[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Пресс-служба]
[Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Актуальные темы] [Персоналии]

Виктор Шейнис
"Яблоко" за честные выборы
Закон против "грязных технологий"
Москва, "ЭПИцентр", 1999 год

Прошедшие выборы на федеральном, а особенно - на региональном и местном уровнях показали невероятную изобретательность фальсификатора и манипулятора, выдумывающих все более изощренные способы безнаказанного нарушения закона и использования имеющихся в нем пробелов. Следует признать: законодатель идет вслед и не всегда поспевает за бесчестным нарушителем если не буквы закона, то его смысла. Вот почему работа над избирательным законодательством - сложный и трудоемкий процесс, не имеющий видимого конца. Тем не менее некоторые приемы "грязных технологий", ставшие предметом общественного внимания, новым законодательством учтены и запрещены.

Один из наиболее распространенных способов "вбрасывания" бюллетеней с "нужными" отметками - досрочное голосование, на которое заинтересованные лица доставляют группы избирателей и которое проходит, минуя многосторонний контроль, предусмотренный законом в день голосования. Нередко число досрочно проголосовавших избирателей превышало 30%. Далеко не всегда обеспечивается необходимый контроль за сохранностью поданных бюллетеней, не заблокирована их подмена. В идеале, конечно, следовало бы вообще отменить досрочное голосование и заменить его голосованием по почте, которое широко применяется за рубежом, но наша разрушенная почтовая связь, видимо, позволит это сделать нескоро. Поэтому законодатель пошел по пути максимально возможного ограничения досрочного голосования и ужесточения контроля над ним.

По новой редакции закона об основных гарантиях избирательных прав граждан досрочное голосование разрешается лишь избирателям, имеющим на то уважительные причины, закрытый перечень которых приведен в законе, - и то, если возможность досрочного голосования (а не, скажем, по открепительным удостоверениям) предусмотрена в федеральном или региональном законе, на основе которого проводятся выборы. Закон содержит также ряд строгих предписаний, обеспечивающих тайну голосования и сохранность заполненных бюллетеней.

Закон о выборах депутатов Госдумы пошел дальше: досрочное голосование допускается только одновременно для избирателей на избирательных участках, образованных на судах, находящихся в дальнем плавании, на полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных местностях, а также для групп избирателей, которые находятся в удаленных от помещения для голосования местах (геологоразведочные, поисковые партии и т. п.), транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено. Речь идет, во-первых, о весьма малых группах, голосование которых не может оказать решающего влияния на выборы в Думу, а во-вторых, во всех этих случаях предусмотрен строгий порядок голосования, приближенный к тому, который реализуется на стационарных избирательных участках в день голосования. Все остальные избиратели, отсутствующие в день голосования по месту постоянного или преимущественного проживания, могут получить подлежащие строгому учету открепительные удостоверения, которые дают право проголосовать по федеральному избирательному округу в любой точке России и по одномандатному округу - только в его границах.

Другим крупным каналом фальсификаций выступает голосование на дому. Люди из администрации, а подчас и сами члены избирательных комиссий по ее указанию, особенно в сельской местности, взяв пачку не считанных бюллетеней, обходят дома, получая подписи проголосовавших якобы по своему разумению избирателей. Если члены участковой комиссии отправляются с переносным ящиком на машине, то в ней, естественно, не остается места для наблюдателей. Новое законодательство и этот процесс вводит в строго регламентированные рамки. Выход с бюллетенями - только по тщательно документированному вызову с подотчетным количеством бюллетеней. Наблюдателям, членам комиссии с правом совещательного голоса, должна предоставляться возможность сопровождения, в том числе и места на транспорте. Прием заявлений о голосовании вне участка прекращается за четыре часа до окончания голосования (то есть тогда, когда по указанию администрации избирательные комиссии начинали натягивать явку). Если при вскрытии переносного ящика в нем оказываются излишние бюллетени, составляется "акт, в котором указываются фамилии лиц, проводивших голосование, а все бюллетени в этом ящике признаются недействительными, упаковываются отдельно и опечатываются. Конечно, все эти меры могут оказаться действенными, когда в комиссиях нет круговой поруки, а их работа находится под наблюдением и контролем. И все же нарушения были и, к сожалению, будут, ибо организовать эффективный контроль за работой более чем 90 тыс. участковых комиссий нереально. Радикальным решением было бы дальнейшее ограничение досрочного голосования не только на выборах в Думу и отмена голосования на дому - чисто советского изобретения, которого нет в зарубежных странах. Но стереотип
общественного сознания, убеждение в том, что государство не должно останавливаться ни перед чем, чтобы вручить избирательный бюллетень даже самому незаинтересованному гражданину, не готовому предпринять для этого минимальные собственные усилия, все еще слишком силен.

