Вас неправомерно оштрафовали, что делать?

Во-первых, не надо впадать в панику. Помните, что не вы первый, не вы последний.
Во-вторых, помните, что штрафы могут быть взысканы с лиц исключительно в судебном порядке. Для физических лиц данное положение действует во всех случаях (ч.3 ст.35 Конституции РФ). Для юридических - только, если юридическое лицо выразит несогласие с решением контролирующего органа о взыскании штрафных санкций.
Здесь необходимо сделать некоторые пояснения. Дело в том, что исходя из смысла ст.10 КоАП РСФСР взыскание штрафов - есть карательная мера, целью которой является наказание виновного лица, совершившего правонарушение. К административной ответственности могут быть привлечены только физические лица - граждане.
Кроме того, принудительное отчуждение денежных средств физического лица, т.е. его движимого имущества (ч.2 ст.130 ГК РФ) в соответствии с ч.3 ст.35 Конституции РФ может быть осуществлено только по решению суда.
На основании этого, в случае, если физическое лицо-гражданин не уплатил штраф, наложенный на него уполномоченным на то органом исполнительной власти, в добровольном порядке, то штрафная санкция может быть взыскана исключительно в судебном порядке.
Для юридических лиц действует несколько иной принцип. Дело в том, что на юридические лица, т.е. на объединения граждан для достижения каких-либо целей, не распространяются в полной мере права, которые имеет в соответствии с Конституцией РФ отдельный гражданин. Конституционный суд, например, так разъясняет данную ситуацию в Постановлении от 17.12.96 г. № 20 - П "По делу о проверке конституционности пп 2 и 3 п.4.1 ст.11 закона РФ от 29.06.93 г. "О федеральных органах налоговой полиции":
" … Юридическое лицо, в отличии от гражданина - физического лица, имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам именно этим имуществом. Гражданин же (в случае, если он является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица) использует свое имущество не только для занятия предприни-мательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имуще-ства, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод. Имущество гражданина в этом случае юридически не разграничено…".
В то же время Конституционный суд сделал вывод, что нельзя в бесспорном порядке взыскивать штрафы с юридического лица, если данное юридическое лицо в установленный законом срок выразило НЕСОГЛАСИЕ с решением о взыскании с него штрафных санкций. (Кстати, это одна из причин по которой мы настойчиво рекомендуем всегда исполнять Правило 4).
В-третьих, защитить себя - это ваша забота, и никто другой не обязан вас защищать. И не надо свою заботу перекладывать на чужие плечи: на государство, суд, правоохранительные органы и т.п. и ждать от них результата. Мол, я прав и все само по себе выяснится. Само по себе НЕ ВЫЯСНИТСЯ! Себя надо защищать активно.
На сегодняшний день существуют два законных способа защиты своих интересов: административный и судебный. Чем они отличаются?
В случае, если вы пытаетесь защитить себя в административном порядке, это означает, что вы обжалуете действия должностного лица контролирующего органа или постановление о привлечении к административной ответственности в высших инстанциях в порядке подчиненности.
В случае, если вы защищаете свои права в судебном порядке, это означает, что вы обжалуете действия должностных лиц контролирующих органов либо постановления контролирующих органов о привлечении вас к административной и иной ответственности в суде.
Административный порядок плох тем, что во время обжалования решения контролирующего органа или действий должностного лица, НЕ ПРИОСТАНАВЛИВАЕТСЯ ИСПОЛНЕНИЕ самого решения. То есть, привлеченное к административной ответственности физическое лицо обязано исполнить решение органа, которое оно считает неправомерным, в не зависимости от того, что обжалует данное решение в вышестоящих органах.
Однако порой быстрое доведение до начальников сведений о произволе его подчиненных, приводит к быстрому разрешению спорных вопросов.
Судебный порядок, как метод защиты ваших прав, более продуктивен. Однако не следует обольщаться. Вам придется выступать против государственных или муниципальных органов власти, которые в суде будут представлять квалифицированные юристы. Поэтому и вам, как правило, понадобится помощь юристов или адвокатов, что приведет к определенным финансовым затратам, возможно, сравнимых с суммой штрафа. Кроме того, вы сами должны знать хотя бы азы нашей судебной системы. Попробуем эти основные знания довести до вас в доступной форме.

