999 год

Существует понятие - итальянская забастовка. В некоторых секторах хозяйства, где прекращение работы было запрещено, например, на железнодорожном транспорте, был опробован специфический метод борьбы - выполнение работы при неукоснительном соблюдении всех без исключения правил. В результате пассажиры не успевали оформлять билеты, отправление поездов задерживалось на долгие часы, товарные составы никак не удавалось скомплектовать и т. д.

Избирательное законодательство в его сегодняшнем виде жестко регламентировало весь процесс подготовки и проведения выборов и референдумов. Однако в любом законе остаются зазоры, которые позволят правоприменителю - вполне на законном основании - использовать содержащиеся в нем нормы по-разному. Кроме того, сама жесткая зарегулированность процедур может поставить участников избирательного процесса в трудное положение. Особенно когда эти нормы применяются выборочно. Естественно, предусмотреть все возможные, подчас совершенно неожиданные повороты ситуации не может ни законодатель, ни тот, на кого нежданно-негаданно обрушивается тяжелая длань закона.

Как это может происходить, показывает свежий пример из предвыборной практики. Политическая организация, в которой все видят одного из фаворитов приближающихся парламентских выборов, регистрирует свой устав, как кажется, день в день за год до выборов. Исключительность ситуации заключается лишь в том, что Минюст осуществляет регистрацию в тот же день, через час-другой после утверждения устава на съезде организации - иным объединениям на все проверочные мероприятия, согласования и уточнения понадобились недели и месяцы. Но к моменту, когда список допущенных к выборам объединений должен быть направлен из Минюста в Центризбирком, данная организация утрачивает благосклонность исполнительной власти. И неожиданно всплывает вопрос: когда, собственно, истекает годовой "испытательный срок" - в день выборов или в день накануне выборов? Понятно, что от решения, казалось бы, технического вопроса зависит, пойдет ли эта организация на выборы как самостоятельный участник либо учредитель блока или же его собственные структуры будут выведены за кадр, а формально учредителями выступят маловлиятельные структурки, озаботившиеся регистрацией пораньше и рассчитывавшие придти к разделу мандатов лишь на буксире у влиятельного партнера, а теперь обретающие неожиданно сильную позицию и испытывающие искушение потребовать жирное отступное при составлении списка кандидатов.

Исключительность этого эпизода лишь в том, что из режима наибольшего благоприятствования в царство неясно написанной буквы закона переместилось одно и то же объединение. Чаще же всего закон истолковывается по-разному, в зависимости от того, к кому он должен быть применен. И чем строже прописана та или иная процедура, тем легче выборочно поймать за руку действительного или мнимого нарушителя.

Выше уже было упомянуто, что, по оценкам экспертов, действительные расходы на избирательную кампанию у большинства претендентов значительно превышают разрешенные и к тому же оплачиваются не с помощью безналичных расчетов через банк, а "черным налом" - иначе необходимые операции не могут быть осуществлены достаточно оперативно. Благое, может быть, но неосуществимое стремление поставить под контроль движение каждого рубля, вовлеченного в избирательную кампанию, продиктовало исключительно жесткие нормы по финансированию кампании и отчетности. Наши предложения ограничиться по американскому образцу контролем за величиной и источниками поступлений денег в избирательный фонд, но не устанавливать верхнего предела расходов или, по крайней мере, поднять этот предел и увеличить ненаказуемую величину превышения расходов (сейчас 0,5% от избирательного фонда) были решительно отклонены. Добиться этого сейчас, когда изрядная часть законодателей мечтает о возвращении к исключительно государственному финансированию кандидатов и партий (по необходимости достаточно скудному), невозможно. Единственное, на чем нам удалось настоять, - удвоение всех лимитов на формирование избирательных фондов для выборов в Думу в 1999 г., поскольку величина минимального размера оплаты труда, к которой привязаны все показатели, давно не пересматривалась. Но это означает, что при соответствующей установке почти любой кандидат, избирательное объединение, блок даже за малейшее, даже непреднамеренное нарушение, задержку с финансовым отчетом и т. п. может получить отказ в регистрации или быть снят с регистрации. А пока такое решение будет оспариваться в суде, даже при благоприятном исходе драгоценное время может оказаться утраченным.