Избиратель, сталкиваясь с бюрократизмом, неповоротливостью, бездушием чиновника, об этом уже упоминалось, привык за годы советской власти видеть в депутате любого уровня, прежде всего, своего покровителя и заступника, к которому следует обращаться по любому делу: от неправедного решения начальника до протекающей крыши или развороченной детской площадки перед домом. Об основной, законодательной, деятельности депутата большинство избирателей узнает тогда, когда средства массовой информации сообщают о том или ином скандальном поведении или голосовании. Стремясь закрепить патронажно-клиентельный характер отношений между гражданами и их избранниками, Законодательное Собрание второй российской столицы, Санкт-Петербурга, ввело беспрецедентный порядок, по которому некая толика расходов городского бюджета распределялась между депутатами, каждый из которых вправе был использовать полученные деньги на нужды "своих" избирателей по собственному усмотрению.

Поэтому всякого рода вознаграждения, бесплатные раздачи, а уж тем более обещания будущих благ избирателям округа, на которые щедры многие кандидаты во время избирательной кампании, воспринимаются как своего рода аванс. Даже в больших городах зафиксированы случаи, когда соревнование выигрывали люди, не скупившиеся ни на мелкие подачки, ни на большие обещания.

Уже в 1997 г. федеральный закон запретил кандидатам, избирательным объединениям, блокам, иным организациям, прямо или косвенно участвующим в агитации, осуществлять подкуп избирателей, вручать им денежные средства, подарки, иные материальные ценности, проводить льготную распродажу товаров или распространять их бесплатно, предоставлять бесплатно или на льготных условиях услуги. Было запрещено также при проведении агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денег, ценных бумаг и иных материальных благ, предоставления услуг иначе, чем это предусмотрено законом.

Весьма скоро опыт показал, что в этом, казалось бы исчерпывающем, запрете остались пробелы, которыми не замедлили воспользоваться изобретательные претенденты. В одних случаях кандидаты, их представители либо организации, формально не связанные с ними, но настойчиво напоминавшие, в чьих интересах они действуют, разворачивали благотворительную деятельность. В других - соискатель сам раздавал избирателям, приходившим к нему на прием, прошения от своего имени в адрес кредитных учреждений о предоставлении материальной помощи. В третьих - письменно оформлялись договоры якобы с участниками избирательной кампании на стороне данного кандидата (на деле - с довольно широким кругом обычных избирателей) о вознаграждении по итогам голосования. В четвертых - силами кандидата, избирательного объединения, блока, их сторонников производилась организованная доставка соответствующим образом подготовленных групп избирателей на избирательные участки в день голосования, а еще чаще - для досрочного голосования (как правило, это сочеталось с мелкими подачками, которые весьма трудно проконтролировать).

В законах, принятых в 1999 г., все эти достижения нечистой технологии были отдельно поименованы и запрещены под угрозой снятия виновных с дистанции. Не приходится сомневаться, однако, что в игре, ставки в которой очень велики, умельцы будут либо изобретать новые приемы, о которых еще не догадывается законодатель, либо идти напролом, рассчитывая на въевшееся в наши представления правило: "не пойман - не вор". И, быть может, не столь уж послужит наукой участникам будущих выборов эпизод, когда в регистрации было отказано поднаторевшему политику, рассчитывавшему проложить себе путь в Совет Федерации, задабривая бесплатными раздачами немногочисленных избирателей в далекой Эвенкии.

В жизнь нашу властно вломилась реклама. Наряду с продавцами памперсов, роскошных лимузинов, гигиенических прокладок и душистого чая - всего разнообразия, напоминания о котором по много раз в день вбиваются в память человека, лишь недавно вышедшего из советского прошлого с его неизменным тотальным дефицитом, силу рекламы оценили продавцы товара особого рода - политического имиджа кандидатов на различные выборные посты. Политическая реклама претендует на свое место в той вакханалии зазывал, которая свирепствует на экранах телевизоров, на волнах радиостанций, на страницах газет и журналов.