1. Все вопросы, касающиеся административных правонарушений, т.е. в соответствии с Кодексом об административных правонаруше-ниях (нарушение правил торговли, нарушение правил сертифика-ции, нарушение санитарных правил и т.п.) разрешаются в судах общей юрисдикции (районные суды и т.д.). Если вас наказывают в соответствии с КоАП РСФСР, то в протоколе о правонарушении или постановлении о привлечении к административной ответственности обязательно будет приведена соответствующая статья КоАП.
В суд ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ вы можете обратиться с жалобой.
Жалоба подается, если вам следует опротестовать действия должностного лица или постановление органа. При этом следует оплатить госпошлину ,как правило, в размере 1/10 МОТ.
Защита интересов посредством подачи в суд жалобы более привлекательна для налогоплательщиков.
Во-первых, жалоба по закону должна быть рассмотрена в течение десяти дней с момента подачи.
Во-вторых, решение суда по жалобе вступает в силу с момента оглашения и может быть обжаловано только в надзорном порядке.
Однако жалобу может подать исключительно физическое лицо. Для юридических лиц предусмотрено только исковое производство.
Кроме того, следует знать, что в судах общей юрисдикции существует несколько инстанций.
Первая инстанция - это, как правило, районный суд. Решение районного суда может быть обжаловано в порядке кассации в более высшей судебной инстанции (городской, областной, краевой и т.п. суды). При обжаловании решения первой инстанции в порядке кассации решение в силу не вступает. Следующая инстанция - это надзорная. Как правило, в роли надзорной инстанции выступает Верховный суд. При проверке решения первой инстанции в порядке надзора решение вступает в силу. Хотя можно просить надзорную инстанцию приостановить на время рассмотрения надзорной жалобы исполнение решения суда первой инстанции, однако, на практике такую просьбу удовлетворяют крайне редко.
Все просьбы во время судебного производства называются ходатайствами. Ходатайства во время судебного заседания могут быть устными или письменными. Вне судебного заседания ходатайства оформляются только в письменной форме. Суд обязан рассматривать все ходатайства сторон и выносить об этом определения. В определении суда указывается удовлетворено то или иное ходатайство или не удовлетворено и по каким причинам. Определения суда, как правило, могут быть обжалованы в более высоких судебных инстанциях.

2. Все споры, касающиеся предпринимательской деятельности лиц, в том числе вопросы, связанные с уплатой налогов и сборов, обязаны разрешаться в АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ.
В арбитражных судах споры разрешаются, как правило, в течение двух месяцев, что значительно продуктивнее по сравнению с делами, разрешаемыми судами общей юрисдикции, которые могут тянуться годами.
Однако при подаче искового заявления в арбитражный суд истец должен оплатить пошлину и, порой, не малую. Но, в случае отсутствия денежных средств можно попросить (ходатайствавать) суд отсрочить уплату пошлины до рассмотрения дела по существу. Как правило, суды идут на это.
В отличие от судопроизводства в судах общей юрисдикции в арбитражных судах меньше уделяется внимания свидетельским показаниям, а больше - документальным доказательствам.
Кроме того, в отличие от судов общей юрисдикции стороны имеют право во время судебного заседания производить аудио и видео записи, о чем должны просто уведомить суд (в судах общей юрисдикции для этого требуется делать соответствующее ходатайство, которое суд вправе не удовлетворить).
В арбитражных судах также существует несколько инстанций. Как правило, первой инстанцией является региональный арбитражный суд (городской, областной, краевой и т.п.).
Второй ступенью является апелляционная инстанция, в которой проверяется правильность вынесения решения судом первой инстанции. Апелляционной инстанцией, как правило, являются соответствующие апелляционные коллегии при судах первой инстанции. При осуществлении проверки решений арбитражного суда первой инстанции в порядке апелляции решение суда не вступает в силу.
Следующей инстанцией является кассационная инстанция. В роли кассационной инстанции выступает окружной арбитражный суд (территория России поделена на специальные округа). Для астраханцев, например, кассационная инстанция находится в г.Казани. При осуществлении проверки решений арбитражного суда первой инстанции в порядке кассации данные решения вступают в силу. Но кассационную инстанцию можно просить приостановить исполнение решения суда. Как правило, кассационная инстанция приостанавливает исполнение решений до рассмотрения жалобы по существу.
В качестве надзорной инстанции при арбитражном производстве выступают 4 должностных лица: Председатель Высшего арбитражного суда и его зам, Генеральный прокурор и его зам. При проверке решений суда в надзорной инстанции решение суда вступает в силу.


ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

40. Очень важно уметь правильно обращаться в органы вла-сти. Для этого мы приведем ряд рекомендаций о том,

КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЯТЬ И ПОДАВАТЬ ЗАЯВЛЕНИЯ И ЖАЛОБЫ

Постарайтесь не писать слишком длинных жалоб. Должностное лицо, как правило, читает начало и конец бумаг, а середину, в лучшем случае, просматривает. Поэтому ваше заявление (жалоба) должно быть составлено на одной - двух страницах, в крайнем случае, на трех. Не лейте "воды", старайтесь приводить больше подтвержденных фактов и аргументов. Самостоятельно теоретизировать по поводу тех или иных положений закона или подзаконного акта не рекомендуется. Лучше подкреплять свои доводы выдержками из законов, постановлений, инструкций и т.п., а также вступивших в законную силу решений судов.
И еще один совет: не следует слишком плакаться чиновникам о том, как вам плохо живется. Поверьте, как правило, чиновника интересует только правовая сторона дела.
Когда вы пишите жалобу, лучше выбирайте ее предметом не орган, а действия конкретного должностного лица.
Например, если вы напишите:
"Милиция подошла и забрала у меня все документы".
Это неверный подход к решению ваших проблем. Надо то же самое изложить несколько по-иному:
"Сотрудник милиции Пупкин А.Е. при проведении проверки изъял у меня подлинники документов: свидетельство индивидуального предпринимателя, накладные на товар, тетрадь учета доходов и расходов".
Кроме того, правильно и четко формулируйте свои требования, просьбы и вопросы. Если вам надо получить конкретные ответы, то конкретно формулируйте вопросы.
По этому поводу есть хороший анекдот:
"На мостике подводной лодки находятся умудренный опытом командир, молодой старпом и матрос. Зима, мороз, холодно. Командир приказывает:
- Товарищ матрос, спуститесь вниз и принесите мне левый валенок. Матрос уходит и через некоторое время приносит командиру левый валенок.
Командир снова приказывает:
- Товарищ матрос, принесите мне правый валенок.
Матрос снова уходит и через несколько минут приносит командиру правый валенок.
Старпом молча наблюдает за данной ситуацией, а потом обращается к командиру:
- Товарищ командир, извините, а почему вы сразу не приказали принести матросу два валенка?
На это командир хитро улыбнулся и сказал:
- А вы сами прикажите и поймете.
Старпом приказывает:
- Товарищ матрос, спуститесь вниз и принесите мне валенки.
Матрос ушел и через некоторое время точно выполнил приказание старпома. Он принес два валенка, но … ЛЕВЫХ.

