17 сентября 2013
Речь на международной конференции «Форум 2000», Прага

Выступление Григория Явлинского о рисках переходного периода на примере российских реформ

Речь Григория Явлинского на международной конференции «Форум 2000»:

Для меня – огромная честь быть здесь, видеть вас и выступать для вас. Благодарю вас за приглашение. Я хотел бы начать мою речь с цитаты из Михаила Горбачева. Однажды Маргарет Тэтчер спросила его, как проходит перестройка в России. Он ответил, что, «если отвечать кратко, то хорошо, а если поподробнее, то плохо». Думаю, это очень точное описание ситуации в России сегодня, что связано с величиной рисков, вызванных переходным периодом, и совершенной неясностью вопроса, в какую именно сторону идет этот переход. Такова реальность. Но эта реальность, как только что отметили, имеет свои корни не только в истории России, циклах исторического развития и различных исторических событиях в России, но, с моей точки зрения, это в большей мере связано с тем, как именно проводились реформы в России. Специально для вас, для данного Форума и для Вас я подготовил доклад об уроках переходного периода в России, причем, следует отметить, что данные реформы были масштабными. Я считаю, что некоторые уроки могут быть очень важны и полезны для реформ, но совершенно другого характера, практически в любой стране. И эти уроки важны именно в отношении рисков переходного периода.

Первый урок заключается в том, что основной целью реформ должны быть не бюджетные ограничения или «отпускание» цен и так далее. Основной целью реформ должно быть изменение общественного сознания. Именно это должно быть главной целью реформ, потому что для того, чтобы преобразования стали действительно глубокими, необратимыми и эффективными, необходимо воздействовать на общественное сознание. Для этого необходимы такие инструменты, как стимулы, ценности, мотивация и, наконец, поиск способа создания институтов. Таким образом, первая цель – изменение общественного сознания. Это был первый урок российских реформ.

Второй урок. В процессе проведения реформ необходимо всеми способами избежать раскола внутри общества. Реформаторы должны быть по сути своей интеграторами, а не теми, кто будет раскалывать общество, что приводит, как известно, к обратимости реформ. И в этом нет никаких сомнений, это будет своего рода «месть» [со стороны общества]. Таким образом, реформаторы просто обязаны быть интеграторами общества.

Третий урок, выстраданный нами, заключается в том, что не существует заранее готовых решений о том, как проводить реформы - ни за границей, ни в нашей истории, нигде. Действительно необходимо создавать, продумывать и пытаться реализовывать новые подходы, так как невозможно найти уже готовые модели или «рецепты» проведения реформ. Найти или подготовить готовые «рецепты» по целям и задачам, которые должны решать реформы, вполне возможно, но только вы нигде не найдете готовые решения как именно надо проводить реформы.

Четвертый урок, и это как раз то, о чем вы меня спрашивали здесь, касается скорости проведения реформ. Наш опыт, тот урок, который мы вынесли из всего этого, говорит о том, что скорость, с которой проводится трансформация, не столь важна. Важны глубина и необратимость реформ. Истерия по поводу скорости проведения реформ не может быть никоим образом оправдана, поскольку, как только вы пытаетесь провести реформы побыстрее, у вас сразу же происходит сбой. Поэтому всегда нужно иметь в виду совершенно другие критерии, которых два: насколько реформы глубоки и необратимы. Пятый урок имеет большое значение. Настоящие реформы - это не военная операция, а скорее мирные переговоры с обществом по предмету [проведения реформ]. Если вы будете «атаковать» общество, то никогда не сможете провести полезные для страны реформы.

И последнее, но не менее важное. Проведение реформ можно сравнить с искусством, а это не всем дано. Быть реформатором означает быть творцом. Вот к такому выводу мы пришли. А таких творцов у нас не было до последнего времени.

Таким образом, я подхожу к последнему вопросу, относящемуся к иностранной помощи и иностранной поддержке реформам. Определенно есть только один способ, когда другие государства могут помочь, - и это ваш собственный пример. Не вмешивайтесь, а просто подавайте хороший пример.

Продемонстрируйте, что вы знаете, что и как нужно делать. Покажите, что вы лучше, что в вашем обществе меньше лжи, меньше коррупции, что вы больше уважаете своих граждан, а жизнь их - счастливее. Вот и все. Это основная помощь в проведении реформ.

Большое спасибо.

(Продолжительные аплодисменты).