[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Пресс-служба]
[Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Актуальные темы] [Персоналии]

Виктор Шейнис
"Яблоко" за честные выборы
Закон против криминала
Москва, "ЭПИцентр", 1999 год

Тема проникновения преступных элементов во власть стала одной из наиболее горячих в дискуссиях вокруг избирательного законодательства. Слов нет, преступник у власти, да еще с мандатом избирателей, несет серьезную опасность для граждан и государства. Это свидетельство злокачественного перерождения клеток социального организма, примирения с принципом вседозволенности, прямой путь к деградации общества в целом.

Справедливости ради надо отметить, что наибольшую опасность представляет проникновение преступников и людей, готовых идти на преступление, в структуры исполнительной власти, что открывает им непосредственный доступ к распоряжению ресурсами. Громкие судебные процессы по обвинению ряда экс-губернаторов, мэров и их ближайших сотрудников во взяточничестве, мздоимстве, порочащих связях с организованными преступными группировками и прямом воровстве - тому свидетельство. Но основное внимание средства массовой информации уделяют проникновению криминала в депутатский корпус. И то сказать: депутат, в отличие от администратора, обладает неприкосновенностью. "ЯБЛОКО" считает, что депутат должен быть защищен - не только в собственных интересах, но и для эффективного отстаивания прав своих избирателей - от произвола исполнительной власти, прокуратуры, работников ФСБ и МВД, любимым занятием которых не раз становилась фабрикация клеветнических дел против неугодных. Но действующий ныне иммунитет избыточен. Это одна из причин, по которой наша фракция в полном составе проголосовала в июне 1999 г. против новой редакции закона о статусе депутата. Нелишне отметить еще одну непоследовательность законодателя: депутатский иммунитет в полной мере распространяется на членов Совета Федерации - глав исполнительной власти в регионах. (В 1993 - 1995 гг., когда министры могли быть депутатами, иммунитет в части ответственности за действия (бездействие), связанные с выполнением служебных обязанностей, на них не распространялся.)

Все это порождает вполне обоснованное общее стремление остановить преступные элементы на пороге вхождения во власть, особенно выборную, будь то исполнительную или законодательную. Расхождения начинаются тогда, когда встает вопрос, как это сделать. В обществе, да и в среде законодателей, в сознании или подсознании которых укоренился сталинский стереотип: лучше покарать десять невиновных, чем упустить одного виновного, рождаются далеко идущие проекты, явно антиконституционные и не имеющие ничего общего с презумпцией невиновности. Так, группы депутатов и сенаторов внесли законопроекты, предписывающие лишить избирательного права, в том числе и активного, не только граждан, когда-либо осужденных за определенные виды преступлений, но и тех, против кого только выдвинуты соответствующие обвинения. Можно представить, какое безграничное поле для произвола открывала бы такая норма, если бы она вошла в закон, и какой проверочно-сыскной аппарат для ее реализации пришлось бы создавать.

Наша позиция иная: в соответствии с Конституцией РФ от участия в выборах и референдумах отстраняются лишь граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах
лишения свободы по приговору суда. Однако информация, достаточно полная и объективная, о каждом соискателе выборной должности или депутатского кресла должна быть доведена до избирателя. Избиратель - высший судья, ему должна быть обеспечена возможность принимать решение, обладая необходимой информацией о людях, претендующих на его доверие. Эту позицию вопреки сильному давлению носителей обвинительного уклона нам удалось реализовать в законах.

Прежде всего, это относится к неснятой и непогашенной судимости (мы исходим из положения Уголовного кодекса о том, что снятая или погашенная судимость равнозначны отсутствию судимости). Кандидат, имеющий неснятую или непогашенную судимость, выступает ли он в одномандатном округе или присутствует в партийном списке, обязан дать подробную информацию о том, когда и за что он был осужден в Российской Федерации или в иностранном государстве, если деяние, за которое он там был осужден, признается преступлением по УК Российской Федерации. И данная информация сопровождает его на всем пути к желанному мандату. В первый раз она появляется в заявлении, которое кандидат передает в избирательную комиссию, и здесь информация (или попытка ее утаить) открыта для представителей его конкурентов в комиссиях. Во второй раз эти сведения должны быть указаны в подписном листе, с которым сборщики подписей идут к избирателям. В третий - на стенде, который содержит информацию обо всех кандидатах, избирательных объединениях, блоках и выставляется в день голосования на участке. В четвертый - в избирательном бюллетене. Имеющий уши - да слышит...