Отсюда мораль: требования, просьбы, вопросы должны быть как можно четче сформулированы. Помните: КАКОВ ВОПРОС - ТАКОВ ОТВЕТ.
И еще: не следует отягчать свои заявления деепричастными оборотами и большим количеством местоимений. Учтите: если вы обращаетесь к президенту, губернатору, мэру, начальнику ЖЭКа и т.п. - это вовсе не означает, что именно они и будут читать вашу бумагу. Скорее всего, читать ее будет какой-либо клерк. И нет никакой гарантии, что этот клерк хорошо знаком с русским языком и, более того, захочет шевелить своими извилинами с целью определить: кто скрывается за местоимениями он, его, их и т.п. Поэтому пишите, по возможности, простыми не очень длинными предложениями. Не стесняйтесь часто использовать красную строку. Не пишите слишком длинные абзацы. По возможности, отделяйте один абзац от другого пустой строкой. Используйте приемы нумерации и т.п. Все это облегчит чиновнику восприятие вашего заявления. А это вам и надо.
Например, так писать не следует:
"Подошедший ко мне милиционер отнял у меня свидетельство предпринимателя и сказал, чтобы я пришел к нему и выписал мне штраф на 50 рублей и сказал, что пока я не уплачу штраф, он не вернет мне свидетельство. Но я ничего не нарушил. Считаю действия сотрудника милиции Пупкина Е.Е. незаконными. Прошу вас принять соответствующие меры.".
То же самое лучше изложить несколько иначе и конкретнее:
"01 января 1999 года в 14.30 сотрудник милиции (ТОМ-1 УВД г.Астрахани) Пупкин Е.Е. изъял у меня свидетельство предпринимателя. Сотрудник милиции Пупкин Е.Е. также наложил на меня штраф в размере 50 руб. Пупкин Е.Е. отказался вернуть мне свидетельство, пока я не уплачу штраф. Считаю действия сотрудника милиции Пупкина Е.Е. неправомерными по следующим мотивам:
- документы могут изыматься в соответствии со ст.244 КоАП РСФСР только в случае, если они являются объектом правонарушения. В дан-ном случае свидетельство предпринимателя, выданное мне регистра-ционной палатой 12.10.1998 г. ЛТА №1212, не являлось объектом правонарушения, а, следовательно, не могло быть изъято;
- понуждение меня сотрудником милиции к уплате наложенного им штрафа является нарушением моих конституционных прав (ст.ст.35 и 49 Конституции РФ). На основании изложенного

ПРОШУ:

1. Оказать содействие в возврате мне изъятого свидетельства предпринимателя;
2. Принять меры к недопущению понуждения меня к уплате штрафа".

Для того, чтобы правильно направить жалобу по почте, соблюдайте следующий порядок:

определите правильное наименование органа, в который вы собираетесь направить жалобу, его точный адрес, а также правильное наименование должности лица, к которому вы собираетесь обратиться, его фамилию и инициалы. Необходимые сведения можно получить как в своих территориальных контролирующих органах, так и в библиотеках, на почте или в средствах массовой информации;
составьте жалобу обязательно в двух экземплярах (один из них оставьте у себя);
отправляйте жалобу письмом с уведомлением и описью вложения. (с "описью вложения" означает, что вы составляете перечень документов, которые вкладываете в конверт. Показываете содержимое конверта работнику почты и требуете заверить имеемую у вас опись документов почтовым штампом);
опись вложения, копию жалобы и полученное уведомление следует бережно хранить.

В случае, если вы хотите самостоятельно доставить жалобу (заявление) в контролирующий орган, помните:

жалобу (заявление) следует составлять в двух экземплярах;
один экземпляр вы должны отдать в приемную (канцелярию) контролирующего органа. На втором экземпляре, который вы оставляете себе, потребуйте поставить соответствующую отметку о принятии органом документа;
второй экземпляр жалобы (заявления) с отметкой органа о получении бережно сохраните.