Законодатель не вправе запретить лишь один из видов рекламы на рынке, где предложение стимулирует спрос: чем лучше реклама прокладок физиономии политического клоуна, замыкающего видеоряд от Петра-I до Сталина? Но любая реклама должна быть введена в какие-то рамки. По новым законам во время избирательной кампании и прямая реклама кандидатов, избирательных объединений, блоков, связанных с ними организаций, и реклама косвенная, получившая особенно широкое распространение (скажем, продвижение определенного сорта водки или чая, маркированного именем хитроумного претендента), подчинены общим правилам ведения предвыборной агитации: оплата только из средств лимитированного избирательного фонда, запрет такой рекламы и в день голосования, и в день, ему предшествующий, обязательное указание на источник оплаты и т. д.

На выборах 1998 г. в Санкт-Петербурге в широком масштабе была опробована еще одна находка "грязной технологии" - выдвижение "двойников": однофамильцев (иногда даже с совпадающими инициалами) лидирующих кандидатов в их округах и поддержка отмобилизованных "серых лошадок" созданной по случаю и протежируемой властями организацией, название которой созвучно имени влиятельного общественного объединения. Расчета на победу таких выдвиженцев нет, да и избирательную кампанию они, по сути, не ведут. Их назначение иное - дезориентировать хотя бы малую толику слабо вовлеченных в политику избирателей, отнять у популярных кандидатов пару-тройку процентов голосов и сыграть таким образом в пользу их конкурентов.

Закон, конечно, не может отстранить от участия в выборах гражданина на том основании, что в округе уже зарегистрирован кандидат с такой же или похоже звучащей фамилией. Но чтобы избирателю было легче отличить настоящих претендентов от их двойников, законодатель разрешил кандидатам в таких ситуациях использовать во всех избирательных документах наряду с собственной фамилией псевдоним. Избирательные объединения, блоки вправе выступать под идентифицирующей их эмблемой, а скороспелые организации-двойники не могут ни в какой форме участвовать в избирательной кампании: для этого за ними должен быть по крайней мере год стажа.

Выборы последних лет продемонстрировали поднимающуюся волну недобросовестной, часто лживой и в своих предпочтениях, и в ударах по конкурентам агитации. Марк Твен, рассказавший в известной сатире о бесчестных способах дискредитации конкурента на выборах губернатора одного из североамериканских штатов, мог бы подивиться тому, как непреходящи и подвержены "творческому" развитию описанные им приемы. Здесь и распространение материалов, якобы выпущенных конкурентами и выставляющих их в неблаговидном или смешном виде. И вбрасывание "компромата" накануне дня голосования, когда кандидат уже не может ничего разъяснить и оправдаться. И "перекрытие кислорода" - доступа к СМИ кандидатам и партиям, против которых владельцы этих СМИ или их влиятельные покровители ведут информационную войну. И противозаконная агитация, разжигающая национальную и социальную вражду, апеллирующая к предрассудкам и заблуждениям избирателя. И многое другое.

Законодатель прежде всего позаботился о гарантированном равенстве всех кандидатов, избирательных объединений, блоков в доступе к государственным и муниципальным средствам массовой информации (то есть учрежденным государственными или муниципальными органами или при их участии, или финансируемых ими не менее чем на 15%). В законах, принятых в 1999 г., обстоятельно прописаны все условия предоставления участникам избирательной кампании бесплатного и платного эфирного времени и печатной площади, их размеры по времени или объему, распределение того и другого в порядке жеребьевки, выделение одной трети бесплатного эфирного времени для совместного проведения дискуссий и круглых столов (в ходе которых, как правило, особенно отчетливо выявляются сильные и слабые стороны аргументации участников), а также взаимные договорные обязательства кандидатов, избирательных объединений, блоков со СМИ.

Поскольку основные федеральные телерадиокомпании и почти все региональные и местные телерадиокомпании и периодические печатные издания являются государственными или муниципальными либо могут функционировать только при массивной финансовой поддержке государственных или муниципальных органов, жесткие условия равенства для всех прошедших регистрацию претендентов распространяются на основные каналы, по которым информация идет к избирателям.