В тех же четырех случаях сообщается информация о гражданстве иностранного государства, если таковое, наряду с российским, имеет кандидат. Согласно нашему законодательству, если с тем или иным государством не заключено соглашение о двойном гражданстве (а таких соглашений пока очень мало), наличие у гражданина второго гражданства не порождает никаких дополнительных прав и не возлагает на него никаких дополнительных обязанностей. В ряде республик бывшего СССР эмигранты и их потомки были избраны или назначены на высокие государственные посты. То же самое может произойти у нас, но в любом случае - выбор за информированным избирателем.

Переход от якобы общенародной (а на деле находившейся в распоряжении и пользовании ограниченного круга партийно-государственной элиты) к частной собственности привел к обогащению также весьма немногочисленного круга лиц (нередко выходцев из той же элиты или ее обслуги), получающих высокие доходы и в короткий срок сколотивших немалые состояния. Во многих случаях, справедливо полагают люди, это достигнуто неправедным путем, в нарушение действовавших законов. Конечно, само по себе наличие большого состояния или приличного достатка не может являться дискредитирующим признаком. Нашему обществу еще предстоит преодолевать эгалитарные предрассудки и осознать, что высокий доход и завидное имущество могут в одних случаях свидетельствовать о вороватости и неразборчивости в средствах, а в других - о совершенно иных качествах: высоком интеллекте, организаторских способностях, умении решать сложные задачи и иных достоинствах, весьма полезных на государственной работе.

Поэтому и здесь мы руководствовались не принципом большевистского "классового подхода", а необходимостью снабдить окончательного судью, избирателя, необходимой информацией. Каждый кандидат на выборную должность обязан представить копию своей налоговой декларации за год, предшествующий году выборов (а если по закону он такую декларацию представлять не обязан, - справку, выданную по месту получения дохода), и сведения об имуществе по краткой, но емкой форме, помещенной в виде приложения к закону: о принадлежности на праве частной собственности земельных участков, жилых домов, квартир, дач, гаражей, автомобилей и иных транспортных средств. Дело избирателя - разобраться с самим кандидатом, каким образом нажито это имущество.

Закон устанавливает жесткие санкции за предоставление неверной или неполной информации по всем позициям, о которых шла речь выше. Кандидат может получить отказ в регистрации, быть вычеркнутым из партийного списка, а если регистрация уже состоялась, она может быть отменена, коль скоро нарушение будет обнаружено.

Особенно широкое распространение в ходе прошедших выборов приобрели различные нарушения, связанные с финансированием кампании: использование "черного нала", запрещенных источников финансирования, превышение разрешенных расходов, подкуп избирателей и т. д. Обновленное законодательство содержит нормы, строго регулирующие порядок и размеры финансирования, представление и проверку финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, блоков, санкции за нарушение установленного порядка. Избирательные фонды теперь должны создаваться и специальные избирательные счета кандидатов, избирательных объединений, блоков - открываться в отделениях банка не после регистрации кандидатов и списков, а вслед за их выдвижением, и представление первого финансового отчета является одним из условий регистрации.

Наивно было бы полагать, что законодательство само по себе воздвигнет непреодолимый барьер для использования в избирательных кампаниях громадных финансовых ресурсов, существенно превышающих разрешенные величины: даже не в разы, а на порядок, по оценке экспертов. Слишком памятна пресловутая история с коробкой из-под ксерокса; происхождение и назначение содержавшейся в ней иностранной валюты так и не были прояснены обществу. И все же некоторые преграды для криминальных денег законодатель воздвиг. Дело граждан, государственных и общественных институтов - высветить прожекторами гласности, общественного мнения тайные пути, по которым криминал пытается пробраться во власть.

Содержание

Критические дни демократии
Немного истории
1996 - 1999: что сделано
Мажоритарная или пропорциональная?
Для кого калашный ряд?
Кто командует парадом?
Закон против злоупотреблений власти
Закон против криминала
Закон против "грязных технологий"
Последний довод избирателя
Чего мы еще хотим
Ловушки избирательного закона

См. также:
В.Шейнис

Обсуждение книги
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Пресс-служба]
[Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Актуальные темы] [Персоналии]


info@yabloko.ru