41. При привлечении физических лиц к административной ответственности на основании КоАП РСРФСР предусмотрен максимальный срок, равный 2-м месяцам (ст.38 КоАП). Данный срок является пресекательным, т.е.:
если физическое лицо в течение 2-х месяцев после выявления контролирующими органами правонарушения не привлекли к административной ответственности, то лицо от этой административной ответственности освобождается.
При этом следует обратить особое внимание на следующее.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ органов исполнительной власти (налоговых органов, милиции, административной комиссии, госторгинспекции и т.п.) в отношение взыскание штрафов с физических лиц ОБЯЗАТЕЛЬНО должно пройти СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ. То есть суд своим решением обязан подтвердить правильность взыскания органом исполнительной власти штрафных санкций с физического лица. В результате, денежные средства или иное имущество должно быть отчуждено у физического лица в счет уплаты штрафа ТОЛЬКО на основании решения суда.
Постановления органов исполнительной власти о принудительном взыскании штрафов с физических лиц, не прошедшие судебного контроля, ИСПОЛНЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖАТ.
Данный вывод основан на ч.3 ст.35 Конституции РФ, положениях Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966 г. и подтверждается выводами Конституционного Суда РФ в Постановлениях от 12.05.98 г. №14-П, от 20.05.97 г. №8-П, от 11.03.98 г. и Определении от 01.10.98 г. №145-О.
Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.05.98 г. №14-П разъяснено, что контролирующим органам могут делегироваться права по наложению административных взысканий и это не противоречит Конституции РФ. Другое дело - ВЗЫСКАНИЕ наложенных штрафных санкций. Понятия "НАЛОЖЕНИЕ ШТРАФА" и "ВЗЫСКАНИЕ ШТРАФА" совершенно не одно и то же, т.е. абсолютно разные юридические понятия. Однако некоторые пред-ставители органов власти этого не понимают в силу недостаточной юридической подготовки.
Статья 282 КоАП позволяет контролирующим органам передавать постановления о привлечении физических лиц к административной ответственности для принудительного исполнения в исполнительные органы, например, службы судебных приставов-исполнителей. А статья 286 КоАП разрешает исполнительным органам взыскивать штрафы с граждан в принудительном порядке. Однако данные статьи КоАП должны исполняться только в части не противоречащей Конституции РФ.
Так, Определением Конституционного Суда РФ от 01.10.98 г. №145-О установлено, что в связи с тем, что Кодекс об административных правоотношениях введен в действие до принятия Конституции РФ, то в соответствии с частью 2 Конституции РФ должен применяться только в части ей не противоречащей.
Судебные приставы-исполнители при взыскании штрафов в принудительном порядке фактически изымают у лиц имущество в виде денежных средств или иное имущество в счет уплаты штрафа и при этом передают его в собственность государству. Данный вопрос уже являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.03.98 г. №8-П установлено, что изъятие в административном порядке у физиче-ских лиц имущества исполнительными органами власти правомер-но лишь в том случае, если не порождает перехода права собственности к государству. Далее Конституционный Суд РФ ссылается на уже принятое им Постановление от 20.05.97 г. №8-П, в котором установлено, что "лишь акт суда является итогом решения вопроса о лишении лица его имущества". А, следовательно, принудительное отчуждение у физических лиц денежных средств и иного имущества в счет уплаты штрафа может быть осуществлено ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на основании решения суда.
Таким образом, руководствуясь ст.282 КоАП РСФСР кон-тролирующие органы имеют право передавать постановления о наложении административных взысканий для принудительного исполнения в службы судебных приставов - исполнителей, однако только после осуществления судебного контроля, т.е. на основании решения суда. Проще говоря, если физическое лицо отказалось добровольно уплатить штраф, то этот штраф органы власти могут взыскать с физического лица только в судебном порядке.
Исходя из смысла ст.282 КоАП РСФСР постановление о взыскании штрафа с физического лица должно быть передано в исполнительные органы в течение 3-х месяцев со дня его вынесе-ния контролирующим органом. Причем данный срок является про-цессуальным, т.е. может приостанавливаться в установленных законом случаях: например, при розыске нарушителя, рассмотрении дела в суде и т.п. Однако по истечении данного 3-х месячного срока контролирующий орган теряет право передавать постановления для исполнения. А если все же исполнительный орган принял такого рода постановление к исполнению, то это является нарушением закона, и постановление о возбуждении исполнительного производ-ства подлежит отмене.
На основании изложенного можно сделать вывод, что
контролирующий орган обязан передать постановление о наложении штрафа в суд не позднее 3-х месяцев со дня вынесения контролирующим органом данного постановления.
По истечении 3-х месяцев контролирующий орган лишается права на взыскание штрафных санкций. Однако еще раз напоминаем, что данный срок является процессуальным, т.е. он может приостанавливаться в установленных законом случаях.