Затем мы прошли по всем выявленным приемам злоупотреблений в ходе предвыборной агитации, обозначили и поставили вне закона каждое из них. Агитационные материалы могут изготовляться и распространяться только с письменно подтвержденного согласия кандидатов, избирательных объединений, блоков, печатные материалы - только с указанием тиража, даты выпуска, заказчика и изготовителя и лишь после представления сигнальных экземпляров в избирательную комиссию, публикации в периодической печати - только с указанием, кому они принадлежат и на какой основе размещаются (если платно, то из какого избирательного фонда оплачены). Государственным и муниципальным средствам массовой информации запрещается обнародование информации, хотя бы и не клеветнической, но способной нанести ущерб чести, достоинству, деловой репутации кандидата, если они не могут предоставить такому кандидату возможность до окончания срока предвыборной агитации поместить на том же канале или издании опровержения либо разъяснения в свою защиту.

На избирательные комиссии возложена обязанность контролировать соответствие закону агитационной деятельности всех участников избирательной кампании и принимать необходимые меры для пресечения безобразий - от предупреждения нарушителей и обращения к помощи правоохранительных органов до отмены регистрации кандидатов либо списков кандидатов. Правоохранительные органы, в свою очередь, обязаны пресекать противоправную деятельность, препятствовать изготовлению подложных и незаконных материалов и изымать их, устанавливать их изготовителей и источник оплаты. Санкции могут быть распространены не только на кандидатов и партии, но и на повинные СМИ.

Судя по имеющейся информации, наиболее серьезные и "результативные" злоупотребления осуществлялись в день голосования и в ночь подсчета и суммирования поданных на участках голосов. Не рассчитывая всеми вышеописанными способами склонить достаточное число избирателей проголосовать "как надо", самые "отвязанные" участники и организаторы выборов, попадая в (или намеренно создавая) условия бесконтрольности, начинают в прямом смысле водить рукой пришедшего на участок избирателя, подменять бюллетени, передергивать цифры, заносимые в протоколы.

Наверное, самое невинное из таких упражнений - "помощь" наблюдателя или члена участковой избирательной комиссии избирателю в заполнении бюллетеня в кабине или вне ее. Известное распространение получил и прием, именуемый "гусеницей": люди, расположившиеся перед входом на избирательный участок, высматривают возможного клиента и предлагают ему за небольшую мзду вынести и отдать им избирательный бюллетень. Следующий клиент получает бюллетень с уже сделанными отметками и возвращает незаполненный бюллетень; и так движение, напоминающее передачу движения от одного членика гусеницы к другому, может повторяться бессчетное число раз - была бы оплата.

При подсчете бюллетеней наглость фальсификаторов возрастает: наблюдатели, представители СМИ во избежание "помех работе" удаляются на расстояние, на котором они не могут проверить правильность сортировки бюллетеней и подсчетов. Закончив подсчет, председатель комиссии, в которой установилась круговая порука, отказывает членам комиссии с совещательным голосом, наблюдателям в их законном праве получить копии протоколов, собирает подписи членов комиссии под незаполненным бланком и отправляется в территориальную комиссию, где цифры будут откорректированы. Наиболее настойчивые и выносливые наблюдатели ждут возвращения председателя, но получают они копии уже фальсифицированного протокола.

Но быстрее и проще всего, с вовлечением в сговор значительно меньшего числа лиц фальсификация может быть осуществлена в избирательных комиссиях более высокого уровня, выводящих цифры, не совпадающие с суммами исходных данных, - если, конечно, весь процесс суммирования не поставлен под надлежащий контроль.

Можно предположить, что масштабы такого рода фальсификаций постепенно сокращаются по сравнению с выборами в середине 90-х годов и тем более - в советские времена. Для этого мало было ввести в закон соответствующие запреты и санкции: надо было так регламентировать процесс голосования и подсчета голосов, чтобы предельно затруднить фальсификацию, сделать ее крайне опасной для исполнителей, создать эффективные механизмы проверки и контроля.

В каждой следующей редакции закона все более детальной регламентации подвергались процедура голосования, форма и порядок составления документов избирательных комиссий, последовательность действий при подсчете голосов, права наблюдателей и иных присутствующих при нем лиц, которых теперь председатель комиссии не может поместить в дальнем углу. Порядок делегирования наблюдателей упрощен, их присутствие на участке заявляется и регистрируется, но не требует специального разрешения. Начала реализовываться, хотя и в усеченном виде, идея допуска на избирательные участки (пока только на местных выборах и только после издания соответствующего закона в субъекте Федерации) наблюдателей от граждан, не связанных непосредственно с участниками избирательной кампании, - идея, которую мы отстаивали с 1994 г.