Стремясь поставить всех кандидатов в равное положение, законодатель запретил использовать преимущества своего должностного или служебного положения тем из них, кто такими преимуществами обладает, и подробно перечислил содержание этих преимуществ. Действительно, в выборах обычно участвует значительный контингент ранее избранных лиц, которым по характеру работы предоставляются бесплатный транспорт и иные формы обслуживания, помещения, оплачиваемые командировочные расходы, контроль над персоналом и т. д. Содержащаяся в законе оговорка, что соблюдение предписанных ограничений не должно препятствовать выполнению этими лицами своих обязательств перед избирателями, не спасает положения, ибо провести четкую грань между служебными и "предвыборными" телефонными переговорами, между распоряжениями, которые отдаются подчиненным, и патронаж-но-клиентельными отношениями в офисе и т.д. на практике неосуществимо. И уж заведомо нереально отделить выступление депутата, выборного должностного лица с отчетом перед избирателями о своей работе от его же выступления в рамках предвыборной агитации. Но и здесь селективный подход к нарушениям, к которым, скорее всего, будут прибегать все, кто имеет такую возможность, может дать богатый урожай.

Не менее широкое поле для выборочного "отстрела" претендентов на выборные посты открывают требования закона к кандидатам, избирательным объединениям, блокам представлять документы, разного рода информацию. Отступление от установленной формы, неточности, просто ошибки, часто непреднамеренные, нарушение сроков представления (скажем, копий агитационных материалов в избирательные комиссии, иногда территориально весьма удаленные от изготовителей таких материалов) - все это и многое другое может послужить основанием для суровых "разборок" с действительными или мнимыми злоумышленниками и, в конечном счете, - к снятию их с дистанции.

Выборочное применение норм закона открывает перед администрацией, зависимыми от нее избирательными комиссиями, силовыми структурами, которым содействие таким комиссиям вменено в обязанность, немногим меньшие возможности, чем отсутствие закона вообще и передача большинства регулируемых им положений на усмотрение чиновника. Вытекает ли из этого тщетность всех усилий законодателя или целесообразность радикального смягчения законодательных норм, которые могут быть использованы для отстранения неугодных?

Нам представляется, что такой вывод был бы неверным. "Селективной законности" участники избирательного процесса могут противопоставить точное знание своих прав и обязанностей, прав и обязанностей конкурентов, избирательных комиссий, государственных и муниципальных органов. Знание закона позволит "подстелить соломку" в опасных местах, озаботиться необходимой подстраховкой при осуществлении всех избирательных действий. Не приходится рассчитывать, что в период избирательной кампании, ставки в проведении которой необычайно высоки, не будут возникать конфликтные ситуации. Но для того, чтобы такие ситуации разрешались по совести и по закону, должны исправно работать и выполнять роль медиатора, а не удавки для одних и мягкой подстилки для других избирательные комиссии. Вот почему мы придаем особое, исключительное значение формированию избиркомов и порядку их работы.

* * *

Граждане стран развитой демократии обычно не подвергают сомнению результаты выборов, хотя законодательные гарантии честности их проведения, как правило, там не столь всеобъемлющи и жестки, как в новом законодательстве Российской Федерации. Тому есть историческое объяснение: так было не всегда; англичане, например, считают, что их избирательная система была сильно коррумпирована до реформ, которым она подверглась в 60 - 70-х годах прошлого века. Шаг за шагом страны развитой демократии совершенствовали свои избирательные системы. Нам еще предстоит пройти этот путь. Чтобы облегчить его в стране, где люди столетиями привыкли себя считать не гражданами, а подданными, необходимо создавать запас прочности, в том числе и в законодательной сфере. Но, конечно, желанные гарантии мы получим только тогда, когда в процесс подготовки и проведения выборов будут вовлечены многие тысячи активистов: членов избирательных комиссий всех уровней, наблюдателей, работников избирательных штабов и команд политических партий и кандидатов - деятельных и вооруженных твердым знанием своих прав граждан, способных противостоять вековой российской привычке чиновника действовать по обычаю: "что хочу, то и ворочу", и подчиняться только воле начальства. "ЯБЛОКО" внесет свой вклад в подготовку, организацию и обучение такого актива.

Содержание

Критические дни демократии
Немного истории
1996 - 1999: что сделано
Мажоритарная или пропорциональная?
Для кого калашный ряд?
Кто командует парадом?
Закон против злоупотреблений власти
Закон против криминала
Закон против "грязных технологий"
Последний довод избирателя
Чего мы еще хотим
Ловушки избирательного закона

См. также:
В.Шейнис

Обсуждение книги
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Пресс-служба]
[Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Актуальные темы] [Персоналии]


info@yabloko.ru