42. Физическим лицам не стоит спешить подавать в суд иски и жалобы о признании постановлений о наложении штрафов недействительными. Помните, без решения суда взыскать с физических лиц штрафы никто не имеет право.
Но, если вы уж надумали судиться, ждите, когда контролирующие органы сами подадут на вас в суд. Учтите, бремя доказывания, как правило, возлагается на истца. В этом случае вы, как ответчик, получите процессуальные преимущества.
Если к вам вдруг придет судебный пристав - исполнитель и потребует без решения суда уплатить штраф, вот тогда можете смело обжаловать как его действия, так и действия должностного лица, направившего решение административного органа, не про-шедшее судебный контроль, для принудительного исполнения судебному приставу. В данном случае контролирующий орган является инициатором нарушения ваших конституционных прав(ч.3 ст.35 Конституции РФ).

43. Несмотря на то, что Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ) предусмотрен для судов общей юрисдикции десятидневный срок для рассмотрения жалобы, как правило, дан-ный срок судами не соблюдается. И для суда при этом никакая ответственность за нарушение сроков не предусмотрена (в нашей практике, например, рассмотрение одной жалобы длилось более года).
В то же время, если вами будут пропущены сроки, преду-смотренные законом для совершения определенных действий (например, срок, установленный для обжалования решения), то вы, как правило, будете лишены прав на защиту (в том числе права на обжалование решения). Поэтому очень четко соблюдайте установленные сроки.

44. Серьезно относитесь к документальным доказательствам своей правоты. Помните: слова к делу не пришьешь. В случае, если вам самостоятельно не удалось получить необходимый для вас документ в том или ином органе, смело заявляйте ходатайства в суд об истребовании данного документа и просите приостановить судебное разбирательство до получения судом необходимого документа.
Если вам судом будет в этом отказано, сразу же обжалуйте данное определение суда в высших инстанциях.

45. При ответах на вопросы в суде старайтесь говорить определенно, в стиле "ДА" или "НЕТ". Если не хотите отвечать, скажи-те "ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ". Если вы будете давать сложные, неясные ответы, то секретарем суда, ведущим протокол судебного заседания, они могут быть неверно истолкованы.

46. Никогда не опускайте руки. Если судом первой инстанции вопрос решен не в вашу пользу, помните, что еще есть как минимум две инстанции, в которых вы можете добиться положительного решения вопроса. Для этого внимательно изучите решение суда пер-вой инстанции и уясните, что вы не смогли доказать суду или в чем суд ошибся. Особенное внимание следует уделять процессуальным ошибкам суда. Однако, в этом квалифицировано может помочь только юрист или адвокат.

47. В случае, если вы решили защищать себя в суде само-стоятельно, рекомендуем при необходимости использовать следующий прием. Если в суде возникла ситуация, которую вы не можете самостоятельно оценить и правильно на нее отреагировать, ходатайствуйте об отложении слушания с целью получения вами квалифицированной помощи у юриста. Как правило, это срабатывает и дает вам время квалифицированно подготовить свою защиту.

 
 
 

Введение

К Вам подошли с проверкой

Проверка органами милиции

Проверка налоговой инспекцией

Проверка налоговой полицией

Проверка Госторгинспекцией

Проверка органами местного самоуправления

Проверка Обществом защиты прав потребителей

Проверка органами Санэпидемнадзора

Проверка органами Госстандарта

Вас неправомерно оштрафовали, что делать?

У вас изъяли товар, что делать?

Вас вызывают к следователю, как себя вести?

Сколько надо платить в пенсионный фонд?

Единый налог - благо или...?

Примеры исковых заявлений