Особенно важно, что равный статус с протоколом получили сводные таблицы по итогам голосования, которые должны составляться в избирательных комиссиях всех уровней выше участкового: таблицы наглядно демонстрируют, из каких исходных цифр получена каждая позиция протокола вышестоящей комиссии. Имея протоколы нижестоящих комиссий, легко проверить достоверность итоговых показателей. А чтобы такая проверка была доступна каждому гражданину, один из официальных экземпляров протокола участковой комиссии после оформления должен быть вывешен для всеобщего ознакомления.

Для передачи избирательными комиссиями данных, содержащихся в протоколах и сводных таблицах, заинтересованным лицам и средствам массовой информации, а также для последующей публикации
этих данных установлены обязательные сроки. Особо следует сказать о возможностях проверки и контроля, которые открывает использование государственной автоматизированной информационной системы для проведения параллельных подсчетов. Технологическая революция пришла и в эту сферу нашей жизни: такая система уже широко использовалась на прошедших федеральных выборах начиная с уровня территориальных комиссий, а также на некоторых региональных выборах. Когда встал вопрос о закреплении этого использования в законе, мы отстаивали и провели, вопреки возражениям тех, кто хотел оградить поток оперативной информации от любопытных глаз, два важных принципа. Во-первых, вся информация, связанная с подведением итогов голосования, в компьютерных сетях идет только от нижестоящих избирательных комиссий к вышестоящим (во избежание каких-либо сигналов и "намеков" сверху), извлеченные из них данные носят предварительный характер и не имеют юридического значения. Таковым обладают лишь расчеты, сделанные "стародедовским" способом и легко поддающиеся проверке на каждой ступеньке. Во-вторых, по нашему настоянию закон предписал обеспечить оперативный доступ к потокам информации, выдаваемой компьютерами, всем абонентам информационно-коммуникационной сети общего пользования.

Возможности контроля, предусмотренные законодательством, достаточно велики. Надо научиться их использовать.

Выборы как по мажоритарной, так и по пропорциональной системам нередко становились полем, на котором разыгрывались и иные не вполне чистые игры. Один из таких опробованных приемов - помещение на заметное место в списке популярного деятеля, прославившегося в сферах, далеких от политики, и политикой заниматься не собирающегося. Обеспечив избирательному объединению некую толику добавочных голосов, такой "зитц-кандидат" сразу после выборов или в течение краткого срока после них уступал место следующему по списку претенденту. В одномандатных округах использовался иной прием: чтобы сорвать выборы "проходного" кандидата, его единственный оставшийся конкурент в последний момент снимал свою кандидатуру, что делало голосование безальтернативным и вело, следовательно, к его отмене.

В новой редакции закона о выборах думских депутатов предусматривается набор мер против этих разновидностей "грязных" избирательных технологий, по сути - обмана избирателей. Отныне мандат безвозвратно теряется для выигравшего его объединения и передается иному объединению в соответствии с принятой методикой первичного и вторичного распределения мандатов, если "отказником" в течение года после избрания без вынуждающих к тому обстоятельств становится кандидат, занимавший одно из первых трех мест в списке объединения (исключение сделано лишь для тех, кто переходит на должность, предусмотренную Конституцией). Если срыв выборов происходит по вине кандидата-одномандатника, избирательного объединения, блока, то на них возлагаются все расходы, понесенные избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов. Кроме того, установлены весьма жесткие сроки, в течение которых избранный кандидат, занимающий должность, несовместимую с депутатским статусом, должен от нее отказаться, чтобы получить причитающийся ему мандат, - тем самым пресекается маневрирование, в ходе которого избранник мог оценивать складывающуюся ситуацию и сопоставлять выгоды каждого варианта своего поведения.

Содержание

Критические дни демократии
Немного истории
1996 - 1999: что сделано
Мажоритарная или пропорциональная?
Для кого калашный ряд?
Кто командует парадом?
Закон против злоупотреблений власти
Закон против криминала
Закон против "грязных технологий"
Последний довод избирателя
Чего мы еще хотим
Ловушки избирательного закона

См. также:
В.Шейнис

Обсуждение книги
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Пресс-служба]
[Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Актуальные темы] [Персоналии]


info@yabloko.ru